Ирина Кириллова
Нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников раннего возраста» размещена в разделах
В Законе РФ "Об образовании" ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнять свой главный гражданский долг - воспитать достойного гражданина своей страны.
Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Непонимание между семьей и детским садом тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Выход из этого видится в изменении форм и методов проведения родительского собрания.
Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Непонимание между семьей и детским садом тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Выход из этого видится в изменении форм и методов проведения родительского собрания.
В своей работе с родителями воспитанников младшей группы я организовываю инновационные формы по четырем направлениям:
1. Информационно – аналитические. Сюда относятся тесты, анкетирование родителей, социальный паспорт, почтовый ящик доверия, в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
2. Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки, акции – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогом, родителями и детьми.
Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями , детьми
3. Познавательные формы. Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы.
Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Нетрадиционные – это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный и откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания. Можно проводить собрания в различных формах : аукционы, читательские конференции, семинары-практикумы, душевный разговор, мастер – классы, круглый стол и т. д.
4. Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, выпуск газет, просмотр видеороликов, фотографии, выставки детских работ. Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по - разному.
Цели: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
В результате внедрения нетрадиционных форм работы с родителями отмечается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семьях. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений.
Конечно, родители имеют возможность получать информацию в интернете, общаться на форумах, но ничто не заменит личного эмоционального общения с воспитателями и своими детьми в спокойной непринужденной обстановке, направленной на взаимную помощь и поддержку детей дошкольного возраста.