Злобина Анна Сергеевна
НОД для детей старшей группы «Как играли на Дону»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование уважительного отношения к культуре и патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
Задачи: Способствовать формированию гармоничного молодого поколения.
Воспитывать любовь к малой Родине, уважение к традициям и обычаям родного края, гордость за своих предков, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности, сознательное понимание того, что они являются носителями национальной культуры.
Оборудование: Экран, Ноутбук, проектор, атрибуты к играм.
Ход экскурсии:
Чем дальше в будущее входим
тем больше прошлым дорожим
и в старом красоту находим
Публикация «НОД для детей старшей группы „Как играли на Дону“» размещена в разделах
хоть новому принадлежим!
В - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию в прошлое, познакомимся и посмотреть в какие игры играли наши бабушки и дедушки Поближе познакомиться с правилами игр и предметами с которыми играли наши предки.
Слайд№1
В прошлом в каждой казачьей семье было много детей, которые очень любили играть в разные игры. Иногда сами дети выдумывали новые игры, которые прижились среди станичных мальчишек и девчонок.
Слайд №2
-Собирались станичные ребятишки на улице, от самых маленьких до больших, вели беседу, песни пели да в игры играли.
Важная особенность организации будущей игры была при помощи специальной речевки или зазывалки.
Зазывалки использовались как зачин, призывающий участников к игре:
Чижик-пыжик воробушек,
По улоньке скачет,
Девиц собирает
Поиграть-поплясать
Себя показать?
Или:
Тай-тай, налетай!
Кто в жмурки (прятки, салки и т. д.) играй?
Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор: Тай-тай, налетай!
Никого не принимай!
Особенно популярными и любимыми были такие игры, как Горелки, Русская лапта, Жмурки, так как в большинстве игр требуется водящий, его выбирали по считалки или жребию.
Слайд№3
Горелки - подвижная игра, в которой ловишка стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него. Горелки начинались с наступлением весны, с Троицы, в некоторых местах обязательно играли на Ивана Купалу. Название произошло от сопровождающей игру песни: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Слайд№4
Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: "Слепая сковорода", "Жмачки", "Куриная слепота", "Кривой петух" и т. д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: "Кот, кот, на чём стоишь?" - "На квашне". - "Что в квашне?" - "Квас!" - "Лови мышей, а не нас!" Поговорят так с водящим, да ещё заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами.
Слайд№5
Наиболее любима и популярна у наших бабушек и дедушек была игра «Золотые ворота». Двое ловишек взявшись за руки изображают ворота, которые закрываются на последние слова : «Первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз - не пропустим вас!»
«Ворота» закрываются при последнем слове «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается перетягиванием соперников.
Слайд№6
Немало в прошлом было игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т. д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.
Игра «Бабки» - увлекательная, эмоциональная, воспитывающая выдержку и внимание. Старинная игра совершенствует навык метания, развивает скоростно-силовые качества и глазомер.
Слайд№7
Игра «Чехарда» существует более пяти веков, она перешла к нам от Татар. «Чехарда»- это перепрыгивание друг через друга. Играть в чехарду могут только мальчики и не моложе 13 лет, девочки не допускаются. Лучшие места для игры –ровная площадка. Правила игры: перепрыгивание через «козла», меняясь местами до препятствия или пока не устанут.
Слайд№8
Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.
Игра «Удочка» или её называют «Рыбак и рыбки». Играющие становятся в круг, рыбак вращает удочку (веревка с грузиком, стараясь поймать как можно больше детей. Игра на внимание и ловкость.
Слайд№9
Игра «Лапта») — русская командная игра с мячом и битой. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику поймать мяч.
Слайд№10
В казачьих играх много юмора, шуток, соревновательного задора, они часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Дорогие ребята играйте в народные, казачьи игры в детском саду, на прогулке, с друзьями во дворах. Подвижные казачьи игры имеют свою историю и должны передаваться из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.