Надежда Сахоненко
Нетрадиционная техника в лепке как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционная техника в лепке как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого
человека будет душа художника.
Иначе говоря когда каждый будет находить
радость в своём труде.
Роден.
Актуальность:
Публикация «Нетрадиционная техника в лепке как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И многие даже не подозревают, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.
«Рука- это вышедший наружу мозг человека»- говорил И. Кант. А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей, художественного вкуса, способности фантазировать, представлять, воображать, активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.
Занятие лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.
Лепка- это интересное и полезное увлечение, помогающее всесторонне развивать личность ребёнка она открывает простор для его фантазии.
Почему все дети любят лепить, зачем современному ребёнку лепка, из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы можно найти общий ответ, на другие – очень сложно потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему. Способности к творчеству развиваются в лепке даже при минимуме материалов.
Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет своевременно похволить, разъяснить непонятное.
Цель:
Способствовать развитию творческих способностей и фантазии детей через использование различных технологий лепки.
Задачи:
Обучающие :
• Познакомить детей с историей и видами лепки.
• Познакомить детей нетрадиционным методам лепки.
• Формирование знаний о композиции, цвете.
• Познакомить со всеми техниками и приёмами лепки.
Развивающие :
• Развивать творческие способности, эстетический вкус, воображение, память, внимание, образное и логическое мышление, мелкую моторику рук, координацию и тактильные ощущения рук.
• Расширять кругозор и словарный запас.
• Развивать интерес детей к лепке.
• Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое до конца.
• Воспитывать умение общаться со сверстниками, работать в коллективе.
Дошкольное детство- очень важный период в жизни детей.
Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.
Скульптор Илья Яковлевич Гинцбург отмечал: «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках».
Начиная лепить, ребёнок развивает определённые способности :
зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно- моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику.
Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в лепке. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно лепить чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Я обращаю внимание на то, чтобы ребёнок передавал характерные признаки предметов, их форму, придерживался пропорций и использовал
усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание и т. п.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учётом специфики деятельности и возраста детей.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов:
• Игра, которая является основным видом деятельности детей;
• Сюрпризный момент –любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
• Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• Живая эмоциональная речь воспитателя.
Нетрадиционные техники в лепке это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике в лепке. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
4. Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись – 4. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
6. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
7. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2005.
8. Казакова Т. С. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Р. Г. Казаковой. М., 2004.
9. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М. 2008.
10. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., 1976.
11. Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. – «Олма Медиа Групп», 2009.
12. Лыкоква Л. И. программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : «Карапуз-Дидактика», 2007.
13. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. – «ТЦ СФЕРА», 2010.