НОД для средней группы по ознакомлению с народным бытом

Ирина Алексеева
НОД для средней группы по ознакомлению с народным бытом

Цель: знакомить детей с народным бытом.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить с русской народной избой;

-Знакомить с русскими народными играми.

Развивающие:

-Развивать интерес к народному быту;

-Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

-Воспитывать уважение к народным традициям, к своей истории.

-Формировать бережное отношение к предметам старины.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, проведение народных игр, разучивание слов к игре «Чурилки», отгадывание загадок.

Оборудование: кукла в народном костюме Марфа Васильевна, картинки с изображением предметов народного быта, предметы народного быта (самовар, расписные доски, ложки, лапти и т. д.).

Ход НОД

Игра «Поздороваемся»

Здравствуй, солнце золотое. (поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок. (покачивают руками из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький цветок. (приседают и начинают потихоньку подниматься)

Здравствуй, утро. (правую руку в сторону)

Здравствуй, день. (левую руку в сторону)

Нам здороваться не лень. (обнимают друг друга)

Ребята, каждый день, встречаясь, люди здороваются, говорят «здравствуйте». Как вы думаете, это слово от какого слова происходит?

Ответы детей.

В-ль: От слова «здоровье» или «здравие». Т. е. люди желают друг другу здоровья.

Как вы думаете это пожелание доброе или злое?

Дети: Доброе!

Воспитатель: Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить приветливо, глядя в лицо тому человеку, с которым здороваешься.

Появилось это слово в далекие-далекие времена, когда не было еще ваших мам,пап, и даже дедушек и бабушек. Скажите, а вам интересно посмотреть, как же жили люди в те далекие-далекие времена?

Дети: да

В-ль: Тогда сегодня я приглашаю вас на экскурсию в музей «Народная изба».

Встречает нас в хранительница музея Марфа Васильевна. Поздороваемся с ней?

Дети: Здравствуйте, Марфа Васильевна.

В-ль: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть в своем музее. Ребята, а кто знает, что такое изба?

Ответы детей.

В-ль: Избой раньше называли дом, сложенный из бревен. (при необходимости объяснить, что такое бревно). Такой дом был теплым и крепким (демонстрация картинок). А как вы думаете, как обогревали раньше дома?

Ответы детей.

В-ль: Обогревали дома с помощью печки. (демонстрация картинки или макета печки). Как вы думаете, для чего еще нужна была печь?

Дети: готовить еду.

В-ль: Совершенно верно. Печь обогревала дом, в ней готовили еду, и на ней можно было даже спать. И называли ее ласково-матушка. Вот послушайте:

В-ль: Всех накормит, обогреет

Варежки сушить поможет

Деток спать она уложит.

И сверчок поет, где- то, рядышком

Как тепло с тобой печка - матушка!

В-ль: В старину печь делали из глины. А когда появились кирпичи, то печь стали выкладывать из них. Т. е печь была кирпичной (Повтор детей)

А как же работала печка? Что нужно, чтобы она грела?

Ответы детей.

В-ль: Для работы печки нужны были дрова. (демонстрация картинки). Дрова-это куски дерева небольшого размера. Их закладывали в устье печки поджигали. Устье закрывали заслонкой. (Демонстрация картинки)

Мы сейчас с вами будем пилить дрова для печки.

Физминутка:

За дровами мы идём

И пилу с собой несём,

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки!

В-ль: Самая красивая комната в избе называлась горницей. В ней встречали гостей (Картинка). Ребята, что мы видим в горнице?

Дети: Стол, посуда, лавки.

В-ль: Молодцы! А посмотрите, из чего все это сделано?

Дети: Из дерева.

В-ль: Правильно! Почти все предметы в доме-деревянные. (Повтор детей). Ребята, посмотрите, какой большой стол и длинные лавки стоят около него. Как вы думаете, почему так сделано?

Ответы детей.

В-ль: Стол – это место семейной трапезы. Как вы думаете, что такое трапеза? Трапезой раньше называли прием пищи. Семья во время трапезы собирается вокруг стола, показывая свое единство. В каждой семье на столе стоял самовар. (демонстрация картинки). Это сейчас мы с вами наливаем воду для чая из чайников. А раньше воду грели в самоварах, а разогревали самовар углями. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пряниками.

