МААМ-картинки

Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями»

Евгения Петровна Костина
Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями»

Цель проекта:

Ведущая цель проекта - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Задачи проекта:

1. Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

Публикация «Проект „Нетрадиционные формы работы с родителями“» размещена в разделах

2. Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

3. Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

4. Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

5. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

6. Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Описание проекта:

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Принципы работы с родителями:

Целенаправленность, систематичность, плановость;

наблюдение за ребенком;

Методы изучения семьи

Анкетирование;

посещение семьи ребенка;

дифференцированный подход к работе.

Формы работы с родителями

Общие, групповые, индивидуальные.

Педагогические консультации, беседы, семинары, тренинги.

Совместное проведение занятий, досугов.

Клубы по интересам: национальные традиции, молодая семья.

Участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, организация видеосъемки.

Дни открытых дверей.

Педагогическая гостиная.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи (педагогический совет, «круглый стол», читательские конференции, тематические выставки, конференции, посещение семьи, педагогические беседы, тематические консультации, групповые и общие собрания родителей, наглядная пропаганда и просвещение родителей, дни открытых дверей, библиотечки для родителей при дошкольных учреждениях, выступления воспитанников детских садов, выступления педагогов и других специалистов) у нас активно используются инновационные формы и методы.

Презентация ДОУ для знакомства родителей с дошкольной организацией, её уставом и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка. Предлагается адрес официального сайта ДОУ, где родители могут познакомиться с нормативными документами, образовательной программой, коллективом ДОУ и следить за работой организации.

Университет педагогических знаний и лекторий с целью вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье; привлечь родителей к воспитательной работе в ДОУ.

Киноуниверситеты или кинолектории позволяют широко использовать как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные.

Совместная творческая деятельность в нетрадиционном рисовании, где мама или папа не просто присутствует, а непосредственно принимает участие в увлекательной работе вместе с ребёнком.

Проведение семейного фестиваля «Росинки», где родители проявляют свою творческую деятельность в разных направлениях (танцы, стихи, песни и т. д.).

Утренняя разминка вместе с родителями под руководством инструктора по физической культуре и воспитателя. Приобщение к здоровому образу жизни.

Спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья».

Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, способствуют укреплению и углублению связей между ними.

Экскурсии с родителями в библиотеку, музей, пожарную часть используются для эффективной работы по патриотическому воспитанию.

В целях информированности родителей и создания атмосферы открытости государственной системы дошкольного образования в апреле и в ноябре в нашем саду проводятся «Дни открытых дверей» для родителей. В эти дни родители ближе знакомятся с работой дошкольной образовательной организации: - посещают разные виды занятий с детьми; - знакомятся с организацией и содержанием прогулок; - воспитанием культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста; - получают консультации специалистов по проблемам воспитания и образования детей - знакомятся с предметно-развивающей средой организации; - игровой деятельностью детей.

С целью выявления заинтересованности родителей во взаимодействии семьи и дошкольной организации, было проведено анкетирование в начале учебного года. Анкетирование можно проводить несколько раз для решения нескольких целей, таких как: получение информации о семье, её отношении к образовательной организации.

Социальная характеристика семьи:

• Состав семьи, возраст родителей.

• Жилищные и материальные условия.

• Культурный уровень семьи (есть ли в семье библиотека; какие книги читают; следят ли за периодической печатью; посещают ли кинотеатры, театры, концерты, выставки).

• Общая семейная атмосфера (доброжелательная, неустойчивая, гнетущая, недоброжелательная, автономность каждого члена семьи).

• Кто из членов семьи больше всего занимается воспитанием ребенка.

• Что является предметом основной заботы родителей по отношению к ребенку (здоровье, развитие умственных способностей, нравственных качеств ребенка, обеспечение материальных потребностей).

• Отношение родителей к ребенку (сверх опекающее, ровное, заботливое, равнодушное, подавляющее личность ребенка).

• Система воспитательных воздействий (согласованность всех членов семьи, непоследовательность, наличие конфликтов, отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия).

• Уровень психолого-педагогических знаний (наличие определенных знаний и готовность их применять на практике; ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению; низкий уровень знаний и нежелание задумываться под проблемами воспитания).

• Осуществление контроля над поведением и деятельностью ребенка (систематическое, нерегулярное, полное отсутствие контроля).

• Отношение к детскому саду (положительное, равнодушное, негативное).

• Взаимодействие семьи с детским садом (систематическое, эпизодическое, отсутствие взаимодействия).

