Сафаулина Ольга
Нетрадиционные музыкальные занятия в старшей группе 2 квартал
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие
(музыка, физкультура, экология, ручной труд)
Тема: «Прогулка в зимнюю сказку»
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей исполнять песни, передавая выразительно задорный характер мелодии; совершенствовать умение чисто интонировать и пропевать на одном дыхании определённые фразы.
2. Развивать чувство ритма, умение легко, изящно выполнять танцевальные движения; совершенствовать игру на ложках.
Публикация «Нетрадиционные музыкальные занятия в старшей группе 2 квартал» размещена в разделах
3. Обобщать детские впечатления о зимовье зверей, птиц; воспитывать бережное, заботливое отношение к лесу и его обитателям.
Ход занятия:
М. Р. Я приглашаю вас, мои маленькие друзья, в замечательную зимнюю сказку.
Не пугайтесь заснеженного леса. Если будем соблюдать все условия путешествия,
мы не замёрзнем, благополучно вернёмся в детский сад.
А дорога ждё т нас непростая: идём осторожно, с оглядкой, чтобы никого в лесу
не потревожить.
Упражнение: «Тройной шаг с остановкой» муз. Тиличеевой
М. Р. Поднялась метель, закружилась дорожка на одной ножке.
Упражнение: «Кружение на носочках по одному»
М. Р. Дорожка становится шире. Точно так же повторите, только в пары становитесь!
Упражнение: «Кружение в парах»
(из сугроба появляется Гном - воспитатель)
Исполняется распевка:
Гном. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Гном. Куда вы идёте?
Дети. В зимний лес.
Гном. Что с собой несёте?
Дети. Сто чудес. Игры, песни, пляски.
Гном. Ля – ля - ля.
Дети. Очутились в сказке!
Гном. Да – да – да! Ти – ли - ли, ти – ли – ли, в зимний лес друзья пришли.
М. Р. Много танцев, игр и песен в лес собою принесли!
Гном. Посмеёмся и пошутим, и обрадую я вас, что играть здесь будем в игры
музыкальные сейчас (раздаётся стук дятла) Слышите? А вы, ребята, хотите
повторить стук дятла? Как вы думаете, какие музыкальные инструменты могут
нам в этом помочь? (палочки, ложки)
Музыкальная дидактическая игра : «Весёлый дятел» с ложками.
Гном. Эх, топну ногой, да прихлопну ложками! Развесёлый у нас будет танец…
Дети. С ложками!
Исполняется танец: «Коробейники» рус. нар. плясовая.
М. Р. Уважаемый гном, а вы не могли бы рассказать нашим ребятам, как подготовились
к зиме лесные жители?
Гном. Конечно, с удовольствием! Поедемте – ка на саночках – самокаточках, да с
Колокольчиками в самую глушь леса, может, чьи следы заметим на снегу?
М. Р. А с песней звонкой всем веселей станет.
Исполняется песня с игрой на колокольчиках: «Санки» муз. Филлипенко
Гном. Остановились санки возле берлоги медведя. Тепло у мишеньки, лапу во сне сосёт.
Как вы думаете, что ему сейчас снится? (ответы детей) Снятся ему цветочные
луга, земляничные поляны и, конечно, душистый мёд. Посмотрите, а здесь под
заснеженной елью, окутанный листьями и толстым слоем снега спит ёжик со
своими ежатами.
М. Р. А это кто? По веткам скачет, промелькнула под кустом, точно белый, рыжий
мячик с пышной шёрсткой и хвостом. Кто же это? (белка) Пока её нет, заглянем
в дупло, что там? (грибы, шишки, орехи) Теперь мы за неё спокойны. Зима
не страшна, если кладовая полна.
Гном. А вот мои лесные друзья. Как весело они играют, скатываются с горки.
М. Р. Мы с ребятами знаем песню весёлую про горку. Ребята, споём её зайчатам (детям
мл. группы.)
Исполняется песня: «Весёлая горка» муз. Г. Струве.
Гном. Ура! Как я люблю с горки покататься! А вы, ребята?
Катание с горки.
Гном. А ещё в снежки играем, очень метко попадаем!
Игра в снежки с зайцами.
М. Р. Как весело вам, ребята, с лесными зверюшками, ноги сами в пляс просятся.
Разучивание: «Танец зверей»
Гном. Но не всем весело в морозном, зимнем лесу. Послушайте, как жалобно свистит
синичка (звучит пение синички, гном плачет) Какая песенка – то у неё грустная.
М. Р. О чём же так грустно поёт синичка? Скажи нам, гном, ты же понимаешь птичий
язык.
Гном. Да причину её грусти и ребята знают. Как зимуют наши птицы? Чем кормятся?
Почему не слышно зимой весёлых птичих трелей? (ответы детей)
М. Р. Поможем нашим маленьким друзьям, смастерим для них кормушки.
Гном. Я провожу вас. Здесь, недалеко у меня мастерская добрых дел. Там вы и найдёте
все необходимые материалы для изготовления кормушек.
Изготовление кормушек.
(Во время прогулки, готовые кормушки вывешиваем на деревья, сыпем пшено)
Гном. Молодцы, ребята, умеете, и повеселиться и потрудились на славу. Теперь птицы
не погибнут от голода, и весной снова нас порадуют звонкими песнями.
М. Р. А пока мы сами споём для них весёлую, задорную песенку.
Исполняется песня: «Всем нужны друзья»
Гном. Если вам по душе красота земная, берегите её устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями.
М. Р. Жаль, прощаться пора. Пой, гном, вместе с нами!
Дети. До свиданья, до свиданья, добрый и весёлый гном.
Обещаем постараться и сберечь лесной твой дом.
Гном. Обещаю, обещаю, что когда растает снег,
Снова в гости, в лес весенний приглашу к себе я всех!
Старшая группа II
Комплексное тематическое занятие
Тема: «Чебурашка собирает друзей»
Программное содержание:
1. Продолжать работу над артикуляцией гласных и согласных в речи; добиваться переноса в пении сформированных способов произношения. Побуждать детей петь выразительно, музыкально, интонационно чисто.
2. Учить воспроизводить на металлофоне мелодию, простейший аккомпанемент к песне
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес к творчеству В. Я. Шаинского.
Ход занятия:
М. Р. Здравствуйте, мои друзья, я вас ждала, и рада снова видеть в музыкальном зале.
Согласитесь, если есть друзья на свете – всё прекрасно, мир поёт.
Даже самый сильный ветер, даже буря не согнёт.
Восп. Мы и в дождь, и в снег, и в стужу будем весело шагать.
При любой погоде дружим – дружбы этой не порвать.
Упражнения: «Вместе весело шагать» муз. Шаинского.
(разные виды ходьбы)
М. Р. Встаньте, дети, встаньте в круг! Я твой друг и ты мой друг.
Пусть будет шире дружбы круг!
В кругу стоят друзья твои, ты им свою улыбку подари!
Упражнения; «Улыбка» муз. Шаинского
(сужение и расширение круга)
М. Р. Сегодня, ребята, ваш знакомый мультяшный герой собирает друзей. Кто же он?
Восп. В лесу его ты не найдёшь, на мишку очень он похож.
У него большие уши, с крокодилом Геной дружит.
Улыбается мордашка. Вот такой он …
(входит Чебурашка, роль исполняет ребёнок подгот. группы)
Чебурашка. Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас в удивительный мир детских песен
В. Я. Шаинского (показ портрета) Все эти песни вы слышали и многие из
них вам известны по мультфильмам. Попробуйте узнать их по мелодии
музыкального вступления.
Угадывание песен их разучивание и исполнение:
«Антошка», «Голубой вагон», «Кузнечик», «Чебурашка», «Песенка крокодила Гены», «Улыбка»
(ребёнку, первому угадавшего песню надевают маску главного её персонажа: кузнечика, крокодила, енота)
Восп. (в роли Шапокляк) (поёт) :
«Кто людям помогает, тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
Поэтому советую всё делать точно так,
Как делает старуха по кличке Шапокляк»
Приветик всем! Кто сможет станцевать, по-моему?
Исполняется танец по показу воспитателя: «Чунга – чанга»
муз. Шаинского
Шапокляк. Пока мы с вами танцевали, посмотрите, какой необычный дом из кубиков
здесь появился.
М. Р. Из кубиков построила я домик здесь и лесенку.
Из разных звуков сложим мы и музыку, и песенку.
Берутся звуки за руки, на лесенку взбираются,
И ладят, и не ссорятся, и песня получается.
Игра на металлофоне: «Лесенка» Тиличеевой
(беседа о свойствах звуков – звуковысотность и длительность)
Разучивание и моделирование песни: «Вместе весело шагать» муз. Шаинского
Чебурашка. А я снова приглашаю вас танцевать и прошу исполнить мою любимую
полечку.
Исполняется: «Полька»
Шапокляк. Кто будет играть в интересную игру, а в какую не скажу?
Проводится игра: «Ищи» муз. Ломовой
М. Р. Как много друзей собрали на нашем занятии песенки В. Я Шаинского. Пусть
нашу встречу закончит его песенка о дружбе.
Исполняется песня: «Всё мы делим пополам»
Шапокляк. А в группе ждёт вас разноцветный пластелин. Давайте попробуем вылепить
из него и Чебурашку, и его друзей.
Лепка под песни В. Я. Шаинского: «Для чего нам ссориться», «По секрету всему свету»,
«Вместе весело шагать»
Старшая группа III
Сюжетное занятие
Тема: «В гости к ёлочке»
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей петь выразительно, напевно, дружно начинать
исполнение песни после музыкального вступления; петь песни сольно, по музыкальным
фразам.
2. Развивать звуковысотный, динамический, тембровый слух; ассоциативное мышление
и творческие способности.
3. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Восп. Стали белыми сады и леса еловые. На снегу видны следы зайки длинноногого.
А ну-ка, ребятишки, куда они нас приведут? (подходят к ёлке)
М. Р. Приглашаю всех друзей: «Приходите поскорей». Хорошо, что каждый год ёлка
в гости всех зовёт.
Восп. Ёлка наша так красива, как песню не спеть такой красавице!
Разучивание и исполнение песен о ёлочке.
Восп. Пахнет наша ёлочка снегом и смолой, на морозе ёлочке холодно зимой.
М. Р. Снег пушистый стелется, улица бела, и зимой метелица к ёлочке пришла. Давайте
послушаем звуки Зимы.
Слушание: «Звуки вьюги, метели»
Восп. Какая погода в лесу?
М. Р. Вот какими музыкальными красками нарисовал метельную, вьюжную зиму
великий русский композитор П. И. Чайковский.
Слушание: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
(во 2 части музыки в зал «влетают» снежинки – девочки подготовительной группы, исполняют танец снежинок).
М. Р. Понравилась вам, ребята, музыка? Где мы её с вами слышали? А как танцевали
снежинки? Какое настроение передал вам своим вальсом П. И. Чайковский?
Восп. Ой, что это? Опять слышатся завывание вьюги. Всех снежинок распугала.
М. Р. А мы с ребятами новую песню о зиме выучим и утихомирим злую вьюгу,
Разучивание и исполнение песен: «Русская зима», «Снега – жемчуга»
Восп. Полюбуйтесь, к нашей ёлке воробьишко прилетел. Крылышки его замёрзли,
дрожат от зимней стужи. Давайте погреем его своими горячими ладошками и
песенку про него споём.
Пение песни: «То не гусельки рокочут»(ребёнок поёт сольно музыкальную фразу, по окончании которой, передаёт воробья следующему)
Восп. Наши окна кистью белой Дед Мороз разрисовал.
Снегом полюшко одел он, снегом садик закидал.
М. Р. Ну, а вы, в снежки хотите здесь, у ёлки поиграть? Но сначала, попляшите, с ними
в танце покажитесь, а затем начнём бросать.
Танцевально – игровое творчество «Со снежками»
Проводится игра: «Снежки»
Восп. За окном трещит мороз, высунь нос – замёрзнет нос!
Всё равно хотим гулять, возле ёлочки плясать.
М. Р. Возле ёлки в пары встали, дружно «Польку» заплясали.
Разучивание и исполнение: «Польки»
Восп. Настала пора с ёлочкой проститься. Хорошо было всем с нею веселиться.
Старшая группа V
Доминантное занятие
(инструментально – игровое творчество)
Тема: «Веселятся все игрушки»
Программное содержание:
1. Продолжать учить ребят технике игры на детских музыкальных инструментах.
2. Развивать инструментально – игровое творчество, тембровый слух, чувство ритма.
3. Воспитывать желание играть на музыкальных инструментах.
Ход занятия:
(дети приходят в зал с игрушками)
М. Р. Здравствуйте, мои друзья, сегодня наше занятие посвящается вашим любимым
игрушкам. Вот они, у вас в руках. Пусть повеселятся вместе с вами.
Исполняется песня: «Моя любимая игрушка»
Попробуйте, ребята, придумать свой танец с игрушками и исполнить его в этом
светлом зале.
Исполняется: «Полька» с игрушками (танц. творчество)
(входит Матрёшка – воспитатель)
Матрёшка. Я – Матрёшка, я – игрушка, утром весело встаю.
Очень весело, ребята, я танцую и пою.
Исполняет частушки:
1. Я в России родилась и в России я живу.
Я румяная матрёшка, очень весело пою.
2. Балалайка, балалайка, веселее заиграй-ка,
Поиграй-ка, не ломайся, для матрёшки постарайся!
Разучивание танца с балалайками.
Матрёшка. У меня для вас, ребята, посылка.
М. Р. (читает) Детскому саду из музыкального магазина. Вот спасибо, Матрёшка.
Попробуйте отгадать: что лежит в посылке?
Загадки про музыкальные инструменты
1. Звучит гитара (в а/у записи) Что это за инструмент? Кто на нём играет?
(струнный, щипковый, играют гитаристы). В каком мультфильме и кто играет на гитаре? («Каникулы в Простоквашино», «Ну, погоди!», «Бременские музыканты»)
Кто из вас, ребята, хотел бы исполнить для нас песню и подыграть себе на гитаре?
(вызываются 2 – 3 детей)
2. Барабан (ударный инструмент, звук извлекается с помощью палочек, играет
барабанщик. Кто из вас сможет сочинить марш для зайчат. (для ребят)
(вызываются 2 – 3 детей)
3. Металлофон (ударный, звуковысотный инструмент, звук извлекается с помощью
молоточков). Что можно сыграть на этом инструменте? (вальс, польку, марш,
колыбельную, песню) Есть желающие?
Сочинение и исполнение импровизаций в разных жанрах.
4. Маракасы, погремушки, трещётка, бубен – детские шумовые инструменты,
относятся к группе ударных. Давайте вместе сыграем русскую плясовую «Барыню»,
а поможет нам в этом … «Он по виду брат баяну, где веселье, там и он.
Я раздумывать не стану, всем знаком (аккордеон)
Игра в оркестре.
Матрёшка. Славно мы повеселились, думаю, и ваши любимые игрушки узнали о вас
много нового. Давайте споём на прощание их любимую песню.
Исполняется песня: «Наши игрушки»
Старшая группа VI
Доминантное занятие
(по пению)
Тема: «День рождения Метелицы»
Программное содержание:
1. Владеть основами певческих умений: звуковедения, точностью интонирования,
певческого дыхания, дикции.
2. Развивать музыкально – эстетическое восприятие музыкальных произведений
различного характера и жанровой принадлежности.
3. Воспитывать интерес к музыкальной деятельности, желание сочинять
самостоятельно музыкальные мотивы.
Ход занятия:
М. Р, Февраль гуляет во дворе и щиплет уши детворе,
И красит щёки докрасна. Уйдёт февраль, придёт весна.
А нам февраль принё с веселье: день рожденья, день рожденья!
Разучивание и исполнение песни: «Чей сегодня день рождения»
М. Р. Пусть мороз трещит и злится, и позёмка стелется.
Нас на праздник дня рожденья позвала Метелица.
Восп. (в роли Метелицы) Каждый день со мной встречались, с горки на санях катались,
Ясным днём в снежки играли, все теперь меня узнали?
Белоснежною тропинкой я из леса к вам пришла.
Песни, игры, смех и танцы вам с собою принесла.
Исполнение хоровода: «Метелица»
Исполнение: «Вдоль по улице метелица метёт» рус. нар. хоровод
М. Р. Мы Метелице подарим чудо – цветик, цветик – многоцветик.
Метелица. Удивительный цветок.
Почему же разным цветом каждый светит лепесток?
М. Р. Радужные краски. А найти такой цветок можно только в сказке.
Если знаешь заклинанье, он исполнит все желанья!
Метелица. Вот задача так задача. Что же сначала пожелать? Испытаю я цветок.
Всё ли сможет он исполнить? Да тут не простой цветок, на каждом лепестке
задания. Нужно выполнить их, и тогда исполнятся желания.
Отрываю лепесток, какие же слова в заклинании? Подскажите мне, ребята.
Дети. Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели!
(поочерёдно отрываем лепестки, дети выполняют задания) :
- прослушать музыкальное произведение, дать анализ средствам выразительности
Слушание: «Зима» муз. А. Вивальди.
- определить музыкальный жанр (песня – хороводная, колыбельная, детская; танец – полька, вальс, марш – игрушек, детский, военный)
Исполнение хоровода: «Как на тоненький ледок»
- сочинить мелодию танца для Метелицы (на металлофоне)
Исполнение танца со снежинками (танцевальное творчество)
- разучить новую песню о маме.
- приёмы игры «глиссандо» на металлофоне и ксилофоне.
М. Р. Облетел у нас цветок и исполнил пожелания. Снова в группу всем пора До встречи.