МААМ-картинки

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Юлия Река
Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Проблема развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи занимает особое место в системе их подготовки к школьному обучению. С каждым годом количество детей с таким диагнозом увеличивается. Речевая недостаточность дошкольников с ОНР накладывает отпечаток на развитие движений, требующих точности – это обусловлено особенностями тонкой моторики.

Публикация «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

У дошкольников с ОНР долго не появляется интерес к изобразительной деятельности, так как нарушены тонкие, дифференцированные движения пальцев, что сказывается на овладении техникой рисования.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, способствует повышению интереса к продуктивной деятельности, развитию изобразительных умений, а значит и развитию мелкой моторики, так как это неутомительное, динамическое занятие, требующее точности движений, но не ограничивающее пальцы ребенка фиксированным положением.

Все вышесказанное говорит об актуальности данной проблемы.

Мною было проведено исследование.

Актуальность исследования определяется следующими факторами:

- распространенностью и постоянным увеличением детей с нарушениями речи;

- недостаточной изученностью и разработкой вопросов, раскрывающих возможность использования нетрадиционного рисования в развитии тонкой моторики у старших дошкольников с ОНР;

- практической значимостью исследований в этом направлении для специалистов, работающих с детьми данной категории.

Целью исследования являлось: выявить особенности мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР 3 уровня, разработать и апробировать комплекс коррекционно-развивающих занятий с использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.

На основании изучения данной проблемы были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.

2. Выявить уровень развития мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР 3 уровня и старших дошкольников с нормальным речевым развитием.

3. Разработать и апробировать комплекс коррекционно-развивающих занятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.

4. Выявить и доказать эффективность воздействия комплекса коррекционно-развивающих занятий на мелкую моторику у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.

Объект исследования – мелкая моторика детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – мелкая моторика у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Гипотеза: мелкая моторика рук у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня отличается следующими особенностями: скованностью движений руки, пальцев, тела; вялостью или, наоборот, напряженностью мышц руки; неумением правильно держать карандаш и контролировать нажим на него; недостаточной координацией движений на ограниченной плоскости; несогласованностью координаций руки и глаза; слабой сформированностью технических навыков в продуктивных видах деятельности. Формирование мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня возможно в условиях коррекционно-развивающих занятий, построенных на основе нетрадиционных техник рисования.

Для исследования были подобраны следующие методы и методики:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Констатирующее исследование:

- Методика "Домик" (автор Н. И. Гуткина);

- Методика «Дорожки» (автор Л. А. Венгер);

- «Графическое копирование фразы письменных букв» из теста «Школьной зрелости» (автор Керн-Йерасик);

- Метод математико-статистической обработки данных (U-критерий Манна – Уитни.

3. Формирующий эксперимент.

База исследования:

- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №59 «Белоснежка»

- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №104 «Росточек»

Анализ констатирующего исследования показал, что у испытуемых с ОНР 3 уровня, недостаточно развита тонкая моторика : дети не контролируют силу нажима на карандаш, размах; не соблюдают размер и пропорции изображения (увеличение и уменьшение рисунка, строку при проведении линий; наблюдается напряженность (вялость) мышц руки, скованность, неловкость, неточность, неуверенность движений при работе с карандашом, быстрая утомляемость и низкая скорость выполнения заданий. Также отмечается недоразвитие таких компонентов мелкой моторики как : зрительно-моторной координации и оптико-пространственной ориентации (отсутствие частей рисунка, неправильное расположение деталей относительно друг друга, в пространстве). Дети не умеют планировать свою деятельность, выделять главные детали. Не контролируют движения рук. Отмечаются сложности в правильном захвате карандаша.

С целью повышения уровня развития мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня, мною был организован формирующий эксперимент, который представлял собой комплекс коррекционно-развивающих занятий, направленный на развитие мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования.

Для проведения формирующего эксперимента я выбрала группу старших дошкольников с ОНР 3 уровня в количестве 11 человек. Подгрупповые занятия проводились 3 раза в неделю на протяжении 4 недель (12 занятий). Продолжительность одного занятия – 25-30 минут. Проектирование занятий по рисованию проводилось в соответствии с лексическими темами, изучаемыми в логопедических группах на период формирующего эксперимента. Дети познакомились с такими техниками как : тычок жесткой полусухой кистью, рисование по мокрому, рисование пальчиками, ниткография, акварель + восковой мелок, тычок ватными палочками, рисование манкой, пластилинография, оттиск смятой бумагой и поролоном, расчесывание краски, коллаж.

По окончании формирующего эксперимента мною было организовано контрольное исследование по ранее использованным методикам. Анализ результатов данного контрольного исследования, после проведения коррекционно-развивающих занятий, показал положительную динамику в развитии мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня : дети стали лучше ориентироваться в образце и на листе бумаги; правильно держать карандаш, за счет этого линии стали более ровными, плавными. Ребята начали осуществлять контроль за действиями руки, координировать движения руки, регулировать нажим. Увеличилась скорость выполнения задания.

Полученные результаты исследования позволяют говорить об эффективности коррекционно-развивающих занятий с использованием нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования как средства развития и коррекции мелкой моторики рук у детей с ОВЗ. Известно: рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Одним из близких и доступных видов работы.

Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 12 мая 2015 в 11:23
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД