Папки-передвижки

Нетрадиционное рисование как один из способов адаптации дошкольников в ДОУ

Матвеева Светлана
Нетрадиционное рисование как один из способов адаптации дошкольников в ДОУ

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад №5 городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

Тема: «Нетрадиционное рисование, как один из способов адаптации дошкольников в ДОУ»

Подготовила: воспитатель

Матвеева С. В.

г. Нефтекамск

2018-2019 учебный год

Публикация «Нетрадиционное рисование как один из способов адаптации дошкольников в ДОУ» размещена в разделах

Что такое адаптация?

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Что представляет собой адаптация к детскому садику? В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Степени адаптации

Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.

Лёгкая адаптация

В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:

• он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;

• при обращении глядит в глаза педагогам;

способен озвучить просьбу о помощи;

• первым идёт на контакт с ровесниками;

способен занять себя на короткий промежуток времени;

• с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;

• адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;

• рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.

Привыкание средней тяжести

Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.

При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:

• с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;

• при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;

• общается со сверстниками и воспитателем;

• придерживается озвученных правил и распорядка;

• адекватно реагирует на замечания;

• редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего.

• слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;

• нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;

• отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;

• нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;

• агрессивность либо замкнутость;

• неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Нетрадиционное рисование, как один из способов адаптации в ДОУ.

Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям.

Для ребенка – детский сад является неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. И с приходом туда начинается следующий этап в жизни ребенка. Малыши тяжело привыкают к детскому саду, часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными срывами. Эти проблемы требуют разрешения в первые дни пребывания в группе. Поэтому очень важно, чтобы воспитатель придумал и продумал, как отвлечь своих воспитанников от переживаний в адаптационный период.

Нетрадиционное рисование – один из интереснейших способов адаптации малышей в детском саду.

Изобразительная деятельность отвечает эмоциональным потребностям ребенка и оказывает на его психическое состояние положительное воздействие, позволяет справиться со многими проблемами.

Рисование является одним из любимых занятий дошкольников. У ребенка возникает вполне естественное желание передавать в рисунках свои впечатления об окружающем мире, он отвлекается от своих переживаний связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации – общении со сверстниками. С помощью процесса творчества малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации проходит легче.

В период адаптации воспитанников, в своей работе я использую разные виды изобразительной деятельности. Отметила, что малышей очень заинтересовали необычные способы рисования. Я разработала план на три месяца, где каждую неделю знакомлю воспитанников с различными техниками рисования.

Работая с воспитанниками младшего возраста я поставила перед собой

цель: создание максимально благоприятных условий для адаптации воспитанников в детском саду посредством нетрадиционных методов рисования.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие

задачи:

1. Создать новые условия образовательной деятельности, которые позволят снизить психофизиологическую нагрузку у дошкольников раннего возраста в период адаптации к условиям в детском дошкольном учреждении.

2. Формировать способность устанавливать эмоциональный контакт со взрослым, обеспечить развитие сотрудничества в процессе совместной деятельности, а также обучение ребенка способам усвоения общественного опыта посредством нетрадиционных методов рисования.

Малыши в нашей группе начали поступать в августе месяце, первую неделю мы знакомились, присматривались друг к другу. На второй неделе пребывания в детском саду, до вечера остались почти все воспитанники. Им нравилось, что именно вечером мы занимались необычным рисованием.

Малыши очень любят рисовать красками, возможности этой деятельности очень широки. Я предлагала рисовать пальцами, ладошками, смятой бумагой, поролоном, оттисками различных печатей. Но прежде чем приступить к рисованию того или иного предмета или явления природы, давала четкое представление о том, что это такое и как это выглядит показывала картинки или вносила игрушки. Ведь ребенку интересно рисовать знакомый предмет. Вначале наблюдали за этими предметами, добиваясь того, чтобы общались с ними как с живыми, с максимальным включением сенсорных анализаторов (слуха, обоняния, осязания, температурных рецепторов и др.). Ведь чем больше ребенок узнает об этом предмете, тем точнее получится изображение.

В работе я использую различные техники нетрадиционного рисования, доступные именно для младшего возраста.

«Рисование пальчиком» Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой» Ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть)или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ватными палочками» Ватная палочка окунается в густую краску, и точечными движениями наносится на бумагу.

«Оттиск печатками из пробки или ластика» Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и пробка.

«Печать по трафарету» Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

Также я предлагала малышам попробовать «Рисование на манке», и «Рисование вилкой», но рисование этими способами должны проходить под чутким руководством воспитателя.

Поэтапно в работе использую разнообразные сюжеты для рисования :

- «Тучка и дождик» для цветов и травки, чтобы выросли быстрее;

- «Солнышко» для зайчика, чтобы он согрелся;

- «Яркие, осенние листочки» для дерева и т. д.

Для родителей я подготовила консультации и картотеку «Нетрадиционные техники и способы рисования». Также во вторую половину дня приглашала их в группу порисовать с детьми и познакомиться с новыми техниками рисования. Родители с удовольствием занимались рисованием и отметили, что в своих работах дети проявляют творческую активность и упорство в достижении цели.

На протяжении всего адаптационного периода ведется индивидуальная работа с каждым ребенком, так как все воспитанники разные, у каждого присутствуют индивидуальные особенности, поэтому и процесс адаптации у каждого ребенка протекает по-разному. Поначалу были трудности с некоторыми малышами, они боялись замарать свои пальчики краской, но поговорив с родителями, я поняла причину этого нежелания рисовать, дома им не давали краску, боялись что их дети замараются! После разговора с родителями, малыши осмелели, и с удовольствием окунулись в процесс рисования. Так же в группе оборудован уголок творчества со свободным доступом к карандашам и бумаге, который позволяет малышу в любое время выразить свои эмоции на листе бумаги.

ВЫВОД: Таким образом, изобразительная деятельность ребенка, а именно нетрадиционные способы рисования, составляет преимущественный вид детского творчества, который способствует снятию тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоционального мира и общения. Она позволяет справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок младшего возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может прийти только игра и рисование. Занимаясь художественной деятельностью, знакомясь с новыми для него способами, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации.

Хотелось бы отметить, что вся проделанная нами работа не была напрасной – почти все воспитанники адаптировались к новым для них условиям, практически все ежедневно посещают сад. С родителями налажена плодотворная работа, мамы и папы с удовольствием откликаются на любую просьбу о помощи. Дети и родители с радостью и хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, всегда окружат заботой и лаской, помогут в трудный момент и советом и делом. Такой результат не может не радовать нас, воспитателей! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по-настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей!

Прикреплённые файлы:

adaptacija-s-ntr_0tfv6.pptx | 10634,35 Кб
 
Публикации по теме:

Сказкотерапия как один из способов преодоления конфликтов в детском коллективе ДОУ Старший воспитатель МДОУ – Центр развития ребёнка – детский сад № 35 Кошкина Наталья Александровна «Сказкотерапия, как один из способов.

Игровая деятельность дошкольников как один из способов освоения социальных отношений Во всех учебниках по педагогике и психологии игру называют ведущим способом освоения мира у дошкольников. Так уж происходит процесс взросления.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Логопедические «пятиминутки», как один из эффективных способов взаимодействия с родителями Овладение правильной речью у ребенка успешно идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Успехи.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Нетрадиционное рисование» Цель: 1. Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного.

Нетрадиционное рисование в ДОУ. Пуантилизм «Нетрадиционное рисование техника «Пуантилизм» сл. Одним из направлений в воспитании и развития детей является художественно - эстетическое.

Пескотерапия — игра с песком как один из способов развития ребенкаПескотерапия — игра с песком как один из способов развития ребенка ПЕСКОТЕРАПИЯ. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» писал В. А. Сухомлинский. В связи с этим высказыванием, я уделила большое внимание.

План воспитателя по самообразованию «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование» План воспитателя по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование». Актуальность выбранной.

Спортивный час «Подвижные игры как один из способов повышения двигательной активности у детей младшего школьного возраста» Цель: Укрепление здоровья, развитие двигательных навыков и физических качеств посредством подвижных игр и эстафет, использование подвижных.

Рисование на воде в технике «Эбру» как один из видов нетрадиционного рисования в ДООРисование на воде в технике «Эбру» как один из видов нетрадиционного рисования в ДОО Тема: «Рисование на воде в технике «Эбру» как один из видов нетрадиционного рисования в ДОО» Слайд № 2. Рисование является одним из важнейших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционное рисование как один из способов адаптации дошкольников в ДОУ
Опубликовано: 3 марта 2019 в 16:36
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД