Приложение МААМ

Нетрадиционные формы развития элементарных математических представлений у старших дошкольников

Галина Бирюкова
Нетрадиционные формы развития элементарных математических представлений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Бирюкова Г. А.

воспитатель МАДОУ №69

г. Старый Оскол

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика.

Публикация «Нетрадиционные формы развития элементарных математических представлений у старших дошкольников» размещена в разделах

Одним из основных предметов в школе является математика. Несмотря на возрастающую компьютеризацию многих отраслей науки и техники, дети должны научиться хорошо владеть вычислительными навыками, понимать мир чисел, его значение для развития всех наук и для жизни в современном обществе.

Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на занятиях внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И нам в этом помогают нетрадиционные занятия.

При организации с детьми нетрадиционных форм математической направленности мы руководствуемся психолого-педагогическими принципами, на основе которых формируются основы культуры и познания ребенка:

- деятельностный подход,

- принцип интереса,

- сочетание индивидyaльнoй и коллективной деятельности,

- единство отдыха и познания.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные занятия :

Занятия-соревнования.

( Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

Занятия КВН.

(Предполагают разделение детей на 2подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина) .

Театрализованые занятия.

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)

Занятия - сюжетно-ролевые игры.

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения) .

Занятие-консультации.

(Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка) .

Занятия-взаимообучения.

(Ребёнок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, лепке, рисованию) .

Занятия-аукционы.

(Проводятся как настольная игра «менеджер»)

Занятия-сомнения (поиска истины) .

(Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает) .

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия.

(Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа) .

Занятия-сказки.

Занятия-концерты.

(Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию) .

Занятия-диалоги.

(Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .

Занятия типа «Следствие ведут знатоки».

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

Занятия типа «Поле чудес».

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

Занятие «Интеллектуальное казино».

(Проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда) .

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на “саморазвивающуюся систему”, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Одна из таких технологий – проектная деятельность.

Так как я занимаюсь проектной деятельностью, хотелось бы заострить внимание на ней.

Практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при обучении различным дисциплинам, входящим в программу обучения. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом обучения практически всем естественнонаучным дисциплинам, к числу которых относится и математика.

Главная цель организации проектной деятельности - развитие у учащихся глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности. В достижении этой цели можно выделить такие задачи, как:

-мотивация учебной деятельности,

-развитие познавательной самостоятельности;

-формирование и развитие творческих способностей;

-усвоение обобщенных и рациональных способов деятельности;

-формирование опыта самообразования и т. д.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.

Одно из средств решения этих задач на уроках математики - творческие проекты детей. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Содержание проектной деятельности обуславливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами.

Работа по подготовке проекта всегда начинается с постановки цели, с обдумывания того, зачем проект нужен воспитателю и детям.

Проектную деятельность дошкольников условно можно разделить на несколько основных этапов. В рамках первого из них осуществляется погружение в проект. Этот этап должен быть проведен так, чтобы дошкольники заинтересовались работой в рамках проекта. После появления интереса, его необходимо сохранять и развивать.

В основе большинства проектов лежит групповая работа детей, при этом работа в группах организуется с учетом индивидуальных способностей, возможностей и межличностных отношений конкретных участников проекта. Сами ребята определяют старшего в каждой группе и распределяют роли. При таком подходе ребята работают активно и самостоятельно. Роль воспитателя в этом случае – ненавязчивый контроль и, по необходимости, консультация детей перед их выходом на защиту проекта.

Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Решая различные познавательно-практические задачи со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к поиску новых знаний. Помимо работы над основной проблемой – темой проекта - решаем следующие задачи: воспитание самостоятельности, активности, коллективизма; уважение чужого мнения и свободы, развитие творческой “жилки”, пытливости и любознательности.

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой, что позволяет детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствует повышению самооценки.

С помощью метода постановки проблемы стараюсь «втянуть» детей в диалог, провоцируя их на высказывание своей точки зрения, её аргументацию, отстаивание своей позиции, задавать вопросы. Этот приём позволяет формировать социально-коммуникативную и информационную компетентность детей, лидерские качества детей, психологически подготавливает детей к обучению в школе, стимулирует общение детей.

Публикации по теме:

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Подготовка детей к школе. Презентация к семинаруПодготовка детей к школе. Презентация к семинару Одной из задач ДОУ является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные формы развития элементарных математических представлений у старших дошкольников
Опубликовано: 15 апреля 2014 в 21:26
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные формы развития элементарных математических представлений у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Галина Бирюкова (УИ 213906) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД