Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Наталья Кондратьева
Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. Не исключением является и наше дошкольное учреждение. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У большинства детей имеется аномалия осанки, деформация стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Еще одна причина ухудшение здоровья – снижение двигательной активности.

Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. На занятиях с детьми должны использоваться программы по профилактической физической культуре. Это решение я вижу в организации фитбол – гимнастики.

Инновационность в методике работы с фитболами заключается в нетрадиционном подходе к оздоровлению детей, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы и России. Практически это единственный вид гимнастики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.

В детской практике фитболы используются за рубежом уже около пятидесяти лет, в нашей стране немногим более восьми.Впервые методика фитбол-гимнастики была представлена в 2002 году авторами: кандидатом педагогических наук, доцентом Т. С. Овчинниковой, и кандидатом медицинских наук, доцентом А. А. Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников», которая была апробирована в течение пяти лет в детских садах города С. -Петербурга. В этой программе авторы описали физиологическое воздействие фитболов на организм ребенка и методику проведения занятий, высокая эффективность которых была продемонстрирована в работе с дошкольниками.

Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева, О. В. Сливина, Т. А. Чуманова в практическом пособии «Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» разработали свою методику и комплексы упражнений по фитбол-гимнастике, которые могут быть использованы в образовательных учреждениях.

Тщательно изучив эту методику, я решила использовать её в своей работе с детьми. Упражнения, которые предлагаются авторами программы, я использую в качестве физкультминуток на занятиях, в свободное от них время, в сюжетно-ролевых играх, а так же на прогулках.

Прежде чем приступить к внедрению новых форм занятий, я подобрала достаточное количество гимнастических мячей (фитболов) Организуя занятия по фитбол- гимнастике прежде всего я познакомила детей с фитболом, дала представление о форме, физических свойствах мяча с помощью игровых упражнений. Использование фитболов я начинала с помощью сказки.Например: фитбол это «колобок». Дети слушают сказку и выполняют движения

Следующий этап заключался в том, чтобы научить детей садиться и удерживать равновесие на мяче. Этот этап я проводила отдельно с каждым ребёнком, страхуя его сбоку или сзади. Особое внимание обращала на то, чтобы посадка на мяче была правильной. Продолжительность прыжков на мяче на первых занятиях не превышала 2-4 минуты, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины

Занятия проводятся с подгруппой 8-10 детей. Упражнения дети должны выполняют в медленном и среднем темпе, в зависимости от физической подготовленности и состояния здоровья детей.

Само использование фитбола выступает как оздоровительный фактор, а текст, который проговаривают дети, помогает развитию речи, эмоционально украшает упражнение и позволяет добиться правильного его выполнения.

В своей работе я стремлюсь максимально помочь каждому ребенку, осуществляя комплексную работу по укреплению и сохранению здоровья детей. Уникальное сочетание физических упражнений с музыкой, сказкой, проговариванием стихов в фитбол-гимнастике развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Целью внедрения фитбол-гимнастики в мою работу с детьми является развитие физических качества и укрепление здоровье детей.

По целевой направленности упражнения на фитболах классифицируются на упражнения направленные на:

• содействие профилактике и коррекции различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, болезней лёгких, внутренних органов и др.)

• развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата и др.)

• развитие музыкально-ритмических и творческих способностей в целях рекреации, досуга, отдыха и развлечения (массаж, игры, эстафеты, танцы, ритмические упражнения)

Для реализации данных целей ставлю следующие задачи:

Оздоровительные

• Укрепление здоровья детей, включающее формирование опорно-двигательного аппарата, стимулирование функций сердечнососудистой, дыхательной систем и координационных способностей.

• Создание основы для нормального роста и полноценного развития ребёнка, путём целесообразной двигательной активности и закаливающих мероприятий

• Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой

• Совершенствовать эмоциональную сферу дошкольников.

Образовательные

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями. Развитие физических качеств

• Развитие умственной сферы посредством выполнения двигательных действий, с помощью которых ребёнок усваивает элементарные знания об окружающем мире и о способах взаимодействия с ним, а так же познаёт собственное тело и его многочисленные возможности

• Развитие культуры движений и телесной рефлексии.

Воспитательные

• Воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, их влияние на укрепление здоровья человека

• Воспитание нравственно-волевых качеств личности, активной жизненной позиции, развитие коммуникативных навыков

• Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.

С самого раннего возраста следует развивать и тренировать вестибулярные функции (большое значение имеет нормальное функционирование мозжечка, который является двигательным мозгом ребенка). Упражнения на мячах развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы.

Эффективность фитбол-гимнастики:

• укрепление мышц брюшного пресса

• укрепление мышц спины и таза

• укрепление рук и плечевого пояса

формирование осанки

• укрепление мышц ног и свода стопы

• профилактика развития плоскостопия

• увеличение гибкости и подвижности в суставах

• развитие функций равновесия и вестибулярного аппарата

• совершенствование координации движений

• профилактика мышечной недостаточности

• профилактика функциональных нарушений со стороны многих органов и систем

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как

• массажёр

• опора (под спину, руки, ноги, живот)

• предмет (ОРУ в различных исходных положениях)

• препятствие (перешагивание, перепрыгивание, прокатывание в разных направлениях)

• отягощение (в руках, ногах, на спине)

• амортизатор, тренажёр (рук, ног, равновесия)

• ориентир

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Очень важно осуществлять контроль за физическим состоянием детей. Дети не способны сами регулировать свое состояние,и ответственность за их здоровье лежит на педагоге Упражнения на мяче используются для разных групп мышц и имеют свою классификацию:

• Упражнения для рук и плечевого пояса

• Упражнения для ног и тазовой области

• Упражнения на дыхание и расслабление

• Комплексные упражнения

• Упражнения для туловища.

В целях обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья детей, я рекомендую соблюдать основные требования к проведению упражнений на мячах

• Мяч должен быть подобран согласно росту занимающегося

• Одежда должна быть удобной, обувь на резиновой основе

• В целях профилактики травматизма следует заниматься на ковровом покрытии

• Следить за правильной посадкой на мяче

• Необходимо научить ребёнка приёмам самоконтроля

• На первых занятиях следует использовать менее упруго накаченные мячи

• Расстояние между занимающимися должно быть не менее 1.5 метра

• Подгруппа занимающихся не более 6-12 человек

• При выполнении упражнений лёжа на мяче контролировать, чтобы голова и позвоночник составляли прямую линию и не задерживалось дыхание

• Избегать резких и быстрых движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины

• Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным

• Следует избегать соприкосновения мяча с острыми и режущими поверхностями и предметами для предотвращения повреждения мяча

Предлагаемые мною упражнения можно применять в любой совместной деятельности, на занятиях и в играх с детьми, могут использоваться в начальных классах школы. Но, всё же, высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы,которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами и заинтересованными организациями, а также при наличии программно-методической и материальной базы.

Публикации по теме:

Формы организации проектно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой.

Использование игровой деятельности при формировании диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста «Использование игровой деятельности при формировании диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста» Речь – это исторически.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Дикие животные
  • Цветы
Автор публикации:
Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 июня 2015 в 00:50
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 ноября. День Марса на МААМ

1 ноября 1962 года с космодрома «Байконур» к «красной планете» устремился первый в истории человечества космический корабль – советская межпланетная автоматическая станция «Марс-1». Связь с ней удалось...

1 ноября. День лисы

Героине народных сказок, лисе-кумушке, лисе-голубушке, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка играми и занятиями на лисью тему.

Выставка совместного творчества родителей и детей в средней группе на тему «Краски...
В октябре 2020 года в средней группе нашего детского сада была организована выставка совместных творческих работ родителей и детей по теме "Краски осени"....
Сказка «Как звери зимой живут в лесу»
Сказка "Как звери зимой живут в лесу" Для детей старшего дошкольного возраста. Солнце стало меньше греть. Туча небо кроет. А в лесу большой медведь....
Мастер-класс по изготовлению стороны «Медвежонок» для развивающего кубика
Для изготовления мягкого развивающего кубика понадобятся поролоновый кубик 15*15 см, 6 тканевых квадратиков 15*15см, 6 квадратов из дублерина 15*15 см,...