Посмотрите, ребята, какой посудой пользовались наши предки. Посуду делали из глины. Глиняная посуда (Повтор детей) Из глины делали горшочки, крынки, кувшины, чаши. Была посуда из чугуна. Чугунная посуда (Повтор детей). Чугун-это железо. И посуда из него тяжелая. Посмотрите, вот чугунок. Возьмите его в руки. Какой он?

Дети:тяжелый.

В-ль: В чугунке варили щи, каши. А как же такой тяжелый и горячий чугунок вытащить из печки? Для этого у наших предков был помощник (демонстрация картинки). Это ухват - деревянная палка с металлической рогаткой.

В-ль: Ребята, а откуда мы с вами воду берем для приготовления еды?

Дети: из-под крана.

В-ль. А в старину не было водопровода и воду приносили из колодца (картинка). Носили воду ведрами. А чтобы было удобно, несли ведра с помощью коромысла. Коромысло можно носить на одном плече или на двух (показ). Коромысло делали из дерева. По краям прикрепляли крючки или делали выемки для ведер.

В-ль: По вечерам, после дневных забот, женщины садились за прялки (показ) и пряли шерсть, овечью, козью, собачью. Вытягивали из шерсти и скатывали пальцами длинные нити, пряжу. А потом вязали носки, варежки, пуховые платки, косынки, жилетки.

Русская прялка узором богата,

Формой красива, резьбой хороша.

Мастер создал её в прошлом когда-то,

В ней старина и живая душа.

Женские руки к ней прикасались,

Пряжу крутили, веретено.

Прабабушки наши пряли, старались,

Чтобы красивым соткать полотно.

В-ль: а сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Чурилки»

Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.

В-ль: Ребята, мы с вами побывали в музее «Русская изба». Вам понравилось? Что нового вы узнали? Что особенно запомнилось?

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми средней группы «Мешок загадок» НОД по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми средней группы на тему: "Мешок загадок" Задачи: Продолжать знакомить детей с.

Каталог игр по ознакомлению детей с русским народным творчеством 1. Русские народные подвижные игры: "Гуси - лебеди" Цель: Учить детей чётко проговаривать слова. Упражнять в ловкости, быстроте реакции.

Конспект НОД по ознакомлению с бытом и традициями русского народа «Мне работа эта нравится» Конспект НОД по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация», «Социализация» на тему: «Мне работа эта нравится» Программное содержание:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром детей средней группы «Зимние забавы» .

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Зимние загадки» с детьми средней группы Программные задачи: • Закреплять знания детей о зимних явления природы, совершенствовать умение выделять информационные признаки сезона.

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средней группы Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средней группы. Цель: формирование интереса у дошкольников к художественной.

Сказкотерапия. Открытая НОД по русским народным сказкам в средней группе НОД открытое занятие: Сказкотерапия по русским народным сказкам в средней группе Цель: Закрепление знаний детьми русских народных сказок.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
НОД для средней группы по ознакомлению с народным бытом
Опубликовано: 31 марта 2019 в 17:34
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

19 сентября. Международный день подражания пиратам

«Тысяча чертей!» и «Разрази меня гром!» – сегодня у нас есть официальный повод говорить и одеваться как пираты. 19 сентября в 40 странах мира отмечается международный праздник – День подражания пиратам.

Консультация для родителей «Развитие ритмической способности у детей»
РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года,...
Сценарий «День дошкольного работника» для старшей и подготовительной групп
Сценарий"День дошкольного работника" ( для старшей и подготовительной групп «А») Взрослые: Ведущий 1 Ведущий 2 Домовенок Кузя Звучат фанфары. Входят ведущие...
Сценарий конкурса «Вот она какая, Золотая осень!»
Наступила осень. Солнце греет ещё почти по-летнему, стремясь отдать последнее нерастраченное тепло. На голубом и чистом небе ещё почти нет туч. Только ветер...