Непосредственно-образовательная деятельность «Наш край»

Елена Гурова
Непосредственно-образовательная деятельность «Наш край»

Непосредственно-образовательная деятельность

Тема: «Наш край».

В старшей группе № 5 «Акварелька».

Воспитатель 1 квалификационной категории – Гурова Елена Николаевна.

Задачи:

1. Образовательные:

- Приобщать дошкольников к культуре донского края; - расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; - знакомить детей с казачьими играми закрепить знания о казачьей кухне.

- Продолжать углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях.

2. Развивающие:

- Развивать интерес у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде.

- углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях.

- Развивать чувство цвета, формы и композиции, строя узор, чередуя декоративные элементы.

- развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта: рубель, скалка; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица:

- развивать творческий потенциал в художественно – изобразительной деятельности.

3. Воспитательные:

- Воспитывать желание следовать старинным народным традициям;

- Воспитывать у детей художественный вкус при создании элементов костюма.

Методы:

- словесный (объяснение, пояснение).

- наглядный (рассматривание, демонстрация).

- игровой (подвижная, дидактическая игра)

Приемы:

- вопросы (побуждающие познавательную активность)

- словесный образец педагога;

- смена деятельности детей.

Материалы и оборудование: кисти разных размеров, тычки, краски гуашевые, альбомные листы, карандаши, иллюстрированный материал, наглядные пособия.

Предварительная работа: беседы, показ демонстрационного материала, экскурсия в СОШ музей «Донского края».

Наглядный материал о реке Дон, иллюстрации с изображением жилища казаков, мини-экспозиция «Казачья горница», созданная в развивающем пространстве группы (прялка, русская печь, ухват, рубель, скалка, керосиновая лампа, люлька, рушник, икона, лампада).

Ход занятия:

Воспитатель начинает «экскурсию» с показа наглядного материала о реке Дон и чтения стихотворения:

Ой, ты, Дон, ты наша Родина

Вековечный богатырь.

Дон ты вольный и раздольный,

Разлился и вдаль, и вширь.

Про тебя, Дон, вспоминали

Наши деды и отцы.

Про твои станицы вольны,

Про любимый край родной.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: О нашей реке Дон.

Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

Дети:

Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.

Воспитатель: Дети, а откуда пошло название реки Дон? А я вам сейчас расскажу легенду:

В далекие времена в неизвестной в то время реке утонул сын бога Марса Танаис, после его стали звать Дионис, и теперь реку Дон назвали в честь Диониса.

Воспитатель: А как назывались люди, которые в далеком прошлом расселялись на берегу Дона?

Дети: Их стали называть казаками.

Воспитатель: А кто знает, чем занимались казаки?

Дети: Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.

Воспитатель: А, вы знаете как назывались дома, в которых жили казаки? (показывает иллюстрации с изображением куреней).

Дети: Курени.

Воспитатель: Их строили на сваях, чтоб в половодье вода не затопила.

Воспитатель: А вы хотите побывать в казачьем курене и посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки. (Выслушивает ответы детей) Если вы готовы, то сейчас мы с вами станем настоящими казаками и казачками. (Мальчики надевают картузы, а девочки- кички, воспитатель надевает казачий костюм и всех приглашает в горницу). Подойдем к печке. Что вы видите?

Дети: чугунки

Воспитатель: посуда, в которой готовили еду. А ставили чугунки в печь ухватом (Показывает, как это делать, дает попробовать детям). А вот это рубель. Он похож на ребристую дощечку. С помощью рубеля и скалки, казачки гладили белье (Демонстрирует сама, предлагает детям). Казаки воевали, занимались земледелием, а казачки - детьми и домашним хозяйством. Но было время и веселью. Они пели песни, водили хороводы, устраивали игрища. Хотите поиграть?

Игра: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло»

Воспитатель: На Дону любили не только веселиться, но и вкусно поесть. Казачья еда была еще и очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья?

Дети:

В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали.

А еще варили холодец, различные каши, лапшу, пекли кулебяки

казаки и казачки любили праздники и очень были гостеприимными людьми. Тех, кто к ним в гости с миром и добром приходит, они встречали хлебом- солью.

Воспитатель: Ребята, как одевались раньше казаки? Рассмотрите внимательно костюм казака и скажите, из чего он состоит?

Дети: На казаке широкие штаны.

Воспитатель: Правильно, эти штаны еще называют шаровары. Как вы думаете, для чего им широкие шаровары?

Дети: Чтобы удобнее было садиться на коня.

Воспитатель: Верно, в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета.

Воспитатель: А из каких материалов шили одежду казаки?

Дети: Из атласа и бархата.

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.

Дидактическая игра: «Разрезные картинки».

А сейчас, ребята я хочу проверить, как вы запомнили части костюма казака.

Берите по карточке (на карточках нарисованы куклы в казачьих костюмах). Кто из вас назовет больше деталей одежды, тот и выиграет.

Воспитатель: А теперь посмотрите на нашу нарядную гостью – казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.

Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм?

Дети: Костюм состоял из юбки и кофты.

Воспитатель: Какие детали украшали одежду?

Дети: Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шить пышными.

Воспитатель: Как украшали кофты, блузки?

Дети: Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.

Воспитатель: Как в праздники одевались казачки?

Дети: На праздники казачки надевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата. На голову они надевали красивые платки, а на ноги надевали полусапожки. Шею украшали бусами и монистами, украшениями из янтаря.

Воспитатель: Как украшались рукава рубах?

Дети: Рукава украшались орнаментом, вышивкой.

Воспитатель: Здесь на столе разложены картинки с орнаментами. Давайте рассмотрим, какими рисунками украшалась одежда.

А теперь предлагаю украсить свой костюм орнаментом (дети рисуют).

Воспитатель: но в наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи. Но донские казаки до сих пор чтят традиции своих предков. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками.

Вспоминает казак о крае родном

Сидя на резвом коне вороном,

О белой хате, о черной земле

Мечтает он, сидя в твердом седле.

О стройных березках и тополях,

О златых колосьях в широких полях,

О речке родной, что Доном зовется,

О синей воде, что блестит серебром.

Итог:

Воспитатель:

-Ребята вам понравилась наша экскурсия?

-Что нового узнали?

-Какие новые слова запомнили?

-Что вам больше всего понравилось?

Теперь я уверена, что наши предки гордились бы вами.

Используемая литература:

1. Методическое обеспечение к региональной прогграмме «Родники Дона»

Р. М. Чумечева, О. Л. Ведьмедь, Н. А. Платохина

2. Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края) Р. М.

Чумечева, О. Л. Ведьмедь, Н. А. Платохина

3. Путешествие в историю и культуру Донского края

Р. М. Чумечева, О. Л. Ведьмедь, Н. А. Платохина

4. Изобразительная деятельность в детском саду (подготовительная к школе группа)

И. А. Лыкова

5. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет

И. А. Лыкова

Самоанализ:

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:

- Приобщать дошкольников к культуре донского края; - расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; - знакомить детей с казачьими играми закрепить знания о казачьей кухне.

- Продолжать углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях.

2. Развивающие:

- Развивать интерес у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде.

- углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях.

- Развивать чувство цвета, формы и композиции, строя узор, чередуя декоративные элементы.

- развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта: рубель, скалка; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица:

- развивать творческий потенциал в художественно – изобразительной деятельности.

3. Воспитательные:

- Воспитывать желание следовать старинным народным традициям;

- Воспитывать у детей художественный вкус при создании элементов костюма.

Методы:

- словесный (объяснение, пояснение).

- наглядный (рассматривание, демонстрация).

- игровой (подвижная, дидактическая игра)

Приемы:

- вопросы (побуждающие познавательную активность)

- словесный образец педагога;

- смена деятельности детей.

Содержание занятия соответствует требованиям программы «Радуга». При постановке цели обучения и его планировании были учтены возрастные особенности детей. Структура занятия соответствует целям обучения и воспитания. Занятие познавательного характера, построено на принципах интеграции, игрового познания. На занятии было использовано чередование различных видов деятельности в сочетании с художественно-эстетическим направлением: Использовала различные формы, методы, приемы обучения, наглядные дидактические материалы, средства ТСО.

В начале занятия для эмоционального настроя нацелила на то, что узнаем много интересного. Свое занятие построила в виде экскурсии.

Предложенные задания давала в порядке возрастающей сложности. На протяжении всего занятия прослеживается работа по развитию внимания, памяти, развитию речи. Занятие динамично: дети ходят по группе, сменяя одну деятельность другой. На протяжении всего занятия у детей был большой интерес, узнавая что-то новое. На занятии обращала внимание на малоактивных, стеснительных детей, проводила с ними индивидуальную работу.

На занятии была создана атмосфера доброжелательности и взаимопонимания. Занятием я довольна.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование НОД блока «Родом из Донского края» в подготовительной группе Данное планирование разработано по программе "Родом из Донского края" "Родом из Донского края" ОКТЯБРЬ Тема:Дон-казачий край! Примерное.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: «История казачьего быта» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Аленушка» Конспект занятия.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • День Победы, 9 мая
  • Птицы
Автор публикации:
Непосредственно-образовательная деятельность «Наш край»
Опубликовано: 3 января 2015 в 14:15
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного...
Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Картотека наблюдений на...
Мастер-класс по аппликации «На дне морском» с детьми старшего дошкольного возраста
Ко дню скульптуры "Русалочки" на МААМ. Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним детям отображать в аппликации разнообразное...