Олеся Авходеева
Нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом на нашей планете увеличивается количество детей, страдающих глазными заболеваниями: близорукостью, дальнозоркустью, нарушениями преломлюящей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. Поэтому большое значение приобретает изучение особенностей развития зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением. Слабое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они видят очень плохо или не видят вообще высотные здания, птиц, деревья, насекомых и др., плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограничена.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах
Большую роль в развитии ребенка с нарушением зрения играет изобразительная деятелньость. С её помощью можно развивать многие необходимые личностные качества, снять психоэмоциональное напряжение, сформировать положительную "Я - концепцию", скорректировать недостатки психических процессов (представлений, воображения, мышления, развивать ориентацию в пространстве, речь, обогащать сенсорный опыт и др.
Помимо того что изобразительная деятельность способствует развитию личности ребенка, она имеет ещё и большое коррекционное значение, так как позволяет корригировать неверно воспринимаемые или сформированные представления об окружающем мире.
В нашем детском саду есть группы, где воспитываются и обучаются дети с патологией зрения. Психофизические особенности таких детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. У них наблюдаются двигательные нарушения различного характера и степени выраженности. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию, отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев. Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений: отмечается зеркальное воспроизведение частей рисунка, отображение только одного или нескольких пространственных признаков, отсутствие некоторых (иногда значимых) деталей, нарушение пропорций, отклонение линий от задуманного направления, разрывы между линиями в местах соединения, пересечение линий. Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. У них прослеживаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. При амблиопии, косоглазии, атрофии зрительного нерва отмечаются ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным представлением. При рисовании тех или иных предметов опускаются значимые для их опознания детали (например, носик у чайника, гребешок у петуха и т. д.).
В целом, у детей с различными зрительными нарушениями моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию "заученных" изображений (шаблонов, повторяющихся из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально - волевой сферы (повышенная возбудимость ЦНС). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат.
На занятиях по изобразительной деятельности наряду с развитием творчества мы решаем коррекционные задачи:
- развитие мелкой мускулатуры кисти рук;
навыков использования эталонов при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира;
- восприятия глубины пространства;
- бинокулярного зрения;
- расширение и коррекция предметных представлений;
- формирование сенсорных эталонов;
- обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий ребенка и совершенствование зрительно - моторной координации.
Совместить коррекцию нарушений с совершенствованием изобразительнных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.
Это даёт возможность детям думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Опираясь на разработки педагогов В. Н. Волчковой, Р. Г. Казаковой, О. В. Недорезовой, Т. И. Сайгановой, Е. М. Седовой, В. Ю. Слепцовой, Т. В. Смагиной, Н. В. Степановой и др., занимавшихся проблемой нетрадиционного рисования, мы используем различные технологии изображения :
- рисование по - сырому;
- контурную живопись палочками, пером;
- восковую живопись;
- пластилиновое рисование;
- технику завитка, клубочка, спиральки;
- монотипию;,
- рисование по круппе, дереву;
- "ладонь - помощницу" (натуральный трафарет);
- кляксографию;
- рисование по точкам и др.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счёт изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но за счёт работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, стимулируется познавательный интерес ребёнка (использование предметов, окружающих его каждый день в новом ракурсе - можно рисовать ладошкой, пальчиками, использовать всемто кисточки колосок или листик березы). Развивается наглядно - образное и словесно - логическое мышление, активизируется самостоятельная мыслительная деятельность детей. За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти и карандаша, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша он использует для создания изображения ладошки, различные печатки, трафареты, технику кляксографии. Созданию сложного симметричного изображения способствует техника монотипии. В процессе такой работы по мере тренировки движений рук корректируется состояние зрения детей. Большое значение имеет и совместная деятельность детей и воспитателя. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости,раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально - положительное отношение к работе. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая для него ситуацию успеха, мы корректируем его эмоционально - волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. На занятиях рисования с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок ("рисование мыльными пузырями", техника кляксографии, дети незаметно для себя укрепляюти мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. За счёт использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним, формируется действия с ним, формируется активный и пассивный словарь.
Большинство из нас уже забыло о той радости, которую приносило нам рисование в детские годы. Но она была несомненна. Каждый ребенок с упоением рисует. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают. Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек - творец. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия, побуждающие ребёнка к рисовани, можно разбудить дремлеющие до поры времени творческие возможности. Рисуя то, что нравится и интересует его, он получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, он очень дорожит им и хочет снова и снова испытать его.
Важно еще в детстве научить ребенка художественному видению, дающему возможность ему осмыслить образы действительности. Анализируя результаты работы, можно сделать вывод, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса, они оздаравливают детей, приобщают их к высшим духовным ценностям, развивают способности и творчество. А использование детских работ для оформления интерьера групп и раздевальных комнат приносит большую радость не только детям, но и их родителям.