Папки-передвижки

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Определение времени по часам».

Елена Андреева
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Определение времени по часам».
▼ Скачать + Заказать документы

Вид занятия: комбинированное

Тип занятия: усвоения новых и закрепления ранее приобретённых знаний

Тема: Определение времени по часам

Возраст детей: 6-7 лет

Способ организации детей на занятии: с подгруппой детей

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций, чтение книг, разучивание стихов, беседы о времени, частях суток, режиме дня

Материалы и оборудование:

Публикация «Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе „Определение времени по часам“,» размещена в разделах

Демонстрационный материал: будильник (мягкая игрушка, цифры (для будильника, иллюстрации (солнечные, водяные, песочные) часы, экспонаты музея часов.

Раздаточный: часы для каждого ребёнка (по количеству детей, мяч для игры «Назови часы», карточки с цифрами от 1 до 12 для игры «Ходят стрелочки по кругу».

Словарь новых слов: циферблат, заводная головка, песочные часы, водяные, масляные часы.

Цель: закрепить умение детей определять время по часам.

Задачи:

1. Закреплять умение играть в различные дидактические и подвижные игры (социализация), развивать умение более точно высказывать свои мысли, интересно рассказывать об увиденном (коммуникация), сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей (здоровье).

2. Воспитывать культуру речевого общения, уважение к мнению, интересам других; умение принимать и оказывать помощь.

3. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Основные части занятия:

1. Сюрпризный момент (появление в группе будильника)

2. Беседа об устройстве часов. Игра «Который час?»

3. Сообщение информации о появлении часов, их разновидностях.

4. Физкультминутка «Тик-так»

5. Игры «Назови часы» (с мячом, «Ходят стрелочки по кругу» (подвижная,

«Режим дня» (развивающая)

6. Посещение музея часов.

Последующая работа: рисование по полученным впечатлениям, игры.

Список литературы:

1. Безруких М. М. ,Филиппова Т. А. Время. Часы// М. : Издательство «Ювента»,2004

2. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада. -М. :Просвещение,1991

3. Шорыгина Т. А. «Беседы о пространстве и времени»,ТЦ «Сфера»,2009

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром я проснулась от того, что кто-то тихо плачет в комнате. Смотрю, а это мой будильник. Я спросила: «Что случилось?» А будильник мне говорит: «Я был этой ночью в стране снов, и злой волшебник заколдовал меня: забрал у меня все цифры». Теперь я больше не могу помогать людям вставать вовремя, не опаздывать на работу, в детский сад. Не знаю, что мне делать? Мне очень нужно вернуть цифры, но одному мне никак не справиться. Я пожалела будильник и взяла его с собой, надеюсь, что мы ему поможем - подарим новые цифры. Но для этого нам нужно постараться и выполнить различные задания. Ну что, ребята, поможем будильнику?

Дети: Да.

Воспитатель: Сначала давайте вспомним, как устроены часы? Что есть у часов?

Дети: Корпус, стрелки, циферблат, заводная головка.

Воспитатель: Что нарисовано на циферблате?

Дети: Цифры.

Воспитатель: Кто знает, а что обозначают цифры?

Дети: Цифры обозначают часы.

Воспитатель: Как называются стрелки, показывающие время?

Дети: Длинную стрелку называют минутной, а короткую часовой.

Воспитатель: Скажите, а чем отличаются часы друг от друга?

Дети: Формой, величиной, цветом.

Воспитатель: Чем похожи?

Дети: На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на мои часы. Кто может сказать, какое время они показывают?

Дети: Два часа.

Воспитатель: Куда "смотрит" минутная стрелка?

Дети: Минутная стрелка "смотрит" вверх на 12.

Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?

Дети: Часовая стрелка показывает на 2.

Игра «Который час?»

Воспитатель называет определенное время. Дети на своих часах двигают стрелки, устанавливая их на указанный час.

Воспитатель: Покажите на своих часах 2 часа.

Воспитатель: Попробуйте показать 1 час. Куда показывает минутная стрелка?

Дети: Минутная стрелка показывает на 12.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?

Дети: Часовая стрелка показывает на 1.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я вам расскажу историю появления часов. Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.

Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг него начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Солнечные часы показывали время только в солнечный день, ночью они не работали. (Показ иллюстрации солнечных часов)

Как вы думаете, удобны ли такие часы?

Дети: Нет, так как эти часы показывали время только в солнечную погоду.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Такими часами люди пользовались недолго и придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Но …прошло время, и водяные часы перестали устраивать человека. Чем они были не удобны? (Показ иллюстрации водяных часов)

Дети: В них надо постоянно подливать воду.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок, он есть один

И бог, и царь, и господин.

Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов). Они показывают время и днём, и ночью, и летом, и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединили между собой. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени. Их до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

Как вы думаете, а такими часами удобно пользоваться?

Дети: Нет, так как эти часы надо все время переворачивать.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Ребята, часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1 минуту. Их нужно через минуту переворачивать. А как вы думаете, одна минута – это много или мало? Сейчас мы проверим, много ли это - 1 минута.

Физкультминутка

Тик-так, тик-так —

Все часы идут вот так:

Тик-так. (Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)

Тик-так, тик-так.

Чтоб совсем проснуться

Чтоб совсем проснуться,

Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Спину тоже разминаем,

Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)

Поворот за поворотом,

То к окну, а то к стене.

Выполняем упражненье,

Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ну как, долго мы играли? А теперь я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту. Согласны?

Дети: Да.

Игра «Молчанка»

(Дети молчат ровно одну минуту, пока сыплется песок.)

Воспитатель: А теперь 1 минута - это много или мало?

Дети: Много.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время прошло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, оно тянулось долго?

Дети: Время тянется долго, если делать нечего, а когда играешь, рисуешь, время проходит быстро.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».

Продолжим наш разговор о часах. Люди пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени.

- Как вы думаете, чем неудобны были все эти часы?

Дети: Все эти часы были неудобными, так как солнечные часы ночью и в пасмурную погоду не работали, песочные часы нужно переворачивать, в водяные часы нужно постоянно подливать воду.

Воспитатель: Совершенно верно. Все эти часы – солнечные, песочные, масляные – были не очень удобными, и человек придумал механические часы, который повесили на высокую башню. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки и эти часы были неудобны. Почему?

Дети: Их было видно не изо всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час.

Воспитатель: И люди придумали такие часы, которые можно было повесить в каждом доме. Итак, появились разные часы, и сейчас во время игры вы мне их назовёте.

Игра «Назови часы»

Воспитатель бросает мяч и просит назвать, одним словом

- часы, которые стоят на полу …напольные

- часы, которые висят на стене …настенные

- часы, которые звонят по утрам …будильник

- часы, которые стоят на камине …каминные

- часы, которые работают на батарейках …электронные

- часы с песком …песочные

- часы, которые носят на руке …наручные

- часы на башне Кремля …Кремлевские

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами узнали, что бывает много разных часов. А сейчас давайте представим, как они работают.

Игра «Ходят стрелочки по кругу».

На полу по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель встает в центре и произносит вместе с детьми:

Мы – часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга. (Дети ходят по кругу, взявшись за руки)

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите! (Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой)

Воспитатель: Пять часов!

(Встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12).

Игра повторяется 3-4 раза.

Воспитатель: А сейчас давайте послушаем стихотворение Валентина Берестова «Часы», которое нам расскажут ребята (2 человека).

Без четверти шесть!

Без пятнадцати шесть!

Хотите услышать приятную весть?

Так что же случилось

Без четверти шесть?

Какая такая приятная весть?

А то, что я сам,

Понимаете, САМ

Умею часы узнавать по часам.

Ты прав. Так и есть,

Без пятнадцати шесть!

Спасибо тебе за приятную весть!

Воспитатель: Вы тоже умеете определять время по часам. А сейчас снова игра.

Развивающая игра «Режим дня».

Перед детьми раскладываются картинки с изображением режимных моментов (утренняя гимнастика, завтрак, дневной сон и др.). На макетах часов они должны установить то время, которому они соответствуют: например, завтрак - 8 часов, прогулка – 10 часов и т. д. Для подсказки и самопроверки на оборотной стороне картинки есть правильный ответ.

Воспитатель наблюдает, как ребята справляются с заданием. Тем, кто затрудняется с выполнением этого задания, он негромко советует перевернуть картинку и воспользоваться подсказкой.

Когда все дети выполнят задание, они могут перевернуть картинки и проверить свои ответы.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте все внимательно посмотрим на часы. Сколько цифр на часах?

Дети: 12

Воспитатель: Давайте проверим, все ли мы цифры собрали? Давайте посчитаем. (Счет до 12). Цифры все мы собрали, а теперь мы можем успокоить наш будильник и вернуть их на циферблат.

(Воспитатель предлагает детям разложить цифры на будильнике)

Ребята, вот мы и помогли будильнику, а он теперь опять может показывать время людям. А сейчас я предлагаю вам посетить музей часов, а потом вы нарисуете любые часы, которые вам понравились.

Публикации по теме:

Дидактические пособия по теме «Часы, время»Дидактические пособия по теме «Часы, время» Работая над созданием мини-музея "Измерений" по теме "Часы, время", была создана презентация "Этапы развития часов". С целью закрепления.

Конспект комплексного занятия «Путешествие в мир часов» Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Конспект комплексного занятия «Путешествие в мир часов».Область:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Определение времени по часам».
Опубликовано: 22 марта 2013 в 23:15
+225Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Определение времени по часам».» (включая файлы) размещена пользователем Елена Андреева (УИ 87585) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 247.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД