Виктория Ковылина
Нетрадиционные методы оздоровления детей
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях – это педагогический процесс, подразумевающий единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.
В процессе физического воспитания осуществляется оздоровительные задачи, такие как:
• Охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального
функционирования всех органов и систем организма;
• Всестороннее физическое совершенствование функций
организма;
• Повышение работоспособности и закаливание.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается
Публикация «Нетрадиционные методы оздоровления детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоначальных задач. Причин резкого ухудшения здоровья детей множество : это и плохая экология, несбалансированное питание, снижение двигательной активности, повышенная масса тела, информационные перегрузки, недостаточная работа по оздоровлению детей дома (в круг семьи).
Зачастую приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Нельзя отрицать их значимость, но также необходимо учитывать, что у ребенка остается всё меньше времени для подвижных игр, прогулок. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные, и в семье проще занять ребенка не совместной деятельностью, а игрой в телефоне. Соответственно у ребенка отсутствует желание заниматься физкультурой, что означает недостаток физической активности или слабое физическое развитие и здоровье.
В связи с этим возникает потребность в применении нетрадиционных форм занятий по оздоровлению детей.
В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья должны, находится семьи и дошкольные учреждения, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Нетрадиционность предполагает использование нестандартных методов, способов организации детей, нестандартного оборудования, внесение некоторых изменений в традиционную форму построения занятий.
Что же подразумевает под собой нетрадиционные формы (методы) оздоровления в дошкольных учреждениях:
• «Хождение босиком» по дорожкам (укрепляем своды и связки
стопы, увеличиваем интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность). Здесь используем такое оборудование, как специальные дорожки, классики, ножки, сферус и аркус (развитие вестибулярного аппарата и равновесия);
• Массаж с предметами (мячи, деревянные цилиндры, прищепки,
карандаши, массажные перчатки). Существует еще самомассаж с сочетании с художественным словом.
• Дыхательная и зрительная гимнастика;
• Пальчиковая гимнастика;
• Комплексные упражнения с элементами йоги (основное
внимание уделяется статистическому поддержанию поз – это копирование животных, птиц. Использование знакомых образов животных и птиц помогают детям представлять ту или иную позу, тем самым будят свою фантазию и воображение);
• Игротерапия способствует созданию близких отношений между
участниками группы, снимает напряжение, повышает самооценку. Что сюда относится: фитбол – аэробика с использованием мячей диаметром от 50 см до 70 см (занятие фитболом развивает многие мышцы, гибкость и выносливость);
• Смехотерапия. Во время смеха наблюдается снижения стресса,
очищение легких, сжигаются калории, активизируются мышцы живота. С точки зрения психики смех через положительный настрой укрепляет иммунитет, помогает справляться с трудностями. Так, например, игра «Лоб, щека, коленка»; «У жирафа пятна, пятна».
• Фитонцидотерапия – улучшение воздушной среды помещений,
используя определенные растения. Следует рассматривать комнатные растения с точки зрения воздействия на организм ребенка (например, алоэ, толстянки, - они выделяют в воздух фитонциды и помогают детям не заразиться сезонными простудными заболеваниями; хлорофитум хохлатый - замечательно поглощает из воздуха углекислый газ и хорошо подходит для помещений с большим количеством людей).
Выходя на дневную прогулку в некоторых детских садах организовывают дыхательную гимнастику вокруг кустов можжевельника или деревьев: липы, клёна, ели (для снятия усталости). Также существуют учебные заведения оборудованные «Экологической тропой», состоящая из деревьев – санитаров и газонов с лекарственными травами: подорожником, тысячелистником, клевером, мать-и-мачехой.
Таким образом, эффективность оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста будет зависеть от использования средств оздоровления и уровня владения педагогам методикой организации и проведения традиционных, а также нетрадиционных способов оздоровления.
Все выше перечисленные приёмы позволят постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. Ведь у родителей и у нас, педагогов одна цель - воспитывать здоровых детей.