Папки-передвижки

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Пчёлка» «Встреча с кружевницей»

Марина Карпова
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Пчёлка» «Встреча с кружевницей»

Цель: приобщение детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.

Задачи:

Образовательные

Продолжать знакомить детей с русским кружевом. Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами женского рукоделия. Учить создавать изображение из разноцветных нитей.

Развивающие

Развивать мелкую моторику, развивать творческие способности, воображение.

Воспитательные

Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.

Публикация «Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе „Пчёлка“ „Встреча с кружевницей“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Методы и приёмы:

Наглядные: мини-музей «Русская изба», образец рисунков, презентация «Что такое фриволите?», коллекция предметов женского рукоделия, выставка кружевных изделий, просмотр отрывка из сказки «Василиса Прекрасная».

Словесные: вопросы к детям, ответы детей, рассказ воспитателя, поощрение, показ воспитателя, описание, словарная работа, беседа, художественное слово.

Игровые: дидактическая игра «Чудесный крючочек», «Угадай-ка», пальчиковая игра «Напёрсток».

Практические: рисование нетрадиционной техникой (цветными нитками на бархатной бумаге)

Оборудование: группа оборудована в стиле русской избы, кружевные изделия, иллюстрации, образцы рисунков, листы «бархатной» бумаги, разноцветные нитки, ножницы, коллекция предметов женского рукоделия, корзина, использование ИКТ, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: просмотр презентаций: «Чудеса русской горницы», «Вологодские кружева», знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование, рассматривание иллюстраций с разными видами кружев, предметов женского рукоделия, заучивание пословиц о рукоделии, чтение сказки «Василиса Прекрасная», «Царевна лягушка», «Баба Яга».

Ход НОД

Звучит музыка, дети входят в русскую избу, хозяйка вяжет крючком салфетку.

1.Хозяйка: Здравствуйте девицы и добры молодцы, я рада видеть вас! Проходите, присаживайтесь, поудобнее.

В старину после работы,

Люди отдыхали,

В своих низеньких светёлках

Пряли и вязали,

Песни пели дружно,

Им было не скучно.

У меня в руках чудесный крючочек, сейчас мы будем передавать его и каждый, у кого в руках он окажется, назовёт, какие вещи вязали в старину, назвать нужно одно слово.

Игра «Чудесный крючочек»

(дети передают крючок и называют по одному слову: шарф, кофта, шапка, носки, косынка, салфетка, шляпка, платье, жилетка, воротник, заколка, кулон, браслет, серьги, ободок, накидка, перчатки, зонт, кисет, галстук, ожерелье, кулон, корзинка, ваза для цветов и т. д.)

2. Применение ИКТ

Хозяйка: Ребята, вы любите сказки? А сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из сказки, смотрите и слушайте внимательно.

(отрывок из мультфильма "Василиса Прекрасная")

Как называется сказка? Какую работу выполняли девушки по приказу мачехи? Назовите предметы женского рукоделия, о которых упоминается в сказке? Какая Василиса?

(трудолюбивая, умная, добрая, старательная, внимательная)

У меня есть волшебная корзиночка, в которой хранятся предметы для женского рукоделия, я вам загадаю загадки, если отгадаете, отгадка появиться из корзиночки.

3.Дидактическая игра «Угадай-ка»

Загадки:

Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки…

И вот он – шарф для Петеньки.

(спицы)

Шагает мастерица

По шелку да по ситцу.

Как мал ее шажок!

Зовется он – стежок.

(иголка)

На пальце одном

Ведерко вверх дном.

(напёрсток)

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижет.

(ножницы)

Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот,

Часто прыгаю упруго,

Покачусь - и под комод.

(клубок)

Ткань держать устали пальцы,

Мне пришли на помощь. (пяльцы)

Вышью я, пожалуй, домик у реки.

Вышью, как рыбачат рядом рыбаки.

Получилось здорово!

Красочно вполне!

