Елена Упилкова
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать у детей представление о свойствах воздуха путем экспериментирования.
Задачи: О: Расширять представление о свойствах воздуха, через опытно-экспериментальную деятельность.
Р: Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, любознательность, умение делать выводы.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
В: Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его доступными способами.
Возрастная группа старшая
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие» (обогащение и закрепление знаний детей о свойствах воздуха, представление детей о значимости воздуха в жизни человека, проведение опытов и умение делать выводы).
«Речевое развитие» (общения со взрослыми и детьми, расширение словарного запаса).
«Социально-коммуникативное развитие» (дружеские взаимоотношения между детьми, правила безопасного поведения во время проведения опытов).
«Физическое развитие» (расслабление и отдых детского организма во время динамической паузы).
Оборудование: Шкатулка, резиновый мяч, воздушный шарик, целлофановые пакеты, стаканчики с водой, трубочки по количеству детей, дольки апельсина, чеснок, лук, духи, схема, карточки.
Предварительная работа: Беседы о воздухе, его роли в жизни человека и природы, разучивание текста динамической паузы, наблюдения за погодой, ветром.
Словарная работа: Научная лаборатория, учёные, опыты.
Методы и приемы: беседа, наблюдение, опыты, игра, динамическая пауза, загадка.
Образовательные технологии :
- технология проблемного обучения,
-здоровьесберегающая технология,
-технология исследовательского метода
Ход НОД
1. Вводная часть
Организационный момент 1 минута
Посмотрите, какое сегодня красивое утро! Я желаю всем хорошего настроения и улыбок. Но сначала давайте поздороваемся:
Всем "Привет! " и "Добрый день! "
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся. (Дети встают в круг. На слова «Привет!» машут рукой друг другу, на слова «Добрый день!» машут рукой взрослым.)
Мотивация
(процесс включения в деятельность) 2 минуты
Посмотрите, какая у меня красивая шкатулка.
В ней лежит что-то очень ценное для каждого человека. Хотите узнать, что там? (да)
Смотрите. (открывает шкатулку, показывает, она пустая)
Что вы видите? (Шкатулка пустая, в ней ничего нет)
Я с вами не согласна, она не пустая. В ней лежит отгадка на загадку. Послушайте.
"Через нос проходит в грудь
и обратный держит путь.
он невидимый, но все же
без него мы жить не можем".
Что это? (Воздух)
А что вы знаете о воздухе, какой он, какими свойствами обладает? (Высказывания детей)
(Дети садятся на ковёр)
2. Проблемная ситуация 3 минуты
Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание, попробуйте не дышать. (пауза)
Дети задерживают дыхание, но не надолго и выдыхают.
Как ваше состояние, трудно не дышать? (Да, трудно.)
Долго ли человек может не дышать? (Нет).
Что произойдет, если человек не сможет дышать? Что случится на Земле, если не станет воздуха? (Без воздуха человек погибнет)
Скажите, а кроме людей кому-нибудь ещё нужен воздух? Для чего? (Воздух нужен растениям и животным, чтобы дышать.)
Какой воздух нужен для дыхания? (Чистый, свежий.)
Что мы с вами можем сделать, чтоб наш воздух был свежим и чистым? (Сажать деревья, которые очищают воздух.)
Итак, подведём итог. Для чего и кому нужен воздух? (Воздух необходим человеку и всему живому на Земле для жизни.)
Это самое главное свойство воздуха. Но у воздуха есть немало и других интересных свойств. Хотите узнать, каких? (Да)
3. Основная часть
Актуализация знаний 13 минут
(Дети садятся за столы)
Для этого нам поможет научная лаборатория. Мы будем делать опыты, как настоящие учёные. И вы должны соблюдать осторожность при работе с водой, чтобы не разлить на себя и не облить товарища.
Посмотрите, на доске у нас схема - слово и несколько вопросов. Схема поможет нам узнать о свойствах воздуха, для этого нужно ответить на вопросы.
1. Вопрос: Для чего нужен воздух? (Воздух необходим человеку и всему живому на Земле для жизни.)
На столе лежат карточки, Катя, посмотри есть ли подходящая карточка с изображением этого свойства воздуха?
(Карточка заменяет вопрос) (Ребёнок находит подходящую карточку. Вопрос меняет на карточку.)
Посмотрите вокруг, кто-нибудь сейчас видит воздух? А может его вовсе нет? А вы хотите поймать воздух и посмотреть на него?
Опыт 1 Возьмите пакеты и закрутите их.
то в пакетах сейчас? (Воздух)
Как вы догадались? (Пакет надулся)
Мы видим воздух? Какого он цвета? (Нет)
Вопрос: Какой воздух, если мы его не видим? (Невидимый, бесцветный, прозрачный)
(Карточка заменяет вопрос)
Опыт 2 Мы поймали воздух в оболочку пакета? Как еще можно поймать воздух? (Надуть шарик, накачать мяч, автомобильные шины и др.)
Какой формы воздух в пакете, в мячике, в воздушном шарике?
Вопрос: Какую же форму имеет воздух? (Воздух не имеет формы
(Карточка заменяет вопрос)
4. Динамическая пауза 2 минуты
У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой кусочек ткани. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам конечно же воздух
Дружно мы все встали в круг
Будем делать парашют.
Друг за другом мы идём,
Парашют в руках несём.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Лёгким воздухом надут.
(Дети берутся руками за край ткани и выполняю движение по тексту.)
Опыт 3 Возьмите скрепку и опустите её в стакан.
то с ней произошло? (Скрепка утонула)
Почему? (Она тяжелее воды)
А теперь наберите в лёгкие воздуха и через трубочку также опустите в стакан.
У вас получилось? Что произошло? (Пошли пузырьки. В воздух через трубочку попал в воду и пузырьками вышел из неё.)
Какой вывод мы можем сделать? (Воздух легче воды)
(Карточка заменяет вопрос)
Опыт 4 Понюхайте, чем пахнет воздух?
Ничем не пахнет)
Давайте поиграем в игру «Узнай по запаху».
Сейчас вам придется работать в группах. Возьмите баночку, отклейте защитную пленку. Какой запах вы почувствовали?
Чем пахнет воздух сейчас? (Дети нюхают непрозрачные баночки с апельсином, чесноком луком, духами.)
Но пока мы не принесли апельсин….воздух ничем не пах.
Чем ещё может пахнуть воздух? (Высказывание детей)
Какой вывод мы можем сделать? (Воздух не пахнет, но переносит запахи других предметов.)Имеет ли воздух запах?
(Карточка заменяет вопрос)
5. Заключительная часть (итог НОД) 2 минуты
Рассмотрение схемы (Дети вспоминают по карточкам о свойствах воздуха)
Уважаемые учёные давайте подведем итоги.
Я буду говорить утверждения, а вы, если со мной согласны, хлопаете в ладоши, если не согласны, топаете.
Воздух окружает нас со всех сторон.
Воздух голубого цвета
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Чистый воздух не имеет запаха, но может
передавать запах предметов.
Человек может жить без воздуха.
Ветер – это движение воздуха.
Воздух можно «запереть» и «поймать» в оболочку.
Воздух может двигать предметы.
6. Рефлексия 2 минуты
Что ты нового для себя узнал?
Тебе было интересно?
Ты хорошо отвечал на вопросы?