Планирование работы с семьёй

В течение учебного года воспитатель еженедельно планирует работу с семьей, включая следующее:

- наблюдения за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;

- плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка (не плановые беседы фиксируются в учете работы); например, в плане он отмечает: «Побеседовать с мамой Игоря Н. о необходимости выполнения режима дня» или: «Выяснить у мамы Наташи С. причины ее капризов»;

- просмотр родителями разных видов детской деятельности, иногда видео, прослушивание аудиозаписи;

- вовлечение родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей (совместное рисование, лепка, конструирование, участие в игре-драматизации, спортивных играх);

- привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;

- проведение опросов, анкетирования родителей с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.

В течение учебного года воспитатель периодически планирует

фронтальные встречи с родителями детей. Это традиционные родительские собрания, «Круглые столы», «Устные журналы» и т. д. В календарном плане указывается тема встречи, форма ее проведения. Кратко можно обозначить методы активизации родителей.

Работа воспитателей с семьёй может быть подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную и разовую.

Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду и поддержание контакта с семьёй.

Прежде всего, этой цели служит стенд для родителей.

Еженедельно каждый родитель должен получить возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребёнка.

Темы и цели бесед должны быть отражены в плане работы.

Продумывая план беседы с родителями, воспитатели используют материал наблюдений за ребёнком, который накопился в течение недели. Однако и содержание беседы, и форма её по возможности должны обсуждаться педагогами совместно с методистом и психологом организации, если они есть в штате. Успешность работы с родителями в целом определяется, как уже неоднократно подчёркивалось, именно правильностью выбранных направлений общения с ними и стилем этого общения.

Ежемесячные мероприятия – это совместные праздники, педагогические гостиные, дискуссионные клубы. Они специально планируются заранее и готовятся педагогическим коллективом ДОУ. В ходе таких мероприятий могут решаться разные задачи, но всегда следует стремиться к установлению доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроения и обстановки совместного с родителями творчества.

Работа с родителями строится по нескольким направлениям:

- укрепление здоровья детей (совместно с медицинской и психологической службами, индивидуальные программы оздоровления;

- создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами);

- защита прав ребёнка, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания;

- формирование личности ребёнка и индивидуальная воспитательная работа (совместно с психологом);

- организация семейного досуга.

Для того чтобы создать в детском саду работающую систему эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, необходимо в течение года сделать это направление работы приоритетным для педагогов ДОУ.

Ответственность за планирование, организацию и руководство по воспитанию детей в семье возлагается на заведующего детским садом. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в детском саду и в семье, объединяя усилия педагогического коллектива и родителей: всё лучшее, что приобретает ребёнок в детском саду, должно быть продолжено в условиях семейного воспитания; всё лучшее, что получает он в семье, надо сделать достоянием детского сада.

Составляя годовой план работы с родителями, педагогический персонал учитывает конкретные условия жизни и воспитания в семьях, возрастные и индивидуальные особенности детей и использует разнообразные формы педагогической пропаганды. План обязательно обсуждается на педагогическом совете.

Тематика и содержание работы с родителями отражаются в плане методиста и в календарном плане воспитателей.

Наш детский сад использует следующие нетрадиционные формы и методы взаимодействия с семьёй:

1. Родительский университет;

2. Беседы;

3. Консультации;

4. «Круглые столы»;

5. Спортивные праздники «Всей семьёй на старт».

6. Оформление стендов;

7. Папки – передвижки;

8. Общие и групповые родительские собрания;

9. Организация совместной деятельности по благоустройству помещения и территории детского сада;

10. Тесты, анкетирование;

11. Оформление папки «Для Вас, родители!».

А также и нетрадиционные:

1. Вовлечение в совместную творческую деятельность (кружковую).

2. Семейные клубы по интересам.

3. Занятия в театральной гостиной для родителей и детей.

4. Семейные встречи.

5. Музыкальные гостиные.

6. Совместные прогулки, экскурсии.

7. Посещение театра детьми и их родителями.

8. Донесение информации через официальный сайт ДОУ.

Сколько существует образование как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют педагогические инновации. Как бы ни была справедлива народная мудрость - «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, все уже сделал Ян Амос Коменский», - тем не менее, год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы. Следует понимать: новое и необычное само по себе не возникает, а является результатом изучения передового педагогического опыта поисков и экспериментов.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителямиДосуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями. Целью наших взаимодействий с родителями должно быть проведение более.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествияНетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение - это.

Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детейНетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детей Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно- информационные формы работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста через нетрадиционные формы рисованияПроект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста через нетрадиционные формы рисования Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста «Солнышко» через нетрадиционные формы рисования. Выполнила воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями»
Опубликовано: 19 февраля 2020 в 12:22
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД