МААМ-картинки

Непосредственно-образовательная деятельность «Наш край»

Елена Гурова
Непосредственно-образовательная деятельность «Наш край»

Непосредственно-образовательная деятельность

Тема: «Наш край».

В старшей группе № 5 «Акварелька».

Воспитатель 1 квалификационной категории – Гурова Елена Николаевна.

Задачи:

1. Образовательные:

- Приобщать дошкольников к культуре донского края; - расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; - знакомить детей с казачьими играми закрепить знания о казачьей кухне.

- Продолжать углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях.

2. Развивающие:

Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность „Наш край“» размещена в разделах

- Развивать интерес у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде.

- углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях.

- Развивать чувство цвета, формы и композиции, строя узор, чередуя декоративные элементы.

- развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта : рубель, скалка; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица:

- развивать творческий потенциал в художественно – изобразительной деятельности.

3. Воспитательные:

- Воспитывать желание следовать старинным народным традициям;

- Воспитывать у детей художественный вкус при создании элементов костюма.

Методы:

- словесный (объяснение, пояснение).

- наглядный (рассматривание, демонстрация).

- игровой (подвижная, дидактическая игра)

Приемы:

- вопросы (побуждающие познавательную активность)

- словесный образец педагога;

- смена деятельности детей.

Материалы и оборудование: кисти разных размеров, тычки, краски гуашевые, альбомные листы, карандаши, иллюстрированный материал, наглядные пособия.

Предварительная работа: беседы, показ демонстрационного материала, экскурсия в СОШ музей «Донского края».

Наглядный материал о реке Дон, иллюстрации с изображением жилища казаков, мини-экспозиция «Казачья горница», созданная в развивающем пространстве группы (прялка, русская печь, ухват, рубель, скалка, керосиновая лампа, люлька, рушник, икона, лампада).

Ход занятия:

Воспитатель начинает «экскурсию» с показа наглядного материала о реке Дон и чтения стихотворения :

Ой, ты, Дон, ты наша Родина

Вековечный богатырь.

Дон ты вольный и раздольный,

Разлился и вдаль, и вширь.

Про тебя, Дон, вспоминали

Наши деды и отцы.

Про твои станицы вольны,

Про любимый край родной.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: О нашей реке Дон.

Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

Дети:

Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.

Воспитатель: Дети, а откуда пошло название реки Дон? А я вам сейчас расскажу легенду:

В далекие времена в неизвестной в то время реке утонул сын бога Марса Танаис, после его стали звать Дионис, и теперь реку Дон назвали в честь Диониса.

Воспитатель: А как назывались люди, которые в далеком прошлом расселялись на берегу Дона?

Дети: Их стали называть казаками.

Воспитатель: А кто знает, чем занимались казаки?

Дети: Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.

Воспитатель: А, вы знаете как назывались дома, в которых жили казаки? (показывает иллюстрации с изображением куреней).

Дети: Курени.

Воспитатель: Их строили на сваях, чтоб в половодье вода не затопила.

Воспитатель: А вы хотите побывать в казачьем курене и посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки. (Выслушивает ответы детей) Если вы готовы, то сейчас мы с вами станем настоящими казаками и казачками. (Мальчики надевают картузы, а девочки- кички, воспитатель надевает казачий костюм и всех приглашает в горницу). Подойдем к печке. Что вы видите?

Дети: чугунки

Воспитатель: посуда, в которой готовили еду. А ставили чугунки в печь ухватом (Показывает, как это делать, дает попробовать детям). А вот это рубель. Он похож на ребристую дощечку. С помощью рубеля и скалки, казачки гладили белье (Демонстрирует сама, предлагает детям). Казаки воевали, занимались земледелием, а казачки - детьми и домашним хозяйством. Но было время и веселью. Они пели песни, водили хороводы, устраивали игрища. Хотите поиграть?

Игра: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло»

Воспитатель: На Дону любили не только веселиться, но и вкусно поесть. Казачья еда была еще и очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья?

Дети:

В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали.

А еще варили холодец, различные каши, лапшу, пекли кулебяки

казаки и казачки любили праздники и очень были гостеприимными людьми. Тех, кто к ним в гости с миром и добром приходит, они встречали хлебом- солью.

Воспитатель: Ребята, как одевались раньше казаки? Рассмотрите внимательно костюм казака и скажите, из чего он состоит?

Дети: На казаке широкие штаны.

Воспитатель: Правильно, эти штаны еще называют шаровары. Как вы думаете, для чего им широкие шаровары?

Дети: Чтобы удобнее было садиться на коня.

Воспитатель: Верно, в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета.

Воспитатель: А из каких материалов шили одежду казаки?

Дети: Из атласа и бархата.

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.

Дидактическая игра: «Разрезные картинки».

А сейчас, ребята я хочу проверить, как вы запомнили части костюма казака.

Берите по карточке (на карточках нарисованы куклы в казачьих костюмах). Кто из вас назовет больше деталей одежды, тот и выиграет.

Воспитатель: А теперь посмотрите на нашу нарядную гостью – казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.

Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм?

Дети: Костюм состоял из юбки и кофты.

Воспитатель: Какие детали украшали одежду?

Дети: Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шить пышными.

Воспитатель: Как украшали кофты, блузки?

Дети: Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.

Воспитатель: Как в праздники одевались казачки?

Дети: На праздники казачки надевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата. На голову они надевали красивые платки, а на ноги надевали полусапожки. Шею украшали бусами и монистами, украшениями из янтаря.

Воспитатель: Как украшались рукава рубах?

Дети: Рукава украшались орнаментом, вышивкой.

Воспитатель: Здесь на столе разложены картинки с орнаментами. Давайте рассмотрим, какими рисунками украшалась одежда.

А теперь предлагаю украсить свой костюм орнаментом (дети рисуют).

Воспитатель: но в наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи. Но донские казаки до сих пор чтят традиции своих предков. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками.

Вспоминает казак о крае родном

Сидя на резвом коне вороном,

О белой хате, о черной земле

Мечтает он, сидя в твердом седле.

О стройных березках и тополях,

О златых колосьях в широких полях,

О речке родной, что Доном зовется,

О синей воде, что блестит серебром.

Итог:

Воспитатель:

-Ребята вам понравилась наша экскурсия?

-Что нового узнали?

-Какие новые слова запомнили?

-Что вам больше всего понравилось?

Теперь я уверена, что наши предки гордились бы вами.

Используемая литература:

1. Методическое обеспечение к региональной прогграмме «Родники Дона»

Р. М. Чумечева, О. Л. Ведьмедь, Н. А. Платохина

2. Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края) Р. М.

Чумечева, О. Л. Ведьмедь, Н. А. Платохина

3. Путешествие в историю и культуру Донского края

Р. М. Чумечева, О. Л. Ведьмедь, Н. А. Платохина

4. Изобразительная деятельность в детском саду (подготовительная к школе группа)

И. А. Лыкова

5. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет

И. А. Лыкова

Самоанализ:

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:

- Приобщать дошкольников к культуре донского края; - расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; - знакомить детей с казачьими играми закрепить знания о казачьей кухне.

- Продолжать углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях.

2. Развивающие:

- Развивать интерес у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде.

- углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях.

- Развивать чувство цвета, формы и композиции, строя узор, чередуя декоративные элементы.

- развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта : рубель, скалка; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица:

- развивать творческий потенциал в художественно – изобразительной деятельности.

3. Воспитательные:

- Воспитывать желание следовать старинным народным традициям;

- Воспитывать у детей художественный вкус при создании элементов костюма.

Методы:

- словесный (объяснение, пояснение).

- наглядный (рассматривание, демонстрация).

- игровой (подвижная, дидактическая игра)

Приемы:

- вопросы (побуждающие познавательную активность)

- словесный образец педагога;

- смена деятельности детей.

Содержание занятия соответствует требованиям программы «Радуга». При постановке цели обучения и его планировании были учтены возрастные особенности детей. Структура занятия соответствует целям обучения и воспитания. Занятие познавательного характера, построено на принципах интеграции, игрового познания. На занятии было использовано чередование различных видов деятельности в сочетании с художественно-эстетическим направлением: Использовала различные формы, методы, приемы обучения, наглядные дидактические материалы, средства ТСО.

В начале занятия для эмоционального настроя нацелила на то, что узнаем много интересного. Свое занятие построила в виде экскурсии.

Предложенные задания давала в порядке возрастающей сложности. На протяжении всего занятия прослеживается работа по развитию внимания, памяти, развитию речи. Занятие динамично: дети ходят по группе, сменяя одну деятельность другой. На протяжении всего занятия у детей был большой интерес, узнавая что-то новое. На занятии обращала внимание на малоактивных, стеснительных детей, проводила с ними индивидуальную работу.

На занятии была создана атмосфера доброжелательности и взаимопонимания. Занятием я довольна.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование НОД блока «Родом из Донского края» в подготовительной группе Данное планирование разработано по программе "Родом из Донского края" "Родом из Донского края" ОКТЯБРЬ Тема:Дон-казачий край! Примерное.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: «История казачьего быта» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Аленушка» Конспект занятия.

Автор публикации:
Непосредственно-образовательная деятельность «Наш край»
Опубликовано: 3 января 2015 в 14:15
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД