Лучший педагог года

Непосредственно образовательная деятельность «Россия — наш общий дом»

Надежда Субботина
Непосредственно образовательная деятельность «Россия — наш общий дом»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №72 общеразвивающего вида

Непосредственно образовательная деятельность

«Россия – наш общий дом»

Выполнила:

Воспитатель подготовительной группы

Субботина Н. Н.

Томск 2016

Цель: Познакомить детей с многонациональным составом населения России.

Задачи:

Образовательные

- Формировать понятие «единство народа».

- Знакомить детей с разными народами России, их обычаями, традициями.

Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Россия — наш общий дом“» размещена в разделах

- Расширять знания о природных богатствах России.

Развивающие

- Развивать интерес к истории своей страны.

- Способствовать развитию речи, мышления, памяти, коммуникативных навыков.

- Формирование умения работать в группе.

Воспитательные

- Воспитывать патриотические чувства: любовь и уважение к Родине.

- Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

- Формирование чувства гордости за свою страну, народ.

Предварительная работа:

- Знакомство с географическим положением России.

- Знакомство с символикой нашей страны.

- Разучивание песни В. Струве «У моей России длинные косички».

Приоритетная образовательная область : «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, конструктивная.

Оборудование: карта России (контур) на ватмане, с флагом, гербом, гимном, изображением президента; паззлы по цвету природных зон России; картинки с изображением разных народов России (большие и маленькие); куклы в национальных костюмах; раскраски национальных костюмов; пластилин, цветная бумага, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеёнки, салфетки, вата, карандаши цветные, мелки восковые; детали животных и жилища для конструирования; разрезные картинки; заготовка для яранги и юрты из трубочек и ткань; мягкие подушки по количеству детей; ткань синего цвета для водоёма; ткань для юрты; макет яранги, сани; рыбки на верёвочках, прикреплённых к карандашам; проектор, доска, ноутбук, минусовка песни.

Использованная литература:

Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2015. – 96с.

Наша родина – Россия. Информационно – деловое оснащение ДОУ. – М. : «Издательство «Детство – пресс».

Колпакова О. Дома мира. М. : – «Издательство «Настя и Никита», 2015.

Вохринцева С. В. Окружающий мир. Наш дом – 2008.

Сеть интернет

Ход НОД:

Слайд 2

Дети заходят в зал под музыку Г. Струве «У Моей России длинные косички» становятся полукругом перед зрителями, здороваются с ними и поют первый куплет песни и припев:

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная -

Нет земли красивей.

Под музыку дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Я согласна с автором этой песни, что «нет земли красивей» и сейчас мы с вами это докажем, а заодно и вспомним чем богата наша Родина.

Дети подходят к плакату, на котором изображена карты России, которую начали оформлять ранее (на плакате приклеены флаг, герб, гимн, президент).

Воспитатель: Только вот незадача - пока я карту несла – все детали рассыпались. Поможете их сложить?

Для этого отгадайте загадки:

На планете это место

Чрезвычайно интересно.

Там совсем деревьев нет,

Не растет и клевер,

В этой точке юга нет,

А повсюду - …

(Север).

- Чем богата наша Родина на Севере страны (богата ледниками, снегами). Деталь какого цвета мы возьмём? Это зона Крайнего Севера называется Тундра.

Дети берут деталь белого цвета и прикрепляют к северной части на карте. Далее собирают цветовые пазлы, соответствующие природным зонам России.

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой -

Скинет с плеч её долой?

(Лес) – зелёный паззл

Вся в вершинах эта местность,

Для людей неробких.

Здесь туристам интересно

Вверх идти по тропке.

(Горы) – коричневый паззл

Тут, куда не кинем взгляд,

Травы ровные стоят

И колышутся волнами

Под душистыми ветрами.

(Степь) – жёлтый паззл

В ней песков большие груды

Называются барханы,

И по ним идут верблюды,

Растянувшись караваном.

(Пустыни) – светло-коричневый

Воспитатель: Посмотрите, чем богата наша Родина?

Слайд 3

Дети отвечают, воспитатель показывает на слайд и называет природные зоны.

- На севере снегами и льдами – зона тундры, лесами, степями, горами. Даже пустыни есть.

- Какая зона занимает больше всего места?

- А какая самая маленькая?

Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. И начнём с самого севера.

- Ой, вы ничего не слышали? Голос чей-то? Посмотрим?.

Воспитатель: Вы пока рассаживайтесь на стульчики, а я посмотрю кто там.

Воспитатель достаёт куклу – представителя народов крайнего севера и от её лица разговаривает с детьми.

Слайд 4

Чукча (кукла) : Здравствуйте, ребята! Я по национальности чукча. Я живу в Тундре, среди снега и льда. Хотите узнать, кто ещё живёт со мной на Крайнем Севере? Кто может прочитать?

Слайд 5

Чукчи, ненцы, якуты, ханси, манси.

Один ребёнок читает, кукла повторяет.

Чукча (кукла) : Сколько нас много!.

Слайд 6

Чукча (кукла) : Для езды по снежным просторам, мы, жители Крайнего Севера используем сани – нарты, которые запрягаем особой породой ездовых собак (хаски, либо оленями.

Слайд 7

Чукча (кукла) : Основным нашим занятием является охота, рыболовство и оленеводство. Мы, народ кочевой.

- Что это значит, кочевой?

- Это значит, что племена всегда перемещаются, следуя за стадами домашних оленей.

Слайд 8

Чукча (кукла) : Одежда наша очень тёплая – она сделана из оленьих шкур, украшена мехом и вышивкой.

- Олени дают нам все: и одежду, и еду, и крышу над головой. Наше жилище называется чум или яранга. Она легко разбирается, т. к. состоит из палок, которые покрываются оленьими шкурами. Вот посмотрите.

Чукча разбирает макет чума.

Чукча (кукла) : Что-то рыбки захотелось. Поможете наловить?

Воспитатель: Поможем? А Где мы сможем наловить рыбу? Тогда идём к водоёму. Слайд 9

Игра «Поймай рыбку»

Дети встают вокруг импровизированного водоёма, берут карандаши и по команде чукчи начинают накручивать ленту на карандаш, проговаривая стихотворение:

Рыбки в озере живут.

Рыбки в озере плывут.

Хвостиком ударит вдруг,

И услышим мы – плюх, плюх!

Воспитатель: Посмотрите, а у … рыбка не простая. Она хочет что-то нам сказать.

Воспитатель берёт в руки рыбку и рассказывает о задании.

- Рыбка говорит, чтобы жить в суровых условиях Севера, нужно иметь крепкое здоровье. А для этого, что мы должны делать?. Дети отвечают

Массаж спины

Дети встают друг за другом и делают соседу спереди массаж. Второй раз поворачиваются и делают тем, кто делал им.

С неба падают пушинки,

Белоснежные снежинки.

(Пальчиками постукивают по спине)

В воздухе летят, кружат

Вьюгу нам позвать хотят.

(Гладят ладонями по спине круговыми движениями)

И метель тут разыгралась –

Всё вокруг заколыхалось

(Стучат легонько ладонями по спине)

Ой, ребята, ураган –

Расходитесь по домам!

(Стучат легонько кулачками по спине)

- И мне пора возвращаться, до свидания.

Кладёт на сани сложенную ярангу и уезжает.

Воспитатель: На память о своём народе чукча оставил нам картинки с их изображением. Давайте их приклеим к карте, что не забыть о нашем знакомстве.

Слайд 10

(Один выходит и наклеивает их на карту в зоне севера)

Слайд 11

Воспитатель: По соседству с народами Крайнего Севера, в зоне лесов – тайге, живём мы с вами – русские. Хоть тайга богата хвойными лесами, но символом России является другое дерево. Какое?

- Берёза.

- А это национальный костюм нашего народа: у девушек – сарафан, рубашка и кокошник, а у молодца – штаны, рубаха, кафтан, кушак.

- Если посмотреть на национальную одежду, берёзу, кремль, народную роспись. Какие цвета преобладают? (Белый, синий, красный). И что они нам напоминают? (Флаг)

- Вот и они дают нам картинки на память о себе …

- Как всё-таки красиво в нашем лесу. Может, присядем, отдохнём? Вот и подушки. (На подушки)

Слайд 12

Воспитатель: Нашими близкими соседями являются такие народы.

Калмыки, буряты, мордовцы, башкиры, татары, цыгане и другие.

- А вы знаете, что некоторые из них не пользуются мебелью. Как вы думаете, где они тогда сидят, едят, спят?

- Почему?

Слайд 13

Изображение людей, сидящих в юрте на полу.

Воспитатель: Они живут в степи. Этот народ тоже кочевой.

- Что это значит? С какими кочевыми народами вы уже познакомились?

- На чём передвигаются народы Крайнего Севера?

- Да, на санях, запряжёнными оленями или собаками.

Слайд 14

- А люди степи передвигаются на повозках и запрягают в них … ?

Слайд 15

Юрта

Воспитатель: Жители степей создают свой дом из шерсти овец. Из неё они делают ковры, которые и являются тёплыми стенами дома. Такой дом называется юрта.

- На какое жилище похожа юрта?

- Юрту можно собрать всего за один час и перевезти с собой, также как и … (ярангу)

Воспитатель: Хотите поиграть – построить юрту? Тогда слушайте и повторяйте.

Слайд 16

Игра «Юрта»

Раз – овечка, два – колечко,

Вот готов уже ковёр.

Но летать на нём не станем

Юрту новую поставим!

1-2-3-тяни!

Дети, держась за кусок ткани, идут по кругу. На последнюю строчку одновременно поднимают ткань над головами и садятся на корточки, укрывшись с головой.

Воспитатель: Посмотрите, что здесь лежит. (Картинки жителей степи)

Слайд 17

Воспитатель: В каких природных зонах мы ещё не побывали? (Горы, пустыни)

- Присаживайтесь куда вам удобнее: на подушки или на стульчики, и посмотрите …

Слайд 18

Воспитатель: Это народы, живущие в горах (осетины, кавказцы, ингуши)

Слайд 19

Воспитатель: Сакля – жилище кавказских горцев. Сакля строится из глины и может крепиться прямо к скалам. Селения горцев выглядели как большая каменная лестница, в которой крыша одного дома являлась полом или двором для дома сверху.

- Горные жители занимаются разведением овец и коз.

- Что они дают человеку?

Слайд 20

Пальчиковая игра «Овечки»

Шерсть у овечек –

В забавных колечках.

(Дети поочерёдно соединяют все пальчики с большим, образуя колечки)

Пострижём к зиме овечек –

Будет много пряжи.

(Ножницы в разном положении)

Очень много рукавичек,

Свитеров навяжем.

(Вяжем спицами)

Воспитатель: Посмотрите, что оставила нам овечка. (Картинки с изображением жителей гор)

Воспитатель:

Слайд 21

- С какими народами мы познакомились? (Дети отвечают)

- Даже получили картинки на память.

- У каждого из них, свои традиции и обычаи.

- Даже национальный язык у каждого народа свой.

- Но, несмотря на это, нас что-то объединяет. Что? (Мы живём в одной стране и говорим на русском языке)

- Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России.

- С помощью карты и представителей разных народов мы показали, что мы едины?.

Слайд 22

Воспитатель: Есть даже такой праздник «День народного единства», который празднуется 4 ноября – совсем скоро.

Воспитатель: А теперь я предлагаю порисовать, полепить, поиграть…

Дети распределяются по группам, в зависимости от вида продуктивной деятельности :

• Конструирование из деталей (животные, сани и повозка; юрта и яранга).

• Разрезные картинки «Народы России», «Жилища».

• Раскрашивание национальных костюмов.

• Лепка (по замыслу детей, можно животных или кукол).

• Аппликация (туловище овечки ватой).

• Игра «Одень куклу».

После продуктивной деятельности, дети, с выполненными работами встают полукругом.

Воспитатель:

Живут в России разные

Народы с давних пор:

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд,

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

Другой оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна

А Родина – Россия

У нас у всех одна!

(Степанов В.)

Включается продолжение песни В. Струве «У моей России длинные косички», дети проходят по залу, говорят до свидания и уходят.

Публикации по теме:

Непосредственно-образовательная деятельность «Мы — разные»Непосредственно-образовательная деятельность «Мы — разные» Образовательная область: Социально – коммуникативная. Познавательное развитие. Задачи: Образовательные: Формировать первичные гендерные.

Непосредственно образовательная деятельность «Пирамида питания» Конспект НОД «Пирамида питания» (в рамках экспериметальной программы «Будь здоров, как Макс Орлов») Возраст детей: 5-6 лет, старшая группа.

Непосредственно образовательная-деятельность «Скоро в школу» Обобщающее итоговое занятие. Тема: Скоро в школу. Цель: систематизировать знания детей о школе. Задачи: образовательные: уточнить знания.

Непосредственно образовательная деятельность «Полезные овощи» Тема: "ПОЛЕЗНЫЕ ОВОЩИ" Цель:Расширение знаний об овощах. Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью.

Непосредственно образовательная деятельность «Православное рождество». Непосредственно образовательная деятельность. Тема: «Православное рождество». Воспитатель 1 категории Обабкова Татьяна Николаевна. 09.01.2017.

Непосредственно образовательная деятельность «Веселая ярмарка» Тема: «Веселая ярмарка» Цель: - приобщать к социокультурным ценностям нашего народа через совместную деятельность взрослых и детей;.

Непосредственно образовательная деятельность «Волшебные краски» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 2 города Кропоткин муниципального.

Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему «Моя Россия» Занятие в подготовительной группе «Моя Россия» Цель: - воспитывать у детей интерес к истории своей страны; - чувство любви и гордости.

Сюжетная непосредственно образовательная деятельность «Мы — матросы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 45». Сюжетная непосредственно образовательная.

Непосредственно образовательная деятельность по ОБЖ «Это не игрушки — это опасно» Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Это не игрушки – это опасно» Цель: Учить детей внимательно слушать текст стихотворения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность «Россия — наш общий дом»
Опубликовано: 13 февраля 2017 в 10:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД