Татьяна Середкина
Нетрадиционные техники продуктивной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
Публикация «Нетрадиционные техники продуктивной деятельности дошкольников» размещена в разделах
Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная деятельность. Обучая детей с задержкой психического развития (ЗПР) рисованию, я столкнулась с некоторыми проблемами движения рук детей бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука.
Особенности изобразительной деятельности заключается в том, что для ее осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль над движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его.
Недостаточное развитие зрительно двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке нарисовать предмет. Ее возникновение тесно связано у ребенка с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т. е. со всем психическим развитием ребенка.
У детей с ЗПР очень часто до поступления в школу сохраняются однообразные, кратковременные, хаотические действия с карандашами. Эти действия не имеют изобразительной направленности, изображения никак не называются детьми, т. е. не связываются с окружающими предметами.
Трудности в овладении предметным изображением, в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с ЗПР, тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой речи, т. е. тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности.
Все это обращает внимание на необходимость обучения изобразительной деятельности детей с ЗПР на всем протяжении дошкольного детства.
Наблюдая за рисованием детей на занятиях и в свободное время, я заметила, что у них нет даже самого начального эмоционального интереса к деятельности. А эмоции, как известно, это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Поэтому, меня заинтересовала
нетрадиционная техника рисования, которая повышает интерес к занятиям, развивает детей интеллектуально и физически. В процессе рисования пальчиком, ладошкой, кулачком, у детей развивает кисть, формируется мелкая мускулатура пальцев рук, психокоррекционное восприятие, зрительно - двигательная координация - все это служит гарантией овладения ребенка письмом.
Рассматривала содержание методик работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная деятельность. Обучая детей с задержкой психического развития (ЗПР) рисованию, мы столкнулись с некоторыми проблемами движения рук детей бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука.
Особенности изобразительной деятельности заключается в том, что для ее осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль над движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его.
Я определила цель своей работы за период 2018- 2019г. г. : определить, оценить и показать значение применения нетрадиционных техник рисования –как средство развития воображения и творческих способностей детей с ЗПР.
И поставила перед собой следующие задачи:
• Повышать собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по теме самообразования, подготовки и организации занятий, консультаций.
• Раскрыть понятие «нетрадиционные техники рисования»; психокоррекционных технологий.
• Рассмотреть различные способы и приемы нетрадиционного рисования и применять их в работе с детьми.
• Формировать эстетическое отношение детей к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
• Совершенствовать навыки рисования.
• Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
• Воспитывать интерес к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений к прекрасному.
В первую очередь подобрала и изучила литературу по теме самообразования, собрала наглядный и демонстрационный материал, подобрала картотеку с описанием различных методик нетрадиционного рисования.
Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова и других. Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать совместное творчество с детьми. В начале года родителям была предложена анкета на тему «Выявление у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования». Для родителей подготовила консультации: «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев» (нетрадиционное рисование, «Использование нетрадиционных методов рисования», «Виды нетрадиционного рисования».
В работе использовала следующие средства:
-совместная деятельность воспитателя с детьми;
-самостоятельная деятельность детей;
-предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
Познакомилась с различными нетрадиционными методиками и техниками рисования :
рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография
Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет ребенка, у детей сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования. На протяжении года использовала различные нетрадиционные техники рисования во всех видах деятельности.
Нетрадиционные методы рисования использовала не только на занятиях рисования, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник : – снимает детские страхи; – увеличивает уверенность в своих силах; – формирует пространственное мышление; – подталкивает детей к творческим поискам и решениям; – знакомит с разными материалами; – развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности; – развивает мелкую моторику рук; – развивает творческие способности, воображение и воображение. – формируется эстетическое восприятие.
На своих занятиях по нетрадиционной технике рисования, я использовала комплексы: пальчиковых гимнастик, дыхательных гимнастик, массажей, непосредственно с теми нетрадиционными материалами, при помощи которых рисуют дети. Чтобы во время рисования усилить воображение и фантазию, способствовать раскрытию художественного замысла и формированию художественных способностей, необходимо рассмотреть возможность использования художественной литературы, музыкальных произведений, фольклора и игровой деятельности. Всё это сделает занятие по рисованию доступным, содержательным и интересным.
Применение нетрадиционных техник способствовало обогащению знаний, формированию представлений детей о предметах, их использовании, материалах, свойствах, способах работы с этими материалами. У детей возникала способность переносить полученные знания в новые условия. Занятия с использованием нетрадиционной техник изображения влияла на развитие ориентировочно-исследовательской деятельности, детям с ЗПР предоставлялась возможность экспериментировать. Необычные способы рисования привлекало внимание детей, заставляло удивляться, включаться в работу. Возникал познавательный интерес, они начинали задавать вопросы педагогу, общение между учащимися носил позитивный окрас, происходило взаимообогащение, активизация словарного запаса.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования с детьми задержкой психического развития способствует развитию познавательной деятельности, психических процессов у детей и интереса к рисованию. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.