Лучший педагог года

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе

Чернякова Татьяна
Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Публикация «Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе» размещена в разделах

Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно- развивающего процесса, создавая психо-физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др). Но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными: арома, музыка, хромотерапия, су – джок и пескотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшения психоэмоционального состояния детей.

Ароматерапия- лечение с помощью эфирных масел.

Цели:

нормализовать мышечный тонус,

Повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью, они могут не только влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим поведением.

В этих целях рекомендуется применять масло лимона, обладающим высоким эффективным воздействием. Уже через несколько минут резко улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности.

(Японскими учеными, был проведен опыт в школе. Они выяснили, что количество ошибок при письме резко уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды на 20%, жасмина на 25%, лимона на 50%.)

Для повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, лаванду и масло чайного дерева.

Оборудование.

Ароматизированные лампы (3-5 капель масла на чашу, наполненную водой, свеча в аромалампе, нагревающая воду в чаше способствует испарению масла с ее поверхности. Можно сделать аромамедальоны, использую упаковку из - под киндер сюрпризов.

Во время работы необходимо использовать принципы ароматерапии.

В связи с привыканием к запахам, снижается их эффективность, поэтому не реже чем 1,5 месяца вносить изменения в композиции из эфирных масел.

Внимательно читать аннотации к препаратам, и учитывать индивидуальные особенности детей.

Вероятное положительное влияние на психику эфирных масел.

Гераниевое и лавандовое снимает стресс и состояние тревоги.

Мятное повышает настроение.

Ромашковое - способствует запоминанию, успокаивает.

Розмариновое - улучшает память.

Эквалиптовое - устраняет утомляемость, сонливость.

Масло чайного дерева – эмоциональный антисептик, устраняет истерию и паникерство.

Пихтовое – устраняет депрессию, чувство неуверенности.

Кедровое – Устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли.

Музыкотерапия.

Цели:

Создавать положительный эмоциональный фон.

Стимулировать двигательные функции.

Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.

Растормаживать речевую функцию.

Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки.

Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики.

Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств. Она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющем, так и замедляющем темпе, и даже пении.

Можно использовать следующие приемы музыкотерапии :

Прослушивание музыкальных произведений,

Ритмические движения под музыку,

Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса. ,

Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение,

Во время музыкального сеанса следует соблюдать такие принципы.

Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.

Использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям,

На занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.

Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.

Хромотерапия. (цветотерапия, светотерапия)

Цели:

Нормализовать мышечный тонус,

Нейтрализовать негативное состояние.

Хромотерапия – это наука, изучающая свойства света и цвета.

Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, другие раздражают и угнетают. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Воздействие света на организм ребенка:

Синий, голубой – успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие.

Красный, розовый - повышение работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.

Зеленый – успокаивающее действие, создание хорошего настроения.

Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.

Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения (на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет, а создает мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)

Су – джок терапия.

Цели:

Нормализовать мышечный тонус,

Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су – Джок терапия, последнее достижение восточной медицины. Этим может овладеть каждый человек, и не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на стопах и кистях, это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.

Су – джок терапия это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су- джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Пескотерапия.

Цели:

Развить тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.

Снять мышечную напряженность.

Помочь ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде.

Развить активность, расширить жизненный опыт.

Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.

Уметь находить способы решения проблемных ситуаций.

Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.

Совершенствовать зрительно- пространственную ориентировку и речевые возможности.

Расширить словарный запас

Освоить навыки звукового анализа и синтеза.

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.

Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

С песком и водой ребенок знакомиться очень рано. Сколько радости доставляют малышам побродить по лужам, потрогать воду руками. Или построить из песка замок, сварить кашу- малашу, и просто погрузить руки в песок. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, как при письме в теради или на доске, то есть работают сразу два полушария. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления, нарисовать целые картины, налить в песочные ямы воду. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе с детьми имеющими нарушения речи очень эффективно.

Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук.

Обычно из рядя предложенных для деятельности предметов и материалов – цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, пазлы, конструктор и др, большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой и песком.

Для дошкольников, это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение. В играх дети сразу же заселяют воду и песок жителями и начинают с ними разговаривать. Движение рук ребенка в песке и воде снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как он увлечен действием и игрой, а песок и теплая вода обладают релаксационным действием. Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в воде или песке, они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривание слогов и слов. Если звуко - произносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке или воде. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы стала установка : «Играй и твори одновременно».

Общие условия организации песочной терапии.

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 – 70-8см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы.

Материл. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево.

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет, дно символизирует воду, а борта небо. Песочница на половину заполняется чистым, промытым и прокаленным в духовом шкафу песком. Использованный песок время от времени необходимо менять и очищать.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во - первых усиливается желание ребенка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во - вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа ручного интеллекта.

В – третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика.

В – четвертых, совершенствуется предметно – игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитание и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал,и нетрадиционные методы, применение которых способствует эффективному речевому развитию ребенка, все остальное зависит только от нас.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Презентация «Нетрадиционные методы рисования» Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (детский сад) во всех возрастных группах является.

Нетрадиционные методы воздействия и здоровьесберегающие технологии в логопедической работе Тема самообразование и внедрение новых теоретических знаний в свою логопедическую практику. Подготовила учитель-логопед :Елисеева Т. С ТЕМА:.

Каким образом искусство и творчество могут исцелять? Методы арт-терапии Каким образом искусство и творчество могут исцелять? Методы арт-терапии: 1. Самовыражение (экспрессия). Искусство является просто незаменимым,.

Консультация «Нетрадиционные методы рисования» Уважаемые родители! Вам известно,что можно рисовать кисточкой,красками,карандашами. Я вам предлагаю новые способы. Я уверена,что вашему ребенку.

Методы арт-терапии в работе с детьми по гармонизации эмоционально-личностной сферы ребенка с ОВЗ Методическая разработка «Методы арт-терапии в работе с детьми по гармонизации эмоционально-личностной сферы ребенка с ОВЗ» Педагог-психолог.

Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного.

Нетрадиционные методы закаливания в условиях ДОУ по Ю. Ф. Змановскому Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной.

Приемы и методы ритмического моделирования в арт-терапии Приемы и методы ритмического моделирования в арттерапиии. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вам несколько приемов.

Традиционные и нетрадиционные методы закаливания Традиционные и нетрадиционные методы закаливания В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья. При этом заболеваемость детей остается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе
Опубликовано: 23 сентября 2018 в 20:45
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД