МААМ-картинки

Нетрадиционные направления работы по формированию связной речи дошкольников посредством сказок

Юлия Чазова
Нетрадиционные направления работы по формированию связной речи дошкольников посредством сказок

На современном этапе развития общества одной из главных задач в речевом воспитании является формирование связной речи у детей дошкольного возраста. Реализация основных коммуникативных функций речи и языка объясняет социальную и культурную значимость данного процесса в формировании личности.

Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, определяющая уровень умственного и речевого развития ребенка.

Публикация «Нетрадиционные направления работы по формированию связной речи дошкольников посредством сказок» размещена в разделах

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Е. И. Тихеевой. Она считает, что связная речь неотделима от мира мыслей. В своих работах она утверждает, что по уровню речевого высказывания можно говорить о речевом развитии ребенка. Именно в связной речи находит своё отражение логика мышления дошкольника, его умение понять, четко и логически верно сформулировать высказывание [1, 213].

Вайолет Оклендер в своей книге “Окна в мир ребенка” отмечает, что сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка [2, 194].

В формировании связной речи наблюдаем взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Обучение пересказу различных фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами данного функционального стиля речи. Связное высказывание не только отражает уровень эстетического, умственного и эмоционального развития дошкольника, но и говорит о том, на каком уровне ребенок владеет грамматическим строем родного языка, насколько чётко систематизировано у него представление о значении слова. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Зачастую мы относимся к сказочному материалу традиционно. За десятки лет образовался стереотип о том, что лиса всегда плутоватая, заяц трусливый, жаль сестрицу-Аленушку, справедливо наказана Баба-Яга и Кощей Бессмертный. Драматизация, инсценировки – центральные задачи, лежащие перед взрослыми в традиционном направлении работы со сказкой.

Нетрадиционно – значит научить детей оригинально, нестандартно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески изменять ход повествования, сочинять разнообразные концовки, включать новых героев, совмещать несколько сюжетов в один и т. д. Данная форма способствует активизации творческого воображения и мышления, формированию умения подбирать антонимы, составлять словосочетания и связные высказывания, подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов.

Традиционно дошкольнику задаётся ряд вопросов по сюжету сказки, сформулированных как констатация (Куда пошла Красная Шапочка). Правильнее задать вопрос поискового характера (С чем? К кому).

Подобный нетрадиционный подход решает массу полезных и значимых задач: даёт возможность ребенку понять и уяснить, что же в сказке хорошо, а что плохо, создаёт новую ситуацию, в которой герой смог бы исправиться, где восторжествовала бы справедливость, каждый получил по своим заслугам. Отсюда вытекает творческий девиз ребенка – конструктивная идея – всё можно исправить, изменить, усовершенствовать и доработать во благо.

Роль сказки и художественных произведений в развитии связной речи велика. Так подобные тексты расширяют словарный запас, дают представления дошкольнику о правильной организации диалога и связного высказывания. И помимо этих немаловажных задач важно сделать нашу письменную и устную речь более эмоциональной, выразительной и образной.

Таким образом, сказка играет важную роль в развитии связной речи дошкольников. С ее помощью можно не только развивать познавательные процессы, но и корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника, повысить уровень связной речи, что немаловажно для дальнейшего обучения.

Список использованной литературы

1. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя детского сада. / Под ред. Ф. А. Сохина — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с.

2. Вайолет Оклендер. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. / Под ред. Ф. Б. Березина, Е. Ф. Спиркиной, Е. Д. Соколовой – М. : Независимая фирма «Класс», 2005. – 336 с.

Публикации по теме:

Развитие связной монологической речи детей во второй младшей группе посредством русских народных сказок «Развитие связной монологической речи детей второй младшей группы посредством русских народных сказок.» Долганова Елена Евгеньевна. МБДОУ.

Роль мультимедийных презентаций в формировании связной речи у детей с ОВЗ. Совместный проект по формированию связной речи подготовил: Егорова Е. А. учитель – логопед МБУ детский сад № 196 «Маячок» г. о. Тольятти Реагируя на все изменения социальных условий и.

Формирование связной речи старших дошкольников посредством этнопедагогики Связная речь занимает важное место в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребёнка, его умение осмысливать.

Календарно-тематический план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи Календарно-тематический план коррекционной работы на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной.

Конспект индивидуального занятия по формированию фонетической стороны речи детей. Автоматизация звука [Ш] в связной речи Конспект индивидуального занятия по формированию фонетической стороны речи детей. Тема «Автоматизация звука Ш в связной речи» Цель: формирование.

Методические рекомендации по формированию связной монологической речи дошкольников • При выборе материала необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, нравственную направленность сюжета, что бы воспитывать.

План коррекционной работы по формированию грамматических категорий и развитию связной речи. II-III период обучения Календарно-тематический план коррекционной работы на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной.

Приёмы работы по формированию связной речи 1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов. 2. Чтение рассказов или сказок, после.

Развитие связной речи дошкольников посредством сказки (дипломная работа) Форма Ф. 4-40. Министерство образования Московской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального.

Система логопедической работы по формированию связной речи у детей с ОНР через развитие пространственных отношений СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Данилюк М. П. МБДОУ №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные направления работы по формированию связной речи дошкольников посредством сказок
Опубликовано: 26 октября 2016 в 18:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД