Светлана Русакова
«В гостях у хозяюшки русской избы». Непосредственно образовательная деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация. чтение художественной литературы, музыка.
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством;
2. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками;
Публикация «„В гостях у хозяюшки русской избы“, Непосредственно образовательная деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
3. Обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора.
4. Воспитывать интерес к народному быту.
Предварительная работа: Разучивание загадок, пословиц, частушек. Проведение занятий: «Как жили москвичи в древности», «Украшение кокошника».
Место: «русская изба»
Ход занятия:
У входа в избу детей встречает Хозяйка (воспитатель в русском народном костюме).
Хозяюшка.
«Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют».
Звучит русская народная песня.
- А знаете, почему Русь называли деревянной? (ответы детей)
Издавна на Руси дома строили из дерева, из бревен. Как вы думаете, почему? Да люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал.
Дерево на Руси - материал особый. Русский человек рождался в рубленой избе, всю жизнь в ней жил. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Хорошему гостю хозяин рад!
Дети отвечают на приветствие известными им пословицами:
-Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
-- Много гостей, много и новостей.
-Что есть в печи – на стол мечи!
Хозяюшка.
- А сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранились мелкие предметы, украшения. Где у вас дома хранится одежда? (В шкафах.) А раньше одежда аккуратно складывалась в сундуки. «И стоит, покрыт ковром, ларь с хозяйкиным добром». Посмотрите на эту вещь. Как вы, думаете, что это такое? Это деревянный рубель. Чтобы выгладить одежду накручивали материал на валик и проводили по нему ребристой доской - рубелем, сильно нажимая. Затем люди придумали угольный утюг. Это железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывались горячие угольки. Через некоторое время угольки нагревали утюг, и им гладили одежду и другие вещи. А мы сейчас с вами уже пользуемся электрическими утюгами.
- Какая посуда у вас есть дома? (Стеклянная, хрустальная, фарфоровая, металлическая.) Раньше посуда была простая – деревянная, глиняная, у людей богаче – расписная, а у самых богатых и металлическая, ее покупали у иноземных купцов. Все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению. Любая обиходная вещь, будь то детская люлька или ковш полотенце, - все украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причем все принимало определенный, традиционный образ, ассоциировалось с окружающей природой. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи, на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.
Да издавна русский народ славится своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы.
Дети.
-Без труда не выудишь и рыбку из пруда.
-Скучен день до вечера, коли делать нечего.
-Рабочие руки не знают скуки.
-Разговорами каши не сваришь.
-Сделано дело – гуляй смело.
-Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Хозяюшка. Кто будет играть в интересную игру, а в какую – не скажу. Солнце разгорается, игра начинается.
Проводится «Игра с бубном»
Дети передают бубен из рук в руки, а Хозяйка произносит считалку:
Ты катись, веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот загадку скажет нам.
Ребенок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку про предметы быта.
Хозяюшка.
Ребята, а что самое главное в деревенской избе? (печь.) Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол –избы. Печь складывали из кирпича, сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник – пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
Когда в печи жарко – тогда и варко.
- Для чего печь еще была нужна?
Дети. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь не только обогревала избу. В печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! Не зря в старину говорили:
«Печь нам – мать родная»,
«У печи все красное лето»
Хозяюшка. Правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток. Дрогой, левый от печки угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было ля гостей. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».
-А какие угощения нам дарит печь? (высказывания детей)
Подхожу к печке, обращаюсь к ней.
Ой ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Помоги и спаси,
В дом богатство принеси.
(Достаю из печи пироги, приглашаю к столу)
Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов –
Не найти едоков!
Хозяйку потешьте –
Пирогов моих поешьте!
Не красна изба углами,
А красна пирогами!
К нашим пирогам и самовар вскипел. Без самовара, как без хлеба, изба выглядела неполноценной.
Разливает чай, при этом говорит: «Чай пить – не дрова рубить!»
После угощения дети благодарят хозяйку.
Ребенок (мальчик).
Эх, возьму я в руки балалайку
Да потешу я свою хозяйку!
Сядем, братцы, все рядком
Да частушки пропоем!
Дети исполняют частушки.
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Хозяюшка. Развеселили вас мои пирожки, согрел чаек. А помогли мне в этом мои помощники: печька-барыня, самовар-дружище. Понравилось ли вам у меня, дорогие гости?
Все благодарят Хозяйку за гостеприимство, прощаются и уходят.