Приложение МААМ

«В гостях у хозяюшки русской избы». Непосредственно образовательная деятельность (1 фото)

Светлана Русакова
«В гостях у хозяюшки русской избы». Непосредственно образовательная деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация. чтение художественной литературы, музыка.

«В гостях у хозяюшки русской избы». Непосредственно образовательная деятельность

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством;

2. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками;

Публикация «„В гостях у хозяюшки русской избы“, Непосредственно образовательная деятельность» размещена в разделах

3. Обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора.

4. Воспитывать интерес к народному быту.

Предварительная работа: Разучивание загадок, пословиц, частушек. Проведение занятий: «Как жили москвичи в древности», «Украшение кокошника».

Место: «русская изба»

Ход занятия:

У входа в избу детей встречает Хозяйка (воспитатель в русском народном костюме).

Хозяюшка.

«Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют».

Звучит русская народная песня.

- А знаете, почему Русь называли деревянной? (ответы детей)

Издавна на Руси дома строили из дерева, из бревен. Как вы думаете, почему? Да люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал.

Дерево на Руси - материал особый. Русский человек рождался в рубленой избе, всю жизнь в ней жил. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Хорошему гостю хозяин рад!

Дети отвечают на приветствие известными им пословицами:

-Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

-- Много гостей, много и новостей.

-Что есть в печи – на стол мечи!

Хозяюшка.

- А сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранились мелкие предметы, украшения. Где у вас дома хранится одежда? (В шкафах.) А раньше одежда аккуратно складывалась в сундуки. «И стоит, покрыт ковром, ларь с хозяйкиным добром». Посмотрите на эту вещь. Как вы, думаете, что это такое? Это деревянный рубель. Чтобы выгладить одежду накручивали материал на валик и проводили по нему ребристой доской - рубелем, сильно нажимая. Затем люди придумали угольный утюг. Это железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывались горячие угольки. Через некоторое время угольки нагревали утюг, и им гладили одежду и другие вещи. А мы сейчас с вами уже пользуемся электрическими утюгами.

- Какая посуда у вас есть дома? (Стеклянная, хрустальная, фарфоровая, металлическая.) Раньше посуда была простая – деревянная, глиняная, у людей богаче – расписная, а у самых богатых и металлическая, ее покупали у иноземных купцов. Все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению. Любая обиходная вещь, будь то детская люлька или ковш полотенце, - все украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причем все принимало определенный, традиционный образ, ассоциировалось с окружающей природой. Например, на полотенцах чаще всего вышивались петухи, на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.

Да издавна русский народ славится своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы.

Дети.

-Без труда не выудишь и рыбку из пруда.

-Скучен день до вечера, коли делать нечего.

-Рабочие руки не знают скуки.

-Разговорами каши не сваришь.

-Сделано дело – гуляй смело.

-Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Хозяюшка. Кто будет играть в интересную игру, а в какую – не скажу. Солнце разгорается, игра начинается.

Проводится «Игра с бубном»

Дети передают бубен из рук в руки, а Хозяйка произносит считалку:

Ты катись, веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот загадку скажет нам.

Ребенок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку про предметы быта.

Хозяюшка.

Ребята, а что самое главное в деревенской избе? (печь.) Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол –избы. Печь складывали из кирпича, сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник – пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Когда в печи жарко – тогда и варко.

- Для чего печь еще была нужна?

Дети. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь не только обогревала избу. В печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! Не зря в старину говорили:

«Печь нам – мать родная»,

«У печи все красное лето»

Хозяюшка. Правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток. Дрогой, левый от печки угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было ля гостей. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».

-А какие угощения нам дарит печь? (высказывания детей)

Подхожу к печке, обращаюсь к ней.

Ой ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Помоги и спаси,

В дом богатство принеси.

(Достаю из печи пироги, приглашаю к столу)

Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов –

Не найти едоков!

Хозяйку потешьте –

Пирогов моих поешьте!

Не красна изба углами,

А красна пирогами!

К нашим пирогам и самовар вскипел. Без самовара, как без хлеба, изба выглядела неполноценной.

Разливает чай, при этом говорит: «Чай пить – не дрова рубить!»

После угощения дети благодарят хозяйку.

Ребенок (мальчик).

Эх, возьму я в руки балалайку

Да потешу я свою хозяйку!

Сядем, братцы, все рядком

Да частушки пропоем!

Дети исполняют частушки.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Хозяюшка. Развеселили вас мои пирожки, согрел чаек. А помогли мне в этом мои помощники: печька-барыня, самовар-дружище. Понравилось ли вам у меня, дорогие гости?

Все благодарят Хозяйку за гостеприимство, прощаются и уходят.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование на неделю. Вторая младшая группа. Событие:осень Тема:Птицы и животные осенью. Цель:Дать представление о подготовке животных и птиц с зиме. Литература:Фисенко М. А. "физкультура.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В гостях у хозяюшки русской избы». Непосредственно образовательная деятельность
Опубликовано: 5 марта 2013 в 14:39
+271Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««В гостях у хозяюшки русской избы». Непосредственно образовательная деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Русакова (УИ 52370) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 308.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД