Лучший педагог года

Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста

Грушина Елена
Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста

Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста

МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»

г. Балашова Саратовской области

Тема «Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель: Грушина Е. А.

2019 год

Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста

К числу нетрадиционных форм речевой работы с дошкольниками относятся :

• Ситуации общения;

• Игровые обучающие ситуации;

• Интегрированные занятия с элементами кооперации;

Публикация «Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

• Творческие мастерские.

Ситуации общения – это специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей.

Типы ситуаций общения разнообразны: игровые, практические, театрализованные и др. в каждой ситуации перед детьми возникает проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт.

В младшей группе целесообразно проводить ситуации общения, побуждающие ребенка искать и устранить причину, мешающую ему действовать и лежащую на поверхности. Например: Игра «Где живут куклы и машинки» - запомнить место нахождения игрушки в группе, приучать убирать игрушки на место.

Старшим дошкольникам можно предложить следующие ситуации общения: «Катя пролила варенье на пол. Что теперь ей делать? Как поступить лучше?», «Света решила пригласить детей к себе в гости. Что она для этого должна сделать?» и др.

Для развития полноценного игрового общения используют игровые обучающие ситуации:

1. Ситуации-иллюстрации.

2. Ситуации-упражнения.

3. Ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы).

4. Ситуации-оценки.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. В этом случае рекомендуется использовать кукольный театр, который позволяет дать детям образцы социально приемлемого поведения, активизировать навыки эффективного общения. Чаще всего ситуации-иллюстрации используются в младшей группе.

Например, «Лисичка садится обедать» - Ребята, лисичка долго бегала по лесу, и проголодалась. Дети усаживают ее за стол, одевают нагрудник, накрывают на стол. Воспитатель следит за игрой, поправляет детей, помогает им.

Или «Магазин игрушек» Воспитатель говорит детям, что он – продавец в магазине игрушек, и предлагает детям купить что-нибудь. Нахваливает детям различные игрушки и объясняет, как они работают. Затем выбирает продавцом кого-нибудь из детей. Далее наблюдает за игрой и направляет игровое действие.

Начиная со средней группы, параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Включаясь в такие ситуации, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Пример, игра «Поступи правильно», направлена на формирование у ребенка представлений о положительных и отрицательных поступках.

Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах) способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

Пример, Игра "Кому нужна вода? – знакомит детей с местожительством растения. В каких местах любит расти; на солнечной полянке или на затемненной опушке леса, рядом с водой или в воде (какое оно – влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое?

В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, особенности строения корня, листьев и т. д.

Действуя в игровом образе, ребенок овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое, а затем и реальное поведение.

В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Например, принятие в старшем дошкольном возрасте на себя ролей отрицательных персонажей в ходе игр-драматизаций должно вызывать феномен децентрации, то есть формировать умение моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, но не провоцировать эмоционального слияния с его образом, идентификации с ним. Это позволяет сравнивать различные черты характера (добрый — злой, честный — лживый) и создавать установку на формирование положительных черт характера у детей. Пр: игра "Пирамида добра" Детям встать в круг. Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит её сверху на мою ладонь. Затем следующий кладет руку на ладонь следующего ребенка, уже высказавшего свое пожелание. Я начинаю ( например: "Желаю всем быть дружелюбными, веселыми"). Как только выскажете все пожелания, возводя пирамиду добра, я тихонько раскачиваю ее со словами: "Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!" – подталкиваю лежащие ладони на моей руке вверх, рассыпая пирамиду.

Интегрированные занятия с элементами кооперации — это новая форма организации обучения детей с использованием такого интерактивного подхода, как работа в малых группах.

Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем детям (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умения прислушиваться к мнению других, считаться с этим мнением, вырабатывать общее мнение (приходить к согласию, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе.

Творческая мастерская – одна из форм организации воспитательно-образовательного процесса.

Цель – овладение дошкольниками творческой продуктивной речевой деятельностью.

Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребенка с окружающим миром. Опыт творческой деятельности дети трансформируют в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная деятельность помогает ребенку быть более открытым и свободным в общении, дает возможность самоутвердиться и самореализоваться, повысить самооценку.

Вывод: Нетрадиционные формы организации речевой работы будят и развивают мысль и творчество ребенка, способствуют развитию внимания, наблюдательности, памяти детей. Благодаря такой работе дошкольники приучаются слушать и понимать обращенную к ним речь и вместе с тем содержательно, выразительно и непринужденно высказывать свои мысли.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко.

Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителямиДосуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями. Целью наших взаимодействий с родителями должно быть проведение более.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествияНетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение - это.

Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детейНетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детей Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно- информационные формы работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 16 мая 2021 в 21:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД