Елена Гурова
Непосредственно-образовательная деятельность «Наш край»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность
Тема: «Наш край».
В старшей группе № 5 «Акварелька».
Воспитатель 1 квалификационной категории – Гурова Елена Николаевна.
Задачи:
1. Образовательные:
- Приобщать дошкольников к культуре донского края; - расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; - знакомить детей с казачьими играми закрепить знания о казачьей кухне.
- Продолжать углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях.
2. Развивающие:
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность „Наш край“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
- Развивать интерес у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде.
- углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях.
- Развивать чувство цвета, формы и композиции, строя узор, чередуя декоративные элементы.
- развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта : рубель, скалка; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица:
- развивать творческий потенциал в художественно – изобразительной деятельности.
3. Воспитательные:
- Воспитывать желание следовать старинным народным традициям;
- Воспитывать у детей художественный вкус при создании элементов костюма.
Методы:
- словесный (объяснение, пояснение).
- наглядный (рассматривание, демонстрация).
- игровой (подвижная, дидактическая игра)
Приемы:
- вопросы (побуждающие познавательную активность)
- словесный образец педагога;
- смена деятельности детей.
Материалы и оборудование: кисти разных размеров, тычки, краски гуашевые, альбомные листы, карандаши, иллюстрированный материал, наглядные пособия.
Предварительная работа: беседы, показ демонстрационного материала, экскурсия в СОШ музей «Донского края».
Наглядный материал о реке Дон, иллюстрации с изображением жилища казаков, мини-экспозиция «Казачья горница», созданная в развивающем пространстве группы (прялка, русская печь, ухват, рубель, скалка, керосиновая лампа, люлька, рушник, икона, лампада).
Ход занятия:
Воспитатель начинает «экскурсию» с показа наглядного материала о реке Дон и чтения стихотворения :
Ой, ты, Дон, ты наша Родина
Вековечный богатырь.
Дон ты вольный и раздольный,
Разлился и вдаль, и вширь.
Про тебя, Дон, вспоминали
Наши деды и отцы.
Про твои станицы вольны,
Про любимый край родной.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: О нашей реке Дон.
Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?
Дети:
Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.
Воспитатель: Дети, а откуда пошло название реки Дон? А я вам сейчас расскажу легенду:
В далекие времена в неизвестной в то время реке утонул сын бога Марса Танаис, после его стали звать Дионис, и теперь реку Дон назвали в честь Диониса.
Воспитатель: А как назывались люди, которые в далеком прошлом расселялись на берегу Дона?
Дети: Их стали называть казаками.
Воспитатель: А кто знает, чем занимались казаки?
Дети: Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.
Воспитатель: А, вы знаете как назывались дома, в которых жили казаки? (показывает иллюстрации с изображением куреней).
Дети: Курени.
Воспитатель: Их строили на сваях, чтоб в половодье вода не затопила.
Воспитатель: А вы хотите побывать в казачьем курене и посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки. (Выслушивает ответы детей) Если вы готовы, то сейчас мы с вами станем настоящими казаками и казачками. (Мальчики надевают картузы, а девочки- кички, воспитатель надевает казачий костюм и всех приглашает в горницу). Подойдем к печке. Что вы видите?
Дети: чугунки
Воспитатель: посуда, в которой готовили еду. А ставили чугунки в печь ухватом (Показывает, как это делать, дает попробовать детям). А вот это рубель. Он похож на ребристую дощечку. С помощью рубеля и скалки, казачки гладили белье (Демонстрирует сама, предлагает детям). Казаки воевали, занимались земледелием, а казачки - детьми и домашним хозяйством. Но было время и веселью. Они пели песни, водили хороводы, устраивали игрища. Хотите поиграть?
Игра: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло»
Воспитатель: На Дону любили не только веселиться, но и вкусно поесть. Казачья еда была еще и очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья?
Дети:
В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали.
А еще варили холодец, различные каши, лапшу, пекли кулебяки
казаки и казачки любили праздники и очень были гостеприимными людьми. Тех, кто к ним в гости с миром и добром приходит, они встречали хлебом- солью.
Воспитатель: Ребята, как одевались раньше казаки? Рассмотрите внимательно костюм казака и скажите, из чего он состоит?
Дети: На казаке широкие штаны.
Воспитатель: Правильно, эти штаны еще называют шаровары. Как вы думаете, для чего им широкие шаровары?
Дети: Чтобы удобнее было садиться на коня.
Воспитатель: Верно, в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета.
Воспитатель: А из каких материалов шили одежду казаки?
Дети: Из атласа и бархата.
Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.
Дидактическая игра: «Разрезные картинки».
А сейчас, ребята я хочу проверить, как вы запомнили части костюма казака.
Берите по карточке (на карточках нарисованы куклы в казачьих костюмах). Кто из вас назовет больше деталей одежды, тот и выиграет.
Воспитатель: А теперь посмотрите на нашу нарядную гостью – казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.
Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.
Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм?
Дети: Костюм состоял из юбки и кофты.
Воспитатель: Какие детали украшали одежду?
Дети: Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шить пышными.
Воспитатель: Как украшали кофты, блузки?
Дети: Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.
Воспитатель: Как в праздники одевались казачки?
Дети: На праздники казачки надевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата. На голову они надевали красивые платки, а на ноги надевали полусапожки. Шею украшали бусами и монистами, украшениями из янтаря.
Воспитатель: Как украшались рукава рубах?
Дети: Рукава украшались орнаментом, вышивкой.
Воспитатель: Здесь на столе разложены картинки с орнаментами. Давайте рассмотрим, какими рисунками украшалась одежда.
А теперь предлагаю украсить свой костюм орнаментом (дети рисуют).
Воспитатель: но в наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи. Но донские казаки до сих пор чтят традиции своих предков. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками.
Вспоминает казак о крае родном
Сидя на резвом коне вороном,
О белой хате, о черной земле
Мечтает он, сидя в твердом седле.
О стройных березках и тополях,
О златых колосьях в широких полях,
О речке родной, что Доном зовется,
О синей воде, что блестит серебром.
Итог:
Воспитатель:
-Ребята вам понравилась наша экскурсия?
-Что нового узнали?
-Какие новые слова запомнили?
-Что вам больше всего понравилось?
Теперь я уверена, что наши предки гордились бы вами.
Используемая литература:
1. Методическое обеспечение к региональной прогграмме «Родники Дона»
Р. М. Чумечева, О. Л. Ведьмедь, Н. А. Платохина
2. Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края) Р. М.
Чумечева, О. Л. Ведьмедь, Н. А. Платохина
3. Путешествие в историю и культуру Донского края
Р. М. Чумечева, О. Л. Ведьмедь, Н. А. Платохина
4. Изобразительная деятельность в детском саду (подготовительная к школе группа)
И. А. Лыкова
5. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
И. А. Лыкова
Самоанализ:
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
- Приобщать дошкольников к культуре донского края; - расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; - знакомить детей с казачьими играми закрепить знания о казачьей кухне.
- Продолжать углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях.
2. Развивающие:
- Развивать интерес у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде.
- углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях.
- Развивать чувство цвета, формы и композиции, строя узор, чередуя декоративные элементы.
- развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта : рубель, скалка; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица:
- развивать творческий потенциал в художественно – изобразительной деятельности.
3. Воспитательные:
- Воспитывать желание следовать старинным народным традициям;
- Воспитывать у детей художественный вкус при создании элементов костюма.
Методы:
- словесный (объяснение, пояснение).
- наглядный (рассматривание, демонстрация).
- игровой (подвижная, дидактическая игра)
Приемы:
- вопросы (побуждающие познавательную активность)
- словесный образец педагога;
- смена деятельности детей.
Содержание занятия соответствует требованиям программы «Радуга». При постановке цели обучения и его планировании были учтены возрастные особенности детей. Структура занятия соответствует целям обучения и воспитания. Занятие познавательного характера, построено на принципах интеграции, игрового познания. На занятии было использовано чередование различных видов деятельности в сочетании с художественно-эстетическим направлением: Использовала различные формы, методы, приемы обучения, наглядные дидактические материалы, средства ТСО.
В начале занятия для эмоционального настроя нацелила на то, что узнаем много интересного. Свое занятие построила в виде экскурсии.
Предложенные задания давала в порядке возрастающей сложности. На протяжении всего занятия прослеживается работа по развитию внимания, памяти, развитию речи. Занятие динамично: дети ходят по группе, сменяя одну деятельность другой. На протяжении всего занятия у детей был большой интерес, узнавая что-то новое. На занятии обращала внимание на малоактивных, стеснительных детей, проводила с ними индивидуальную работу.
На занятии была создана атмосфера доброжелательности и взаимопонимания. Занятием я довольна.