Приложение МААМ

Непосредственно-образовательная деятельность «Знакомство с бытом и предметами утвари русского народа» (10 фото)

Светлана Моргуненко
Непосредственно-образовательная деятельность «Знакомство с бытом и предметами утвари русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Формирует представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта. Закрепляет знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Задачи:

Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность „Знакомство с бытом и предметами утвари русского народа“» размещена в разделах

Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.). Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.). Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства,

Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.

Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: "Русская изба" с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др., блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня. ", русский народный костюм для хозяйки.

Ход занятия:

Воспитатель, одета в русский народный костюм - хозяйки избы, встречает детей.

Воспитатель:

-Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. А я хозяйка этого дома.

И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник. «Милости просим, гости дорогие. «Хлеб да соль», с поклоном приглашаю вас.

Непосредственно-образовательная деятельность «Знакомство с бытом и предметами утвари русского народа»

-Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».

-Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.

-Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!

Фото «Знакомство с бытом и предметами утвари русского народа»

Воспитатель: Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

Воспитатель: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь - матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.

В старину любили русские люди почаёвничать, чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

Непосредственно-образовательная деятельность - фото

Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка - ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.

(Звучит русская народная песня). Пряха.

Воспитатель: А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или

поговорки о пряхах знаете?

Дети:

-У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

-Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.

-Хорошо прядёшься - весело поёшься.

Воспитатель: Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. "Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку".

(Воспитатель обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта).

Фото №1 Цель Продолжать знакомить детей с традициями русского народа

Дети садятся на лавки вокруг экрана.

Презентация со слайдами.

По каждому слайду ведё тся небольшая беседа: "Что изображено? Для чего вещь служила?" "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем заменены) и др.

Фото №2 Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа

Воспитатель:

- Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлые частушки.

Частушки в исполнении девочек (девочки наряжены в сарафаны).

Фото №3 Формирует представление об облике русской деревни обобщая и систематизируя знания детей

Кто сказал - частушки вроде,

В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе!

Эх, как выйду я плясать,

Ножками задрыгаю -

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

Эх, раз, полтора,

Бежит печка со двора,

А за нею – чашки

От грязнули Машки.

Как у нашего Егора

Пузо стало, как пригорок –

Целый день он на печи

Уплетает калачи.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

Воспитатель:

- Ох, и рассмешили, ох, и развеселили.

Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу.

Фото №4 о предметах старинного быта

Молодцы ребятки, а сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали и сможете ли отгадать загадки:

Тогда слушайте:

Стоит жилище - деревянные бочища,

Внутри печь да дрова это русская. (изба).

Зимой нет, теплей,

Летом нет, холодней (печь).

Черный конь,

Прыгает в огонь (кочерга).

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает,

Что схватит - отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло.

Держит ведра. (коромысло).

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит. (чугунок).

Выпускает жаркий пар

Древний чайник. (самовар).

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят. (лапти).

Воспитатель:

Видно внимательно слушали. Молодцы.

Воспитатель: Дорогие гости, пусть и в вашем доме будет счастье. А наши ребята сделают для вас счастливые подковы. Ребята, давайте сделаем для наших гостей подарки своими руками. А теперь проходите все ко мне, я расскажу, вам как мы будем лепить подковы!

Дети подходят к столу.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая у меня красивая, необычная

подкова. Какого она цвета?

Дети: Желтого

Воспитатель: Правильно! А чем она украшена?

Дети: Яблоками и листиками.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Яблоки - красного, листики - зеленого. Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы слепить такую подкову нам нужно тесто разного цвета: желтое - для подковы, красное - для яблок и зеленое -

для листьев.

Воспитатель: Подковы мы будем выкладывать на основу из картона. Посмотрите, как их у меня много! Какие геометрические формы вы знаете?

Дети: Овал, круг, ромб, квадрат.

Воспитатель: Молодцы! Все знаете!

Воспитатель: На каждой основе нарисована изогнутая линия, на которую вы будете выкладывать свои подковы (показ линии).

Воспитатель: Ну, а теперь я вам расскажу и покажу, как мы будем лепить.

Сначала берем тесто желтого цвета (показ). И раскатываем из него колбаску. (Показ способа раскатывания). Затем выкладываем колбаску на основу, строго по линии. Если колбаска получится очень длинной, то вам нужно будет отрезать лишнюю часть стекой. А если, наоборот, короткой - то раскатать колбаску подлиннее.

Воспитатель: После этого прижимаем колбаску указательными пальцами к

основе (показ).

Воспитатель: Правильно! Молодцы!

Воспитатель: Как вы думаете, что мы будем лепить дальше?

Дети: Яблоки.

Воспитатель: Какого цвета тесто нам для этого нужно?

Дети: Красное.

Воспитатель: А как мы будем лепить яблочки?

Дети: Скатывать шарики.

Воспитатель: Правильно! Посмотрите и сосчитайте, сколько яблок на моей подкове?

Дети: Три!

А вы на своей подкове можете сделать больше яблок.

Воспитатель: Начинаем лепить. Свою подкову вы можете украсить не только яблоками, а придумать свои фрукты или ягоды.

Воспитатель: Готова наша подкова?

Дети: Нет.

Воспитатель: А чего еще не хватает?

Дети: Не хватает листьев.

Воспитатель: Какого цвета тесто нам нужно?

Дети: Зеленое.

Воспитатель: Я беру зеленое тесто и отщипываю от него небольшой кусочек. Затем скатываю из него овал и прищипываю один конец листика большим и указательным пальцами.

Воспитатель: А для того, чтобы наши яблочки и листочки крепко держались на подкове, мы должны приложить их к влажной тряпочке. (Показ педагога)

Воспитатель: Готова наша подкова?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы запомнили, последовательность нашей работы? Дети: Сначала лепим подкову, потом яблоки, затем листики. Правильно. Но я просила вас пофантазировать и придумать свои украшения для подковы.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Теперь проходите на свои места и начинайте работать. Дети рассаживаются за столы.

Фото №5 Закрепляет знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре

педагог оказывают индивидуальную помощь детям. По ходу лепки педагог обращает внимание детей на

последовательность действий.

Фото №6 Задачи Публикация Непосредственно образовательная деятельность Знакомство с бытом и предметами утвари русского народа размещена в разделах Быт наших предков предметы быта и утварь Конспекты занятий

Воспитатель: Ой, какие красивые подковы у вас получились! Давайте посчитаем, сколько же яблок и ягод получилось на ваших подковах. Педагог задаёт вопросы каждому ребёнку. Сколько яблок или ягод и сколько листочков получилось у каждого. Опрашивает всех детей. Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье. Подарите их нашим гостям.

Дети дарят подковы.

Фото №7 Все конспекты Электричество бытовые приборы

Воспитатель:

-Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?

-А что вам больше всего запомнилось?

(Ответы детей)

-Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.

- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!

Публикации по теме:

ДИ «Русская изба и современный дом»ДИ «Русская изба и современный дом» Знакомя детей с бытом и традициями русского народа мы беседах, показах и играх обязательно обращаем их внимание на различия между современным.

Экскурсия в этнографический музей.Экскурсия в этнографический музей. С целью изучения русского быта, народных традиций и развития этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста через быт, традиции,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно-образовательная деятельность «Знакомство с бытом и предметами утвари русского народа»
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 11:55
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственно-образовательная деятельность «Знакомство с бытом и предметами утвари русского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Моргуненко (УИ 175168) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД