Консультация для воспитателей «Неуверенный ребёнок»

Ольга Шорстова
Консультация для воспитателей «Неуверенный ребёнок»

Неуверенный ребёнок.

Дошкольное детство – особо ответственный период в развитии ребёнка, период, когда закладываются основные личностные механизмы, когда у ребёнка возникает первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях с окружающими людьми.

Проблеме воспитания произвольного активного поведения у дошкольников уделяется большое внимание, и не случайно. Ведь малая общительность, неуверенность, застенчивость – это черты характера, которые могут стать тормозом в развитии активности ребёнка, инициативности, а в дальнейшем закрепиться в таких нежелательных качествах, как чрезмерная робость, нерешительность, безынициативность. Нередко у такого ребёнка может сформироваться беспринципность, слепое подражание тому, кто уверенно взял инициативу в свои руки.

В каждой группе детского сада вы встретите детей нерешительных, застенчивых, неуверенных. Установить контакты с незнакомым человеком им чрезвычайно сложно. Собственная самооценка чаще всего ниже реальных возможностей («У меня не получится», «А я не могу», «Не знаю»). Как правило, они долго не приступают к выполнению задания, неуверенны в своих возможностях, постоянно ощущают нехватку времени, чтобы завершить работу.

Все мы знаем: внешне неуверенный ребёнок чаще всего заторможен, легко смущается. Вместе с тем, что на первый взгляд кажется парадоксальным, его неуверенность может совмещаться с удивительной активностью, упрямством. Такая различная картина в поведении определяется разными позициями: в одном случае осторожно – оборонительной, в другом внешне уверенно – наступательной. Но в основе первой и второй позиции тем не менее лежит внутренняя неуверенность, отрицательные эмоциональные переживания.

Развитию неуверенности, как показало исследование. Может способствовать и многократный отрицательный прежний опыт в той или иной деятельности, конфликтные отношения со взрослыми и с товарищами, чрезмерная опека родителей или, наоборот, равнодушное отношение окружающих. К слову, эмоциональное неблагополучие ребёнка как в семье, так и в детском саду способствует развитию чувства страха, замкнутости, чувства незащищённости, одиночества, недоверия к людям. А это уже основа роста неуверенности в своих силах. И действительно, «эмоциональное созвучие» со взрослыми, его положительные оценочные суждения способствуют развитию активности, побуждают ребёнка к хорошим поступкам. Только в обстановке доверительности малыш легко вступает в контакт со взрослыми, проявляет высокую социальную активность.

Как отрицательный факт, способствующий формированию неуверенности выделяется авторитарный стиль общения в саду и в семье, и в детском саду. При авторитарном стиле общения в сравнении с демократическим отношения между детьми более конфликтны, большее количество детей испытывает эмоциональное неблагополучие. Особенно сильное воздействие оказывает общая негативная оценка личности ребёнка. Дети, в семье которых царит авторитарный стиль воспитания, менее активны, инициативны, менее самостоятельны в своих поступках. Однако покорные со взрослыми, они в некоторых случаях проявляют агрессивность к своим сверстникам, с трудом овладевают нравственными нормами.

Итак, три типа воспитательной тактики взрослых (как родителей, так и воспитателей): авторитарная, демократическая и либеральная.

К авторитарному типу отнесли взрослых, которые, воспитывая детей, добиваются от них слепого и беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию; злоупотребляют отрицательными оценками. Уровень требований и контроль за поведением сверхвысокий. При таком типе воспитания строгость и наказание – основное педагогическое средство.

К демократическому типу воспитания причислили родителей и воспитателей, которые относятся с уважением к детям, стараются наладить с ними эмоциональный контакт, учитывают их индивидуальные особенности. Не подавляя строгостью и наказаниями, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают в необходимости выполнить то или иное требование, исходя при этом из возможности понять и принять объяснения взрослого. Воспитатели, не сковывая самостоятельности и активности детей, вместе с тем воспитывают организованных ребят, дисциплинированных. В общении с детьми преобладают положительные оценки, в том числе предвосхищающая общая положительная оценка.

Либеральный тип мы охарактеризовали низкой степенью контроля, «вседозволенностью», т. е. отсутствием всякой требовательности к детям, равнодушным отношением, некоторой отчуждённостью во всех ситуациях, за исключением тех, когда возникает угроза жизни ребёнка, физической травмы. Этот стиль можно назвать «попустительским».

Выявлена общая тенденция: как в группах воспитателей авторитарного типа, так и в семьях больше неуверенных детей. Отсюда и неудачи в деятельности, и низкий уровень умений и навыков в отдельных видах деятельности. Как же помочь ребёнку? Эмоционально поддержать одобрительным взглядом, улыбкой, мягким поглаживанием руки, ласковым советом.

Вдумчивый педагог обязательно проявит такт к своим детям, постарается снять отрицательное эмоциональное напряжение у них, чувство дискомфорта. Он, несомненно, будет формировать правильное отношение ко всем – и к окружающим сверстникам, и ко всем взрослым, и к себе.

Публикации по теме:

Кризисный период у ребёнка Вашему ребёнку 3 года – это очень серьёзный и важный период в психическом развитии маленького человечка нашего огромного общества. Этот.

Изобразительная деятельность. Её роль в развитии ребёнка. В детском саду изобразительная деятельность включает в себя такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый.

Как определить отставание в развитии ребёнка раннего возраста? Как определить отставание в развитии ребёнка раннего возраста? выявить нарушения в развитии ребёнка раннего возраста прежде всего.

Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии ребёнка» В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить.

Консультация «Значение экспериментирования в развитии ребёнка» Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях,.

Консультация «Необходимость коррекции речи ребёнка в дошкольный период»Консультация «Необходимость коррекции речи ребёнка в дошкольный период» В настоящее время одной из проблем детей дошкольного и школьного возраста являются речевые нарушения, связанные с недостаточным развитием.

Значение аппликации в творческом развитии личности ребёнка Я, Хохлова Татьяна Геннадьевна имею педагогическое образование и 25 года педагогического стажа, работаю в МБДОУ № 36 комбинированного вида.

Возможности семьи в речевом развитии ребёнка Есть такая шутка: «Сначала родители учат нас ходить и говорить, а потом требуют, чтобы мы сидели и молчали». Действительно, на первых порах.

Взаимодействие с родителями в период адаптации ребёнка к детскому саду Взаимодействие с родителями в период адаптации ребёнка к детскому саду. И. Н. Моисеева, г. Сергач Сотрудничество с родителями будет эффективным.

Эссе «Мир ребёнка и ребёнок в мире» Мир детства - особый мир. Это вселенная ярких красок и звуков, еще не потревоженная влиянием взрослых. Каждый ребенок - первооткрыватель.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Неуверенный ребёнок»
Опубликовано: 30 декабря 2015 в 22:12
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 ноября. Всемирный день молочных коктейлей
Молочный коктейль – излюбленное лакомство всех детей и многих взрослых. В «хит-параде сладостей» он уступает по популярности лишь шоколаду и мороженому (которые, впрочем, тоже входят в его состав). День...
15 ноября. День вторичной переработки

Переработка отходов — единая проблема для всех стран. Ученые прогнозируют, что в недалеком будущем мусор, который производит человечество, просто негде будет утилизировать. Международный день вторичной...

Проектная деятельность «ПДД. Азбука безопасности» в старшей группе
Проект направлен на формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: информационно творческий....
Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов...
СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: «Камешек» Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении. Цель — актуализация словаря по заданной...
Картотека подвижных игр для средней группы (часть 2)
21. «Лягушки и цапля». Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места Ход игры: очерчивается квадрат -...