НОД для средней группы по ознакомлению с народным бытом

Ирина Алексеева
НОД для средней группы по ознакомлению с народным бытом

Цель: знакомить детей с народным бытом.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить с русской народной избой;

-Знакомить с русскими народными играми.

Развивающие:

-Развивать интерес к народному быту;

-Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

-Воспитывать уважение к народным традициям, к своей истории.

-Формировать бережное отношение к предметам старины.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, проведение народных игр, разучивание слов к игре «Чурилки», отгадывание загадок.

Оборудование: кукла в народном костюме Марфа Васильевна, картинки с изображением предметов народного быта, предметы народного быта (самовар, расписные доски, ложки, лапти и т. д.).

Ход НОД

Игра «Поздороваемся»

Здравствуй, солнце золотое. (поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок. (покачивают руками из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький цветок. (приседают и начинают потихоньку подниматься)

Здравствуй, утро. (правую руку в сторону)

Здравствуй, день. (левую руку в сторону)

Нам здороваться не лень. (обнимают друг друга)

Ребята, каждый день, встречаясь, люди здороваются, говорят «здравствуйте». Как вы думаете, это слово от какого слова происходит?

Ответы детей.

В-ль: От слова «здоровье» или «здравие». Т. е. люди желают друг другу здоровья.

Как вы думаете это пожелание доброе или злое?

Дети: Доброе!

Воспитатель: Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить приветливо, глядя в лицо тому человеку, с которым здороваешься.

Появилось это слово в далекие-далекие времена, когда не было еще ваших мам,пап, и даже дедушек и бабушек. Скажите, а вам интересно посмотреть, как же жили люди в те далекие-далекие времена?

Дети: да

В-ль: Тогда сегодня я приглашаю вас на экскурсию в музей «Народная изба».

Встречает нас в хранительница музея Марфа Васильевна. Поздороваемся с ней?

Дети: Здравствуйте, Марфа Васильевна.

В-ль: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть в своем музее. Ребята, а кто знает, что такое изба?

Ответы детей.

В-ль: Избой раньше называли дом, сложенный из бревен. (при необходимости объяснить, что такое бревно). Такой дом был теплым и крепким (демонстрация картинок). А как вы думаете, как обогревали раньше дома?

Ответы детей.

В-ль: Обогревали дома с помощью печки. (демонстрация картинки или макета печки). Как вы думаете, для чего еще нужна была печь?

Дети: готовить еду.

В-ль: Совершенно верно. Печь обогревала дом, в ней готовили еду, и на ней можно было даже спать. И называли ее ласково-матушка.Вот послушайте:

В-ль: Всех накормит, обогреет

Варежки сушить поможет

Деток спать она уложит.

И сверчок поет, где- то, рядышком

Как тепло с тобой печка - матушка!

В-ль: В старину печь делали из глины. А когда появились кирпичи, то печь стали выкладывать из них. Т. е печь была кирпичной (Повтор детей)

А как же работала печка? Что нужно, чтобы она грела?

Ответы детей.

В-ль: Для работы печки нужны были дрова. (демонстрация картинки). Дрова-это куски дерева небольшого размера. Их закладывали в устье печки поджигали. Устье закрывали заслонкой. (Демонстрация картинки)

Мы сейчас с вами будем пилить дрова для печки.

Физминутка:

За дровами мы идём

И пилу с собой несём,

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки!

В-ль: Самая красивая комната в избе называлась горницей. В ней встречали гостей (Картинка). Ребята, что мы видим в горнице?

Дети: Стол, посуда, лавки.

В-ль: Молодцы! А посмотрите, из чего все это сделано?

Дети: Из дерева.

В-ль: Правильно! Почти все предметы в доме-деревянные. (Повтор детей). Ребята, посмотрите, какой большой стол и длинные лавки стоят около него. Как вы думаете, почему так сделано?

Ответы детей.

В-ль: Стол – это место семейной трапезы. Как вы думаете, что такое трапеза? Трапезой раньше называли прием пищи. Семья во время трапезы собирается вокруг стола, показывая свое единство. В каждой семье на столе стоял самовар. (демонстрация картинки). Это сейчас мы с вами наливаем воду для чая из чайников. А раньше воду грели в самоварах, а разогревали самовар углями. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками.

Посмотрите, ребята, какой посудой пользовались наши предки. Посуду делали из глины. Глиняная посуда (Повтор детей) Из глины делали горшочки, крынки, кувшины, чаши. Была посуда из чугуна. Чугунная посуда (Повтор детей). Чугун-это железо. И посуда из него тяжелая. Посмотрите, вот чугунок. Возьмите его в руки. Какой он?

Дети:тяжелый.

В-ль: В чугунке варили щи, каши. А как же такой тяжелый и горячий чугунок вытащить из печки? Для этого у наших предков был помощник (демонстрация картинки). Это ухват - деревянная палка с металлической рогаткой.

В-ль: Ребята, а откуда мы с вами воду берем для приготовления еды?

Дети: из-под крана.

В-ль. А в старину не было водопровода и воду приносили из колодца (картинка). Носили воду ведрами. А чтобы было удобно, несли ведра с помощью коромысла. Коромысло можно носить на одном плече или на двух (показ). Коромысло делали из дерева. По краям прикрепляли крючки или делали выемки для ведер.

В-ль: По вечерам, после дневных забот, женщины садились за прялки (показ) и пряли шерсть, овечью, козью, собачью. Вытягивали из шерсти и скатывали пальцами длинные нити, пряжу. А потом вязали носки, варежки, пуховые платки, косынки, жилетки.

Русская прялка узором богата,

Формой красива, резьбой хороша.

Мастер создал её в прошлом когда-то,

В ней старина и живая душа.

Женские руки к ней прикасались,

Пряжу крутили, веретено.

Прабабушки наши пряли, старались,

Чтобы красивым соткать полотно.

В-ль: а сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Чурилки»

Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик);затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.

В-ль: Ребята, мы с вами побывали в музее «Русская изба». Вам понравилось? Что нового вы узнали? Что особенно запомнилось?

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми средней группы «Мешок загадок» НОД по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми средней группы на тему: "Мешок загадок" Задачи: Продолжать знакомить детей с.

Каталог игр по ознакомлению детей с русским народным творчеством 1. Русские народные подвижные игры: "Гуси - лебеди" Цель: Учить детей чётко проговаривать слова. Упражнять в ловкости, быстроте реакции.

Конспект НОД по ознакомлению с бытом и традициями русского народа «Мне работа эта нравится» Конспект НОД по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация», «Социализация» на тему: «Мне работа эта нравится» Программное содержание:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром детей средней группы «Зимние забавы» .

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Зимние загадки» с детьми средней группы Программные задачи: • Закреплять знания детей о зимних явления природы, совершенствовать умение выделять информационные признаки сезона.

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средней группы Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средней группы. Цель: формирование интереса у дошкольников к художественной.

Сказкотерапия. Открытая НОД по русским народным сказкам в средней группе НОД открытое занятие: Сказкотерапия по русским народным сказкам в средней группе Цель: Закрепление знаний детьми русских народных сказок.

НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «Русский национальный костюм»НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «Русский национальный костюм» Конспект НОД по ознакомление с окружающим миром с детьми средней группы «Русский народный костюм» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: - воспитывать.

Конспект занятия по ознакомлению детей со старинным бытом и укладом на Руси в подготовительной группе Ознакомление с окружающим на тему: «Ознакомление детей со старинным бытом и укладом на Руси» в подготовительной группе Тамара Еремеева Ознакомление.

Педагогическая копилка. Знакомство с русским бытом и народным творчеством. Для старшего дошкольного возраста Назначение работы: Занятие-развлечение предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Предварительная работа на кружке "Русская.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
НОД для средней группы по ознакомлению с народным бытом
Опубликовано: 31 марта 2019 в 17:34
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Международный день без бумаги

Очередной тематический день посвящен международной акции, которая ежегодно проходит под девизом «Научимся использовать бумагу рационально!». Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

22 октября. День белых журавлей

Всем нам хорошо знакома песня «Журавли», созданная в 1969 году Яном Френкелем на стихи Расула Гамзатова. Песня стала последней работой легендарного певца Марка Бернеса и была высоко оценена ветеранами....

Тематический конспект совместного детско-родительского мероприятия с детьми 2–3 лет...
«Любим с мамочкой играть» Основные задачи: • Снизить психоэмоциональное напряжение у детей и родителей в игровом взаимодействии; • Стимулировать...
Проект в средней группе по теме «Осень — щедрая пора»
Цель проекта: - организация познавательно-исследовательской деятельности по изучению природы в осенний период времени. Задачи проекта: - закрепить...
Сценарий театральной постановки по мотивам сказки В. Сутеева «Мешок яблок»
Сценарий театрализованной постановки по мотивам авторской сказки В. Сутеева «Мешок яблок» для детей старшей группы общеразвивающей направленности ( 5 – 6...