Помогли мне вышить нитки. (мулине)

Молодцы, все загадки разгадали!

4.Хозяйка:

В доме красном уголке

Рукоделье на столе

Вы пройдите, посмотрите,

И работу оцените.

(дети рассматривают выставку)

Хозяйка: Как называются эти изделия? Ребята, а из чего сделаны эти вещи и чем? (Вещи связаны из ниток крючком) А как называют мастериц, которые плетут кружева? Эти изделия сделаны руками человека.

Презентация «Что такое фриволите?»

Рассказ хозяйки.

Кружево – это изделие из шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных, льняных и других нитей. Мастерицы плетут кружева не только крючком, спицами, коклюшками, а ещё челноком. Высококачественные плетёные кружева изготовлялись во Франции, Бельгии, Италии, Испании.

В России ребята, почти в каждой области или крае есть свои кружева, которые получали название по месту их изготовления. Какие вы знаете названия?

(Рязанские, Ярославские, Московские, Елецкие, Вологодские и т. д.)

Народы Востока также занимались кружевоплетением, они изобрели челнок, с помощью которого создавали новое искусное рукоделие. К нам в Россию челночное плетение пришло из Франции, и называлось оно «фриволите». Наши кружевницы с интересом осваивали технику «фриволите», дополняя её своими находками. Неизвестные мастерицы создали уникальные изделия, которыми пользовались женщины высшего общества: перчатки, сумочки, накидки, зонтики и т. д.

Что понадобиться для работы мастерицам, чтобы сплести кружева в технике фриволите?

Хозяйка.

Вы ребятки не зевайте, и в ткачих все превращайтесь, мы немного отдохнём и попляшем с огоньком.

5.Танец «Текстильный городок»

6. Хозяйка: Молодцы ребятки, хорошо потанцевали.

Ребята, я готовлю женские украшения на ярмарку. Ярмарка скоро, а работы ещё много. Не поможете ли вы мне?

Дети: Да!

А, сейчас я приглашаю вас в мастерскую, где вы станете мастерами, но как же нам быть? Челнока и коклюшек у нас нет, да и крючком вы вязать, пока не научились. Поэтому я предлагаю вам сплести кружева весьма необычным способом – с помощью ниток.

Обращает внимание детей на выставку украшений.

Какие украшения бывают?

Какие элементы вы узнали на браслете, брошке?

Дети: волнистые линии, петельки.

Хозяйка: С чего начнёте свою работу? Чем закончите? Как правильно пользоваться ножницами! Для того чтобы наши пальчики хорошо работали, мы сейчас их разомнём.

Пальчиковая игра «Напёрсток»

Приступайте, пожалуйста, к работе, ваша задача – сплести своё неповторимое, оригинальное украшение.

Звучит русская народная музыка, дети выполняют самостоятельно работу.

7.Хозяйка: Дети, как думаете, могут ли ваши работы занять достойное место на ярмарке? Если вы считаете, что работа закончена, положите её в корзину, если работа ещё не готова или в ней надо что-то исправить – оставьте украшение на столе. Наша встреча подошла к концу, вы сегодня узнали и увидели много интересного. Расскажите, что вам запомнилось больше всего, чему вы научились. На память о нашей встрече, я хочу подарить вам….

Литература: Т. Уткина «Чудесные кружева» Москва, изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001.-240с. ,

Публикации по теме:

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в средней группе «Встреча гостей» Задачи: - Развивать речь детей посредством повтора знакомых потешек, игр с проговариванием и пропеванием, словесных игр. - Развивать воображение,.

Непосредственно образовательная деятельность в образовательной области «Познание» в младшей группе «Встреча с весной» С помощью беседы,а также применяя элементы игры воспитатель знакомит детей с характерными признаками весны. Воспитывает у малышей бережное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Пчёлка» «Встреча с кружевницей»
Опубликовано: 16 мая 2015 в 17:12
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД