Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Наталья Кондратьева
Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. Не исключением является и наше дошкольное учреждение. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У большинства детей имеется аномалия осанки, деформация стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Еще одна причина ухудшение здоровья – снижение двигательной активности.

Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. На занятиях с детьми должны использоваться программы по профилактической физической культуре. Это решение я вижу в организации фитбол – гимнастики.

Инновационность в методике работы с фитболами заключается в нетрадиционном подходе к оздоровлению детей, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы и России. Практически это единственный вид гимнастики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.

В детской практике фитболы используются за рубежом уже около пятидесяти лет, в нашей стране немногим более восьми. Впервые методика фитбол-гимнастики была представлена в 2002 году авторами: кандидатом педагогических наук, доцентом Т. С. Овчинниковой, и кандидатом медицинских наук, доцентом А. А. Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников», которая была апробирована в течение пяти лет в детских садах города С. -Петербурга. В этой программе авторы описали физиологическое воздействие фитболов на организм ребенка и методику проведения занятий, высокая эффективность которых была продемонстрирована в работе с дошкольниками.

Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева, О. В. Сливина, Т. А. Чуманова в практическом пособии «Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» разработали свою методику и комплексы упражнений по фитбол-гимнастике, которые могут быть использованы в образовательных учреждениях.

Тщательно изучив эту методику, я решила использовать её в своей работе с детьми. Упражнения, которые предлагаются авторами программы, я использую в качестве физкультминуток на занятиях, в свободное от них время, в сюжетно-ролевых играх, а так же на прогулках.

Прежде чем приступить к внедрению новых форм занятий, я подобрала достаточное количество гимнастических мячей (фитболов) Организуя занятия по фитбол- гимнастике прежде всего я познакомила детей с фитболом, дала представление о форме, физических свойствах мяча с помощью игровых упражнений. Использование фитболов я начинала с помощью сказки. Например: фитбол это «колобок». Дети слушают сказку и выполняют движения

Следующий этап заключался в том, чтобы научить детей садиться и удерживать равновесие на мяче. Этот этап я проводила отдельно с каждым ребёнком, страхуя его сбоку или сзади. Особое внимание обращала на то, чтобы посадка на мяче была правильной. Продолжительность прыжков на мяче на первых занятиях не превышала 2-4 минуты, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины

Занятия проводятся с подгруппой 8-10 детей. Упражнения дети должны выполняют в медленном и среднем темпе, в зависимости от физической подготовленности и состояния здоровья детей.

Само использование фитбола выступает как оздоровительный фактор, а текст, который проговаривают дети, помогает развитию речи, эмоционально украшает упражнение и позволяет добиться правильного его выполнения.

В своей работе я стремлюсь максимально помочь каждому ребенку, осуществляя комплексную работу по укреплению и сохранению здоровья детей. Уникальное сочетание физических упражнений с музыкой, сказкой, проговариванием стихов в фитбол-гимнастике развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Целью внедрения фитбол-гимнастики в мою работу с детьми является развитие физических качества и укрепление здоровье детей.

По целевой направленности упражнения на фитболах классифицируются на упражнения направленные на:

• содействие профилактике и коррекции различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, болезней лёгких, внутренних органов и др.)

• развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата и др.)

• развитие музыкально-ритмических и творческих способностей в целях рекреации, досуга, отдыха и развлечения (массаж, игры, эстафеты, танцы, ритмические упражнения)

Для реализации данных целей ставлю следующие задачи:

Оздоровительные

• Укрепление здоровья детей, включающее формирование опорно-двигательного аппарата, стимулирование функций сердечнососудистой, дыхательной систем и координационных способностей.

• Создание основы для нормального роста и полноценного развития ребёнка, путём целесообразной двигательной активности и закаливающих мероприятий

• Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой

• Совершенствовать эмоциональную сферу дошкольников.

Образовательные

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями. Развитие физических качеств

• Развитие умственной сферы посредством выполнения двигательных действий, с помощью которых ребёнок усваивает элементарные знания об окружающем мире и о способах взаимодействия с ним, а так же познаёт собственное тело и его многочисленные возможности

• Развитие культуры движений и телесной рефлексии.

