МААМ-картинки

Непосредственно-образовательная деятельность по экологии «Зеленая страна»

татьяна доля
Непосредственно-образовательная деятельность по экологии «Зеленая страна»

Цель: закрепить знания о лесе, как о экосистеме; дать понятие, что лес -живой и его нужно беречь.

Задачи:

сформировать понятие "Этажи леса";

способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы; у них есть корень, стебель, листья, цветы;

способствовать развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модель;

стимулировать интерес детей к проведению опытов, совершенствовать умение делать выводы, умозаключения самостоятельно и с помощью воспитателя;

Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по экологии „Зеленая страна“» размещена в разделах

развивать у детей элементы экологического сознания : "Мы нужны друг другу на земле".

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Безопасность».

Материалы:

Панно «Лес – многоэтажный дом», мини-музей леса, совместные поделки родителей и детей, коллективная работа детей «Экосистема лес», семейные фотографии воспитанников «На природе»; модели эколого-систематических групп : «Строение растений», «Живое», «Корни», «Функции корня», «Стебель», «Цветок», «Лист», «Растения», «Способы размножения»; оборудование для опытов.

Предварительная работа: ознакомление с обитателями и растениями леса, наблюдения, рассматривание картин, беседы, проращивание семян, огород на окне, опыты с фасолью, опыты с растениями.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

I часть. Организационный момент. (Создание эмоционально-положительного фона занятия)

Дети входят и свободно размещаются вокруг воспитателя.

Давайте улыбнемся! Как хорошо вокруг!

Природа нам хороший, наш добрый, верный друг.

А сейчас повернитесь друг к другу.

Обнимитесь и пожелайте друг другу удачи на целый день.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, которую я вам сейчас загадаю.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

Воспитатель: Дети, мы уже говорили с вами о том, что нас окружает удивительный мир – мир природы, который живет своей жизнью. Природа создала для нас великолепную страну – лес. Он встречает нас миром звуков, запахов, сотнями загадок и тайн.

-Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой ­ березка, рядом с елью - рябинка. В лесах нашего Кондинского района встречаются и кедры, и сосны, и пихты. Много в нашем лесу и разных кустарников, трав, цветов.

Вывешивается модель «Лес - многоэтажный дом».

- Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину - слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посмотрим, сколько этажей в лесу. (Показ на схеме «Лес – многоэтажный дом»)

- Посмотрите, какие высокие деревья. Вы их узнали?

-Правильно, это сосна и ель. Сосны и ели -это светолюбивые деревья, поэтому они вырастают стройными и высокими и занимают самый высокий этаж в старом лесу - пятый.

- Много в лесу деревьев.

- Растут в лесу деревья и невысокие. Например, береза ива, верба. Помогайте.

Дети называют: рябина, черемуха, осина

- Посмотрите на панно, какой этаж занимают эти деревья?

- Молодые деревца носят свое особое название - подросток. Эти деревца как дети, пройдет время, и они подрастут и займут каждый свой этаж, а пока подросток занимает третий этаж в нашем многоэтажном доме.

- Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня).

- Какие лесные кустарники вы знаете? (можжевельник, шиповник, малина, смородина и др.). Какой этаж занимают кустарники?

- Что растет под кустами и на каком этаже рассполагается? (Трава, цветы, мох, грибы.)

- Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала, здесь прячутся корни зеленых обитателей леса.

Исследовательская деятельность

Уши слушают – и все слышат,

Глаза смотрят - и все видят.

Ноги не мешают, руки помогают.

А голова – хорошо думает.

Воспитатель: Ребята, скажите, этот цветок относится к природному или рукотворному миру? (искусственный цветок)

Ребенок: К рукотворному миру. Это не живое растение, а сделанный руками человека цветок.

Воспитатель: Ребята, скажите, к какой природе относятся деревья в лесу? (Ответы детей)

Воспитатель: Почему вы так решили? Перечислите, пожалуйста, признаки живого. (Работа со схемой-моделью «Живое»)

Воспитатель: Перечислите, что есть у каждого растения. (Работа со схемой-моделью «Строение растения»)

Дети: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы

Воспитатель: Ребята, а может растению вовсе не нужны корни, их все равно не видно, они же под землей находятся.

Дети: Корни дышат, удерживают растение в земле, всасывают влагу (питают растение). (Работа со схемой-моделью «Функции корня»)

Воспитатель: Я предлагаю посмотреть так ли это на самом деле.

Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом берем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.

Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).

Вывод: Корни удерживают растение в земле.

Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.

Опыт 3: В банку с водой опустить образец почвы: почему появились прозрачные пузырьки? Что это такое? Откуда взялся воздух? Он находится между комочками почвы.

Вывод: В почве есть воздух и корни им дышат.

Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу).

Воспитатель: А какие бывают корни?

Дети: Мочковатые, стержневые. Мочковатые – растение получает много света, воды, тепла, растет в хорошей почве. Стержневые корни – растение растет в бедной почве, получает мало воды.

Физкультминутка:

Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)

Ноги – это корни, их расставим шире. (Расставить ноги)

Чтоб держали дерево, падать не давали, (Руки вниз, пальцы растопырить)

Из глубин далеких воду доставали. (Наклон вперед, сделать ладони горстью)

Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, (Распрямиться, покачивание)

И своей верхушкой острой в небо упирается. (Ладонями изобразить крышу)

Наши руки – это ветви, крону вместе образуют (руки вверх, сомкнуть над головой)

В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (покачать головой)

Пальцы веточками будут, листья закрывают их (пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)

Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг! (Опустить руки)

Воспитатель: Ребята, а для чего растению нужен стебель?

Дети: Помогает растению дышать, дает опору листьям и подставляет их к солнечным лучам, стебель проводит воду к другим частям растения. (Работа со схемой-моделью «Функции корня»)

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, есть ли в коре воздух?

Опыт 4: Возьмите кусочки толстой коры (сосны) и опустите их в прозрачную емкость с водой. Тонет ли кора? Что появляется в воде?

Вывод: В воде появляются пузырьки воздуха. Значит в коре есть воздух. Воздух легче воды, поэтому кора дерева не тонет.

Связь с повседневной жизнью: Кора – это «одежда» растений. Поскольку внутри нее находится воздух, кора защищает дерево или кустарник от переохлаждения и перегревания. (У людей тоже есть одежда, внутри которой находится воздух, это теплые куртки, сапоги и шапки).

Воспитатель: Вы знаете про корень, стебель, а про лист – что вы можете сказать?

Дети: Лист улавливает свет, испаряет влагу, дышит (вдыхает углекислый газ, а выдыхает кислород). (Работа со схемой-моделью «Лист»)

Опыт 5: Вчера вечером, перед уходом домой, мы положили листья фиалки в полиэтиленовый пакет и плотно завязали его, чтобы воздух не проникал внутрь. Посмотрите, что появилось в пакете? (капельки воды). Откуда они взялись?

Вывод: С листьев растений капельки тоже «убегают» вверх, к тучкам, только мы этого не замечаем.

Связь с повседневной жизнью: Если капельки «убегают» с листьев, значит, в растении становится меньше воды. Поэтому растения нужно поливать.

Опыт 6: Ребята, что мы сделали, чтобы узнать дышат ли растения?

Ребенок: Мы аккуратно намазали нижнюю часть листа фикуса кремом и оставили его на некоторое время.

Воспитатель: Что происходит с листом? Почему лист начинает увядать?

Растениям тоже нужен воздух, только дышат они не с помощью носа, а через очень маленькие дырочки на листьях. Дырочки настолько малы, что увидеть их можно только с помощью микроскопа.

Вывод: Растениям тоже нужен воздух. Они дышат через крохотные дырочки на листьях. Эти дырочки находятся на нижней стороне листа.

Связь с повседневной жизнью: Поскольку растения дышат через дырочки, их листья должны быть чистыми. На коре березы есть небольшие черточки. Через них тоже проходит воздух.

Копоть от заводов, машин, от лесных пожаров оседает на растениях и растениям становится тяжело дышать, из-за копоти многие растения погибают ( воспитатель показывает опыт: поджигает свечу и подносит к пламени белую фарфоровую тарелку; копоть от свечи оседает на поверхности тарелки)

Заключительная часть

Экологическая задача «В лес пришли лесорубы. Что будет?»

На фланелеграфе собирается модель леса; животные размещаются в разных ярусах леса в соответствии с местами их обитания. Затем деревья убираются. Дети наглядно видят, что практически все животные остались без «дома». Птицам негде сидеть и вить гнезда, мелким зверя нельзя спрятаться и они легко становятся добычей хищников. В сложное положение попадают насекомые: они всем видны. Дети понимают, что животные лишились не только дома, но и пищи. Первыми пострадают растительноядные животные; они будут вынуждены уходить из этих мест, иначе погибнут. Когда растительноядных животных станет меньше, начнут испытывать голод и хищные. Тут нужно рассмотреть не только крупных зверей, но и улиток, червей, насекомых, лягушек, змей, ящериц. Ведь каждое из этих животных имеет право на жизнь и лишается этого права после вырубки деревьев.

При исчезновении деревьев страдают и кустарники, травы, грибы. Деревья защищали их от ветра, дождей, обжигающего влияния Солнца, ведь растения нижнего яруса тенелюбивы.

Вывод: Вырубка деревьев наносит непоправимый урон природе : лес исчезает.

Лес – наше богатство! Давайте будем беречь его.

Берегите добрый лес-

Он источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клены, ели –

Берегите лес!

Белке, кунице, зайцу, лисице

Лес – дом родной.

Птице и зверю хочется верить

В мир и покой!

Публикации по теме:

Экологическая игра-проект «Узнай, назови, расскажи» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА-ПРОЕКТ «Узнай, назови, расскажи» Актуальность проекта Данная игра – проект позволит сформировать у дошкольников представления.

Конспект занятия с обучающимися 1-го класса «Учимся быть внимательными» Занятие для учащихся 1-х классов на тему: «Учимся быть внимательными» Цель: формирование представления о психических процессах внимания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно-образовательная деятельность по экологии «Зеленая страна»
Опубликовано: 19 октября 2014 в 15:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД