Силина Наталья
Нетрадиционные формы проведения коррекционных занятий с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс развития современного образования требует применение различных форм проведения занятий и методов активного развивающего воспитания и обучения.
Формы проведения занятия :
Индивидуальная форма - углубленная индивидуализация обучения, когда каждому ребёнку дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого ребёнка. Данная форма целесообразна при выполнении упражнений, решении задач разных типов, программированном обучении и ликвидации в них пробелов.
Публикация «Нетрадиционные формы проведения коррекционных занятий с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Названные формы организации учебной деятельности для детей весьма ценны и эффективны только во взаимосвязи.
Групповая форма - предусматривает разделение группы дошкольников на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: составление технологического маршрута или изучение технологического процесса, конструкция приспособления или инструмента, выполнение лабораторных и практических работ, решение задач и упражнений.
Погрупповая форма - предполагает совместную деятельность всей учебной группы: преподаватель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, дети работают над одной проблемой.
Обязательным условием работы является проведение занятий в ходе которых решаем определенные задачи:
Образовательная: повышать уровень развития ребенка.
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
В практике мы используем:
-Мероприятия в форме соревнований и игр : конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
-Мероприятия, основанные на практических формах, жанрах и методах работы: практикум, лабораторная работа, исследование (опыт, пооперационное выполнение общего задания.
-Учебно-воспитательные мероприятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала, напоминающие публичные формы общения : собрание, праздник, устный журнал, репортаж, диспут.
-Популярны и такие мероприятия, как заочная экскурсия, путешествие, экскурсия по школе.
-Это мероприятия, развивающие фантазию: урок-занятие-сказка, урок-занятие – сюрприз, спектакль, театрализация и т. п.
-Это применение презентаций занятий с использованием возможностей компьютерных технологий.
Нетрадиционные формы занятий
В настоящее время в практике работы образовательных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.
Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми.
Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.
Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.
Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие – беседа и занятие – наблюдение.
Популярностью пользуются арттерапия - терапия искусством. Основная ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителей психоанализа важнейшей техникой арттерапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с представлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, в утверждении и познании своего «Я».
К основным видам арттерапии относятся: рисуночная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия.
Рисование - творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование). Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу.
Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Цель танцевальной терапии - развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения. Танцевальная терапия используется в основном в групповой работе. Она побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность, укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне.
Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств ребенка или подростка, для того чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ, найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребенка.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают у детей интенсивный эмоциональный резонанс, что помогает создать в сложной эмоциональной обстановке эффективную ситуацию общения.
Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму.
Применение нетрадиционных форм занятий, в частности занятия-игры, занятия-дискуссии - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. На нетрадиционных занятиях активизируются психические процессы обучающихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Конечно нестандартные занятия необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся обучающимся, чем будничные учебные занятия со строгим и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие занятия следует всем педагогам. Чаще всего такие занятия проводятся в системе дополнительного образования, так как специфика дополнительного образования - это принцип свободы выбора, реальная возможность творческого и нестандартного подхода к содержанию, методам и формам образовательного процесса.
Таким образом, нетрадиционные занятия - это занятия, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а также по характеру взаимоотношений педагог - обучающийся.
Нетрадиционные занятия - это неординарные подходы к преподаванию учебной дисциплины. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нетрадиционные занятия - это всегда праздники, когда активны все обучающиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти занятия включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к образовательной программе в целом.
Поиск и создание нетрадиционных форм уроков, внеклассных занятий помогают в компетентностном росте педагогов, которые вносят необходимые изменения в технологии воспитания и обучения. Жизнь сама подсказывает новые формы проведения уроков, занятий, нужно только их увидеть и осмыслить. Любой педагог школы-интерната применял в своей деятельности нетрадиционные формы воспитывающего обучения школьников. Они представлены и как фрагменты в ткани мероприятия, и как целый урок или занятие, полностью посвященные реализации одного из методов. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления педагогов, ориентирующихся на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных и воспитательных часов, на усиление самостоятельной деятельности воспитанников.
Высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются:
• занятие – игра;
• занятие – экскурсия;
• занятие – презентация;
• занятие – путешествие;
• интегрированный занятие
Список использованных источников
1. Аникушина Е. А., Бобина О. С., Дмитриева А. О., Егорова О. Н., Калянова Т. А., Мамонтова М. Ю., Старцева С. П., Фомин В. С.
2. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения: Методическое пособие. – Томск: В-Спектр, 2010. – 212 с. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы/ авт. -сост. Л. В. Шмонина, О. И. Зайцева. – Волгоград: Учитель, 2014
3. .Семенова И. С. «Психолого- педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2008, №7.