Воспитательные

• Воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, их влияние на укрепление здоровья человека

• Воспитание нравственно-волевых качеств личности, активной жизненной позиции, развитие коммуникативных навыков

• Способствовать развитию самоконтроля и самооценки.

С самого раннего возраста следует развивать и тренировать вестибулярные функции (большое значение имеет нормальное функционирование мозжечка, который является двигательным мозгом ребенка). Упражнения на мячах развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы.

Эффективность фитбол-гимнастики:

• укрепление мышц брюшного пресса

• укрепление мышц спины и таза

• укрепление рук и плечевого пояса

формирование осанки

• укрепление мышц ног и свода стопы

• профилактика развития плоскостопия

• увеличение гибкости и подвижности в суставах

• развитие функций равновесия и вестибулярного аппарата

• совершенствование координации движений

• профилактика мышечной недостаточности

• профилактика функциональных нарушений со стороны многих органов и систем

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как

• массажёр

• опора (под спину, руки, ноги, живот)

• предмет (ОРУ в различных исходных положениях)

• препятствие (перешагивание, перепрыгивание, прокатывание в разных направлениях)

• отягощение (в руках, ногах, на спине)

• амортизатор, тренажёр (рук, ног, равновесия)

• ориентир

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Очень важно осуществлять контроль за физическим состоянием детей. Дети не способны сами регулировать свое состояние, и ответственность за их здоровье лежит на педагоге Упражнения на мяче используются для разных групп мышц и имеют свою классификацию:

• Упражнения для рук и плечевого пояса

• Упражнения для ног и тазовой области

• Упражнения на дыхание и расслабление

• Комплексные упражнения

• Упражнения для туловища.

В целях обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья детей, я рекомендую соблюдать основные требования к проведению упражнений на мячах

• Мяч должен быть подобран согласно росту занимающегося

• Одежда должна быть удобной, обувь на резиновой основе

• В целях профилактики травматизма следует заниматься на ковровом покрытии

• Следить за правильной посадкой на мяче

• Необходимо научить ребёнка приёмам самоконтроля

• На первых занятиях следует использовать менее упруго накаченные мячи

• Расстояние между занимающимися должно быть не менее 1.5 метра

• Подгруппа занимающихся не более 6-12 человек

• При выполнении упражнений лёжа на мяче контролировать, чтобы голова и позвоночник составляли прямую линию и не задерживалось дыхание

• Избегать резких и быстрых движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины

• Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным

• Следует избегать соприкосновения мяча с острыми и режущими поверхностями и предметами для предотвращения повреждения мяча

Предлагаемые мною упражнения можно применять в любой совместной деятельности, на занятиях и в играх с детьми, могут использоваться в начальных классах школы. Но, всё же, высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работа с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами и заинтересованными организациями, а также при наличии программно-методической и материальной базы.

Публикации по теме:

Формы организации проектно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой.

Использование игровой деятельности при формировании диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста «Использование игровой деятельности при формировании диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста» Речь – это исторически.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 июня 2015 в 00:50
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. День полёта Белки и Стрелки

19 августа 1960 года в 11:44 космический корабль «Спутник-5» стартовал с космодрома «Байконур». На его борту были две беспородные дворняжки – Белка и Стрелка. Этот успешный эксперимент (четвероногие...

19 августа. Яблочный Спас

Наливным спелым яблочкам посвящен народный праздник Яблочный Спас. В этот день благословляется урожай плодов, а природа празднует первые осенины – по поверьям с этого времени год разворачивается от лета к...

Презентация. Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой...
Консультация для родителей «Август»
Август Август, август – детям радость! В летний лес пойдём гулять. Там малины спелой сладость И грибов - не сосчитать! Сколько ягод сочных съели И...
Конспект прогулки-развлечения «Путешествие Колобка» в младшей группе
Прогулка-развлечение с детьми младшей группы «Путешествие колобка» Задачи: • Познакомить детей с разными постройками, деревянными поделками на участке....