Марина Гринчак
Нетрадиционный материал для развития мелкой моторики руки дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Есть все основания рассматривать
кисть руки как орган речи –
такой же, как артикуляционный аппарат.
С этой точки зрения проекция руки
есть еще одна речевая зона мозга.
М. М. Кольцова
Развитию речи и мышления ребенка дошкольного возраста способствуют пальчиковые игры и упражнения, эффективность использования которых зависит от того, задействовано ли в процессе этого моторное планирование.
Публикация «Нетрадиционный материал для развития мелкой моторики руки дошкольника» размещена в разделах
Движения, совершаемые ребенком многократно и доведенные до автоматизма, не требуют моторного планирования, так как совершаются привычным способом. Когда ребенок много раз собирает одну пирамидку, действие с ней преобразуется в навык. Игрушка становится привычной, теряет новизну. Моторное планирование появляется тогда, когда ставится новая задача, возникает необходимость использования нового (необычного) предмета или материала, неосвоенного, непривычного действия.
Таким образом, моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений!
С этой целью в своей практике работы я использую необычный, яркий, нетрадиционный материал, который способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, - шарики Су-Джок и камешки Марблс.
Шарики-«ежики» Су-Джок используются для массажа пальцев и ладошек, что способствует развитию мелкой моторики, оказывает благотворное влияние на весь организм ребенка. Сопровождая массажные движения увлекательным рассказом или сказкой, этот процесс становится более познавательным и интересным.
Упражнения с шариком Су – Джок
1. Рассказываем сказку «Ежик на прогулке».
Выполняем движения с шариком в соответствии с текстом.
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик, катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
2. Имитируем действия под строки стихотворения.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
3. Делаем массаж пальцев эластичным кольцом.
/Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение /
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Способы развития мелкой моторики с помощью камешков Марблс – это игры и игровые упражнения, которые можно использовать, как индивидуально, так и в подгрупповых занятиях.
Игровые упражнения с камешками Марблс
1. Положите камешки в любой латок, тазик опустите туда руку, пусть ребенок последует вашему примеру. Вместе с малышом пальчиками перебирайте камешки.
2. Спрячьте любой предмет в емкость с камешками. Пусть ребенок постарается отыскать его.
3. Высыпьте камешки на пол. Предложите ребенку отыскать одинаковые камешки.
4. Перекладывайте камешки по одному из одной емкости в другую. Рассматривайте каждый камешек, ощупывайте. Называйте цвет, форму, размер. Обращайте внимание, какой камешек гладкий или шероховатый.
5. Предложите малышу разложить камешки в разные мешочки по цветам в красный мешочек - камешки красного цвета, в белый - белого цвета т. д.
6. Разложите камешки в шкатулки по величине: большие - в большую шкатулку, а маленькие - в маленькую.
7. Внимательно рассмотрите все ваши камешки. Отыщите самый большой и самый маленький, самый яркий и самый тусклый.
Яркие и необычные камешки и шарики способствуют развитию у детей мышления, внимания, воображения, создают эмоционально — положительное настроение. Играя, ребенок радуется и улыбается. А значит, сюрпризный момент с использованием этих нетрадиционных материалов всегда зарядит детей положительной энергией.