Непосредственно-образовательная деятельность по подготовке детей к обучению в школе «Звук [ч] и буква Ч»

Ольга Авдеева
Непосредственно-образовательная деятельность по подготовке детей к обучению в школе «Звук [ч] и буква Ч»

Цель. Уточнить артикуляцию звука [ч]; упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; учить детей заканчивать слово одним звуком или одним слогом; ознакомить детей с буквой Чч; закреплять образы букв, развивать моторику рук, слуховую память.

Оборудование. Индивидуальные зеркала; панно букв; кукла Манечка; игрушки: медведь и медвежонок, ворона; набор картинок; листы со схемами; карандаши; ручки шариковые.

Ход занятия.

1. Игра-приветствие:

- Клубочек другому передаю,

И ласково имя его назову.

2.- С каким звуком и буквой вы познакомились на прошлом занятии?

Целый час жужжит уже

На цветочке буква (ж)

Найдите, на панно букву Ж. Какой звук обозначает эта буква?

2. Я прочитаю вам шуточное стихотворение. Почти во всех его словах есть звук, с которым мы сегодня будем знакомиться. Слушайте внимательно. (Воспитатель при чтении голосом выделяет звук [ч].)

Оля мучила расческу,

В школе делала прическу.

Мучила-то, мучила,

Да получилось чучело.

3. Артикуляция звука [ч].

Губы округлены и выдвинуты вперед; зубы сближены; широкий кончик языка упирается в передний край нёба; посередине языка идет толч-кообразная воздушная струя.

Характеристика звука. Звук [ч] — согласный, всегда произносится мягко (нежно).

Артикуляционная гимнастика: «Язычок гулять собрался»:

Погулять язык собрался (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу,

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу,

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно,

Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз,

Наверх залез (потянуть язык к носу,

Раз и в ротике исчез (закрыть рот!

4.— Сегодня я расскажу вам историю, которая произошла с девочкой Манечкой. Слушайте и помогайте мне.

На поляночке возле леса девочка Манечка собирала грибочки. Вдруг откуда ни возьмись появился большой лохматый медведь и спрашивает грозным голосом: «Что ты делаешь в моих владениях?»«Грибочки собираю для мамочки да папочки», — ответила Манечка. «Кто тебе разрешил! Вот заберу тебя к себе в берлогу, будешь ухаживать за моим сыночком», — сказал медведь да так и сделал. Посадил Манечку к себе на плечи и понес к своей берлоге.

Игра «Докончи слово».

а)Одним звуком [ч]:

— А Манечка умная была. Стала она дорогу отмечать, бросать предметы, которые у нее были. Если вы докончите слово звуком [ч], то узнаете, какие это были предметы: клю. (ч, кала. (ч, обру. (ч, мя. (ч).

б)Одним слогом:

— Дорога была длинной, и Манечка стала бросать предметы, которые у нее еще остались. Если вы докончите слово одним слогом {-чек, то узнаете, какими предметами Манечка отмечала дорогу:

плато. (чек) значо. (чек) фарту. (чек) крючо. (чек) носо. (чек)поясо. (чек)

— Дошел медведь до берлоги. А там медвежонок сидит и поет песенку. Давайте и мы споем вместе с медвежонком.

Под аккампанимент металлофона пропевается скороговорка: «четыре черненьких чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж».

Проголодался медвежонок. Замесила Манечкаона тесто, печь истопила и испекла вкусные пирожки.

Пальчиковая гимнастика:

Маша тесто замесила,

Пирожки слепить решила.

Чтоб пирог был повкусней,

Изюм добавим мы быстрей.

Изменение слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

— Поел и уснул маленький медвежонок, а Манечка прибираться стала. Сначала вымыла большую миску, потом маленькую. (мисочку, сначала большую чашку, потом маленькую. (чашечку, сначала большую ложку, потом маленькую. (ложечку).

Поправила сначала большую подушку, потом маленькую. (подушечку, сначала большую простынку, потом маленькую. (простыночку). Поставила на полку сначала большую корзину, потом маленькую. (корзиночку). И т. д.

Пришел медведь домой. Смотрит, в берлоге чистота и порядок. Говорит медведь Манечке: «Отпустил бы я тебя домой, да некому за Мишуткой моим присматривать». Тут мимо Сорока пролетала, услыхала слова медведя и застрекотала: «Ничего ты, медведь, не знаешь. А в нашем лесочке, на зеленом лужочке детский сад открылся для лесных зверят». Медведь и говорит девочке: «Ну что ж, отведешь Мишутку в детский сад. А потом иди домой, если дорогу найдешь. Не найдешь — у меня жить будешь».

Отвела Манечка медвежонка в лесной детский сад, а там звери на полянку играть выбежали. Давайте, ребята и мы немного отдохнем.

Физкультминутка: «Если весело живется делай так».

Понравилось Манечке в лесном детском саду, решила она ненадолго остаться и загадать зверятам загадки:

1. Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник)

2. У них усы не для красы,

Они показывают время.

И называются (часы).

3. Кто же это ходит,

В каменной рубахе.

В каменной рубахе

Ходит….(черепаха).

Начали рассказывать звери Манечке о том, что заблудились у них буквы в стихах. Попросили помочь им.

1. Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

2. На болоте нет дорог,

Я по кошкам скок да скок.

3. Наевшись рыбы до отвала,

На море гайка отдыхала.

Собралась Манечка домой идти. Ребята, вспомните пожалуйста, какие предметы бросала Манечка, когда нес ее медведь? (Дети отвечают развернутым предложением. Воспитатель поощряет ребенка, если он называет несколько предметов, используя интонацию перечисления. При необходимости педагог помогает детям вспомнить предметы.)

5. Знакомство с буквой Чч.

Мы знакомились со звуком [ч], а вот буква Ч (показ буквы):

Ч — вы правильно решили

Пишут так же, как 4 (четыре).

— Только с цифрою, друзья,

Путать букву нам нельзя. (В. Степанов.)

Размещение буквы на панно по адресу: первый этаж, квартира № 3.

Закрепление образа букв.

— Посмотрите на эти буквы. Сколько здесь букв Ч?

Ч А У Ч М Ж Н Ч Б Ж Д Ч

-Ребята, перед вами лежит схема. Найдите на ней букву Ч, и закрасьте ее карандашом.

-Сегодня на занятии вы очень хорошо работали. Что вы запомнили? (Ответы детей).

Публикации по теме:

«Алфавит» Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Алфавит Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Цель: Уточнение представлений.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д» Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звук и буква «Д». Программное содержание: 1. Знакомство.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Звук, буква, слог, слово, предложение» (подготовительная группа) Конспект НОД по подготовки к обучению грамоте подготовительная группа Учитель логопед: Шарифуллина Т. В. МБДОУ д. сад №1 «Улыбка» Тема: «Звук,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква [и]. Звуковой анализ слова «игла» Программное содержание: Образовательно – познавательные задачи: расширить представления детей о профессиях; познакомить с буквой «и»; упражнять.

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте детей 7-го года жизни с ОНР III уровня «Звук [Т]. Буква «Т» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей 7-го года жизни с ОНР III уровня. Тема: «Звук [Т]. Буква [Т]» Цель: Закрепить произношение.

Непосредственная образовательная деятельность «Звук [А] и буква А» НОД. Звук и буква «А» Цели: коррекционно – образовательные: - познакомить детей с механизмом образования звука «А»; - формировать и расширять.

Непосредственная образовательная деятельность «Звук [У] и буква У» НОД. Звук и буква «У» Цели: коррекционно – образовательные: - закреплять навыки чёткого произношения звука «У»; - формировать и расширять.

Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [о], буква О» Тема: Звук [о], буква О. Цель: знакомство с буквой О, со звуком [о]. Задачи: 1).Образовательные: познакомить детей с буквой О, со звуком.

Непрерывная образовательная деятельность по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности «Звук и буква И» Тема «Звук и буква И» Задачи: - Образовательная область «Речевое развитие»: Познакомить детей со звуком и буквой И. Учить подбирать слова.

Занятие по обучению детей 4–5-летнего возраста чтению «Звук [У], буква У» Занятие №1 из первой части разработок по обучению детей 4–5 летнего возраста чтению. Звук «У», буква «У». Занятие №2. Тема: Звук и буква.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Непосредственно-образовательная деятельность по подготовке детей к обучению в школе «Звук [ч] и буква Ч»
Опубликовано: 22 января 2017 в 09:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Фотоотчёт о совместной трудовой деятельности воспитателя с детьми на участке осенью
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о совместной трудовой...
Мастер-класс «Панно «Три кота, два хвоста» из камушков
Данный мастер -класс предназначается для сстарших дошкольников и совместного творчества родителей и детей. Нам понадобится: камушки нужной формы,...
Отчёт о проведении мастер-класса для родителей и детей «Наша ромашка»
Отчёт о проведении мастер - класса для родителей и детей " Наша ромашка " . Возраст : вторая младшая группа . Участники : дети , родители , педагоги...