Екатерина Королева
Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса детей к изобразительному творчеству (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Для дошкольного возраста характерно формирование у ребенка потребности в значимой и оцениваемой деятельности. В этом – корень его интереса к новым игровым и обучающим видам занятий. Также продолжают развиваться личностные качества ребенка, а значит, у педагогов имеется возможность корректировать те стороны личности, которые в дальнейшем могут помешать приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса детей к изобразительному творчеству (опыт работы)» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Изобразительное творчество является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников и важнейшим средством художественного и эстетического воспитания. Оно помогает ребенку отразить в художественных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему, имеет неоценимое значение для разностороннего развития детей, так как связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому нельзя принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Последние два года своей работы с детьми я посвятила наиболее углубленным занятиям по изобразительной деятельности. Однако прежде чем описывать опыт работы в этом направлении, следует оговориться о специфике контингента, с которым я непосредственно взаимодействую. Работа с воспитанниками коррекционных учебных учреждений отличается по многим параметрам от работы с детьми, воспитывающимися в полноценных социальных условиях. За годы с момента лишения родителей и до начала самостоятельной жизни ребёнок-сирота проходит адаптацию в нескольких учреждениях. Такое перемещение детей из одного социального учреждения в другое пагубно сказывается на общем развитии воспитанников и особенно негативно – на развитии их творческих способностей. Кроме того, зачастую такие дети имеют психологические и физические отклонения в развитии. Сдерживание творческих сил, в свою очередь, является причиной неврозов, и смысл занятий изодеятельностью – в их высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.
Физическое и физиологическое влияние изодеятельности на воспитанников коррекционных учреждений заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Кроме того, развитие мелкой моторики непосредственно связано с развитием речи и работы мозга. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы.
В самом начале я столкнулась с такой проблемой, как отказ детей от рисования. Причина негативного настроя заключалась в боязни детей браться за рисунок, так как, по их мнению, они не смогут все сделать правильно и у них ничего не получится. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Для этого я внимательно изучила и проанализировала литературу по данной теме, и мне удалось найти то, что нужно – рисование в нетрадиционной технике. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Кроме этого, они развивают у них логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе, что положительно влияет на лечение эмоциональных расстройств. Осознав важность вышеизложенного, я решила, что стоит попробовать эту методику на своих воспитанниках.
Первый же опыт дал положительный результат. Ребята, которых пугал вид карандаша и кисточки, придя однажды на занятие и обнаружив, что они отсутствуют, были удивлены. Узнав же, что рисовать будут прямо пальчиками, удивились еще больше. Темой первого занятия была «Ягодки для мишки». В самом начале рисования в поведении малышей присутствовала тревога, боязнь, что ничего не получится. Но после того, как пальчик опустился в краску, а потом на лист бумаги, в глазах появились искорки. Дети с удовольствием макали один за другим пальцы в краску. И не было никакой разницы, правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. Не меньше радости было на лицах детей во время рисования лучиков солнышку ладошками. В результате у ребят все получилось. Рисунки были красочные и веселые.
Проанализировав рисунки дошкольников, я пришла к выводу, что необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Знакомство с нетрадиционными техниками проводилось в разновозрастной группе (от 3 до 6 лет, поэтому я подобрала техники, доступные детям разных возрастов: пальчиковое рисование, рисование ладошкой, оттиск предметами (пробкой, кубиком, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватными палочками, оттиск печатками картофеля, печать поролоном, кляксография. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Первый этап обучения мы начали с простейших предметов, постепенно, по мере приобретения навыков и опыта, переходя к рисованию более сложных форм. Сначала я даже не настаивала на соответствии цвета, чтобы не смутить ребят и не повлиять на их желание рисовать. С особым удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками картофеля. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платочки и др. Ребёнок опускает печатку в мисочку с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Мы рисовали «Воздушные шары», «Весёлую гусеницу», «Яблоки», «Шары для ёлочки». Результатом знакомства с техникой «Тычок жёсткой полусухой кистью», которая используется, когда надо нарисовать что-то пушистое или колючее, стал замечательный цыплёнок. При помощи ватных палочек мы нарисовали осенние листочки на дереве. Хочется отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребёнок увлечён, тем больше он сосредотачивается.
Не забывала я и о необходимости формирования связной речи у своих воспитанников. Для этого использовала на занятях короткие потешки и песенки. Повторяя хором песенки или четверостишия несколько раз, дети развивают память, внимание, а также активизирую словарный запас.
Например:
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Или:
Елочка, елочка,
Зеленая иголочка…и т. д.
Благодаря многократному повторению с незатейливой мелодии дети быстро запоминают и сосредотачивают свое внимание на объекте, приобретая уверенность, становясь более раскрепощенными в творчестве. Кроме того, в процессе практической деятельности создаются неограниченные возможности для спонтанного речевого общения между педагогом и детьми.
Опыт работы показал, что овладения нетрадиционными техниками рисования доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Работая с детьми я отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Также работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справится с процессом рисования
Проведя цикл занятий с использованием разнообразных нетрадиционных техник изображения, я пришла к выводу, что практически у всех моих воспитанников имеются способности к работе с красками. Даже у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, а засчет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности рисованием и способность к цветовосприятию.
Другими словами, использование нетрадиционных техник рисования не только не снижает уровень развития детей, но и повышает его, способствуя развитию творческой активности, эстетического отношения к окружающему миру, развитию изобразительных умений и расширению диапазона творческих проявлений дошкольников.
Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей. Тем более, что со многими техниками нам ещё только предстоит познакомиться. Со временем, когда дети усвоят нетрадиционные способы получения графических изображений, можно будет перейти к смешанным техникам изображения.