Получи документы

НОД «Деревья родного края» (старшая группа)

Валентина Козионова
НОД «Деревья родного края» (старшая группа)

НОД (старшая группа

Конспект занятия по экологическому воспитанию

«Деревья родного края»

Цель: раскрывать познавательное, оздоровительное значение природы в жизни людей, конкретизировать представление о лесах: лиственный, хвойный, смешанный; побуждать детей к природоохранной деятельности. закрепить правила поведения в природе, формировать бережное отношение к природе, обогащать словарь детей, активно использовать слова, отражающие экологическую культуру. Познакомить с Ботаническим памятником Октябрьского района «Кашкинская дубрава».

Публикация «НОД „Деревья родного края“ (старшая группа)» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». «Социально – коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская.

Словарь: хвойные деревья, лиственные, осинник, дубрава, березовая роща, ельник, чечевички.

Материал: презентация «Деревья»; части дерева (корень, ствол, ветки, листья); картинки: солнце, ветер, птицы, капельки воды, кормушки, земля, семена, дождевые черви, пчелы, шмели. Шишки: еловые, сосновые. Перфокарты, карандаши, обруч.

Предварительная работа: рассматривание деревьев на территории детского сада и иллюстрациях, экологические беседы, проведение дидактических игр, чтение литературы о природе, разучивание стихотворений. Подбор с родителями информации о деревьях.

Организационный момент

Сейчас мы с вами отправимся в лесное царство. Узнаем, какие деревья растут в Октябрьском районе.

А поможет нам волшебное дупло, через которое мы туда и попадём. Но для того, чтобы мы там оказались, нам нужно повторить правила поведения в природе. Что нельзя делать в лесу.

Дети:

«Нельзя разжигать костер, беречь лес от пожара»;

«Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить своё потомство, которое погибнет без материнской заботы»;

«Не топтать, не сбивать грибы. Это пища и лекарство для животных»;

*Не разрушать муравейники. Муравьи – санитары леса.

«Не трогать птенцов»;

«Гнезда не разорять»;

«Птиц, бабочек, жуков не ловить, крылья руками не трогать, не пугать животных»;

«Ветки и деревья не ломать, от этого они сохнут и погибают»;

«Живые листья и травинки зря не рвать, если только необходимо для лечения»;

«Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут»;

«Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки».

Лес – дом для животных, в нём должно быть чисто.

- Молодцы! Я уверена, что вы не нарушите лесной тишины и никого там не обидите. Прошу вас, следуйте за мной.

Дети проходят через «дупло» (обруч)

Звукозапись «Шум леса»

- Тихо – тихо мы идём

И в лес родимый попадём.

Дети, что это? (лес)

А что такое лес? (лес – это место, где растёт много разных деревьев, живут различные животные, растут грибы и ягоды.)

Правильно! Посмотрите, как здесь красиво!

Садитесь на лесную полянку. (Дети садятся)

Основная часть (презентация)

Сегодня мы узнаем, кто у нас лучший знаток природы.

- Отгадайте загадку, о каком дереве она?

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой,

Стоит над горой.

А по каким признакам можно узнать березу? (белая кора, белый ствол.)

- Если у нее белая кора и белый ствол, то какая она? (белоствольная.)

- Что вы знаете о березе?

Берёза – символ России и единственное в мире дерево с белой корой.

У неё стройный ствол, тонкие ветки, нарядные серёжки, которые появляются весной раньше листьев. Берёза не боится ни порывистого ветра, ни весенних заморозков, ни трескучих морозов.

Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).

Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

Много поэтов воспевали красоту русской березки.

Как называется это дерево? (липа)

Даша подготовила доклад о липе.

(У липы ствол темно-коричневый, ветки раскидистые.

Это дерево обладает целебными свойствами. В июне, когда на нем появляются цветочки, их нужно собирать, так как они обладают лечебными свойствами. Их высушивают, заваривают и пьют, как чай, при простуде, при кашле.)

- А это что за дерево? Правильно, это тополя. Какой сильный ствол, пышная крона. Такое дерево дает много кислорода, воздух рядом с таким деревом чище, свежее.

Ребята послушайте ещё одну загадку:

Прилетает в гости к ней,

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красные ягодки клюют.

- Вы узнали это дерево? (Рябина). Правильно.

София расскажет, что знает о рябине.

Рябина – очень красивое дерево. В мае она вся покрыта белыми цветами, а осенью стоит, украшенная ожерельями из красных ягод.

Ее плоды помогут многим птицам выжить суровой зимой. В народе говорят: «Если рябины много, то зима будет холодной». Ягоды у рябины кисло-горькие, но после морозов становятся слаще.

- А как называется это дерево? (На экране появляется слайд «Черемуха»)

- Правильно, черемуха. Когда она цветет её запах можно почувствовать далеко от самого дерева. Очень уж черемуха душиста.

- О каком дереве это стихотворение?

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Дайте осинке

Пальто и ботинки –

Надо согреться

Бедной осинке.

- Листья этого деревца даже при самом легком дыхании ветра начинают шевелится и тереться друг о друга. Отсюда и постоянный шелест, и ощущения того, что дерево дрожит.

- О ком говорят: «дрожит как осиновый лист»?

- А это дерево как называется?

Вот что о дубе знает Денис. (доклад ребенка)

(Дуб – самое могучее дерево в наших лесах. Это дерево считается символом силы и здоровья. А про людей сильных и здоровых говорят: могуч, как дуб. Дубы растут очень медленно, а живут очень долго.)

А теперь давайте вспомним названия деревьев, которые ещё растут в лесу?

(клён, ольха, ива)

- Как одним словом можно назвать деревья, у которых листья? (лиственные)

- У всех деревьев есть листья?

- Как называется деревья с иголками вместо листьев?

(хвойный)

- А какие хвойные деревья вы знаете? (ёлка, сосна, лиственница, кедр)

Подойдите к столам.

- Чем похожи елка и сосна? (Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.)

- Как по-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

- А чем отличается сосна от елки?

- Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые.)

- А у ели? (Короткие, колючие, темные.)

(Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.)

- Соедините линией, какое дерево потеряло хвоинки.

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

Какие шишки у ели? (Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.)

-Что вы расскажете про сосновые шишки? (Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.)

Физкультминутка.

- Молодцы. А теперь немного отдохнем. Повторяйте за мной.

Выросли деревья в поле. (присели, поднялись, потягивания)

Хорошо расти на воле!

Каждое старается, (Потягивания руки вверх)

К небу, к солнцу тянется.

Вот подул веселый ветер, (Дети машут руками)

Закачались тут же ветки,

Даже толстые стволы - (Наклоны вперед)

Наклонились до земли.

Вправо-влево, взад-вперед – (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Так деревья ветер гнет.

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся)

Если в лесу растут лиственные и хвойные деревья, как называется этот лес? (смешанный) В Октябрьском районе преобладают смешанные леса.

Посмотрите, как много здесь растет березок – подружек. Как называется такой лес? (БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.)

- Лес, в котором растут только осины, как называется? (ОСИННИК). Повторите это новое слово.

- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется - ЕЛЬНИК.

- Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК. Слайд

- Как называется лес, в котором растут одни дубы? (дубрава)

- А сейчас посмотри небольшой фильм «Как появляется дуб» (просмотр фильма)

В Октябрьском районе есть Ботанический памятник природы «Кашкинская дубрава», которая находится на склоне реки Ирень в деревне Кашкино и Атнягузи. В пределах дубравы растет смешанный лес, преимущественно сосновый. «Кашкинская дубрава» - место обитания растений, охраняемых в Пермском крае.

Ребята скажите, а без чего дерево не может жить? (Без корня.) (создают дерево)

- Правильно, а зачем дереву корень? (чтобы брать воду из земли, и чтобы крепко держаться)

-.А что еще есть у дерева? (ствол, ветки, листья).

А когда на ветках много листьев, то как это можно назвать? (крона). Молодцы ребята

- Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (Они растут, питаются, размножаются, дышат)

- А как дышит дерево?

- Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.

Дети, почему говорят, что лес – это наше богатство.

*Лес - это дом для зверей, птиц, насекомых.

*Из древесины изготавливают мебель, бумагу, строят дома.

*Берёзовыми вениками люди парятся в бане.

*Ягодами рябины кормятся птицы.

*С липы пчёлы берут сладкий липовый мёд.

*Лес дарит людям вкусные грибы и сладкие ягоды.

- Дети, как же нужно относиться к лесу? Правильно, бережно!

Природа учит человека мудрости.

- Кто из вас знает пословицы о лесе?

*1. Растение – земли украшение.

*2. Рощи и леса – всему свету краса.

*3. Лес не школа, а всех учит.

*4. Лес и вода – брат и сестра.

*5. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

Игра «Подарки для деревьев»

У меня на столе лежат картинки (солнышко, птички, капельку, землю, семена и т. д). Нужно выбрать подарки для деревьев и рассказывать, почему ты это даришь? (или какую пользу принесет дереву объект)

• Я дарю тебе солнышко. Оно будет светить ярко-ярко, согревать тебя и твои листочки окрасятся в зеленый цвет.

• Я дарю тебе птицу. Она будет спасать от гусениц, живущих на дереве, петь песни, распространяют семена.

• Я дарю тебе капельку воды. Пусть она напоит и умоет твои листочки.

• Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много друзей - птиц.

• Я дарю тебе землю – почву, чтобы ты лучше росло, а она кормит и поит тебя.

• Я дарю тебе семена. Пусть их будет много - много и из них вырастят много – много твоих деток.

• Я дарю тебе ветер. Пусть он переносить пыльцу растений (ели, сосны, а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

• Я дарю тебе пчел, шмелей, бабочек. Насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.

• Я дарю тебе дождевых червей. Они рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

Итог занятия.

- Что вам особенно понравилось? О чём вы сегодня расскажите своим родителям?

Молодцы! Много интересного вы рассказали сегодня о лесе. И я уверена, что вы будете беречь лес и его обитателей.

Релаксация.

А теперь мы улыбнёмся

Крепко за руки возьмёмся

И друг, другу на прощанье

мы подарим обещание :

Будем мы с деревьями дружить

охранять их и любить!

Слайд лес шумит, качается

Всем сегодня я дарю медали «Знатоки природы».

- А теперь нам пора возвращаться в детский сад. (через обруч пролезают)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знатоки родного края» (старшая логопедическая группа) Цели: формировать четкое представление о городе, достопримечательностях города, уточнять и расширять представления детей о родном крае,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «Краски родного края» (подготовительная группа)Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «Краски родного края» (подготовительная группа) Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Виды детской.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берегите природу родного края!» Задачи: Образовательные: 1. Дать представления о том, что природа – это наш общий дом. Закрепить представления о разнообразии природы родного.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Природные богатства родного края»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Природные богатства родного края» Цель:Показать богатство и разнообразие органических веществ Ейского района, рассказать о целебных свойствах и практическом применении ракушечника,.

Конспект НОД «Поэты родного края» «Поэты родного города» Цель: Воспитание любви к родному краю и природе на основе поэзии местных поэтов. Задачи: 1. Развивать у детей интерес.

Конспект НОД в старшей группе Тема: «Растения –лекари родного края» Конспект НОД в старшей группе Тема: «Растения –лекари родного края» Задачи :создать условия для закрепления знаний детей о растительном.

Конспект НОД «Знатоки родного края» (старшая группа) Цели: формировать четкое представление о городе, достопримечательностях города, уточнять и расширять представления детей о родном крае,.

Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные родного края» (средняя группа) Программное содержание: • Познакомить с профессией лесник • Побуждать употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложно подчиненных.

НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Птицы родного края.» Программные задачи: 1. Воспитательные: -воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам; -воспитывать любознательность, интерес к познавательной.

Конспект НОД в старшей группе «Растения –лекари родного края» Конспект НОД в старшей группе Тема: «Растения –лекари родного края» Задачи :создать условия для закрепления знаний детей о растительном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Деревья родного края» (старшая группа)
Опубликовано: 11 апреля 2017 в 18:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД