Папки-передвижки

НОД «Кладовая Донской земли» по ознакомлению детей старшего возраста с полезными ископаемыми (12 фото)

Елена Архипова
НОД «Кладовая Донской земли» по ознакомлению детей старшего возраста с полезными ископаемыми

НОД по ознакомлению детей старшего возраста с полезными ископаемыми

Подготовила и провела: воспитатель МБДОУ д/с № 18

Архипова Елена Анатольевна

Цель: Формирование краеведческой любознательности, познавательного интереса к окружающему миру и миру неживой природы родного края.

Задачи:

Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых (песок, глина, уголь, мел, камень, сравнить, чем они отличаются.

Публикация «НОД „Кладовая Донской земли“ по ознакомлению детей старшего возраста с полезными ископаемыми» размещена в разделах

• Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи.

• Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

• Продолжать знакомить с профессией геолога.

• Закреплять навыки исследовательской деятельности; умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведения опытов.

• Закреплять правила безопасности при проведении опытов.

• Продолжать знакомить с богатством родного края.

1. Организационный момент:

Цель: Расширять знания о неживой природе. Развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.

Методы и приё мы: приход гостей: казака и казачки

сюрпризный момент (шкатулка с полезными ископаемыми).

Воспитатель:

- Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Издавна на Руси так велось, что, уезжая из родного дома, человек брал с собой частицу своей Родины и хранил эту частичку у самого сердца в небольшом мешочке.

Как вы думаете, что ценное находится в моем мешочке? (земля)

НОД «Кладовая Донской земли» по ознакомлению детей старшего возраста с полезными ископаемыми

_

Это не просто земля – это наша родная земля.

«Своя земля и в горсти мила»

- А кто знает, как называется земля, на которой мы живем? (Донская земля)

- А как называли людей, которые селились на Дону? (казаки)

Звучит спокойная мелодия и появляется казак с казачкой.

Фото «Кладовая Донской земли»

Воспитатель обращает внимание на шкатулку - это подарок гостей. Воспитатель задаёт вопросы о содержании шкатулки. Выслушивает предположения детей.

Пытается открыть шкатулку, а она не открывается.

Казак и казачка передают письмо от казаков, в котором говорится, что для того, чтобы открыть шкатулку надо совершить научную экспедицию к недрам Земли Донского края и найти ключ от шкатулки.

Воспитатель предлагает детям стать учёными - исследователями, отправится в научную экспедицию. Воспитатель уточняет меры безопасности: громко не разговаривать, идти друг за другом.

Предлагает надеть каски и взять фонарики.

- Вот наше первое препятствие. Здесь бежит бурная река, нам надо аккуратно пройти по мосту и не упасть. Дети проходят по мосту и встречают Хозяйку Донской земли (ХДЗ)

НОД  по ознакомлению детей старшего возраста с полезными ископаемыми - фото

ХДЗ: Здравствуйте дети, меня зовут Хозяйка Донской земли. Давайте поприветствуем друг друга. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй солнце золотое». - Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в родном краю! Всех я вас приветствую!» Планета Земля существует много лет. Природа за это время создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах. Одни сокровища лежат на поверхности земли, другие скрыты под землёй. Одни полезные ископаемые образуются сейчас, другие много миллионов лет. Я покажу вам кладовую Донской земли.

Во время экспедиции дети рассматривают картинки с изображением шахты, песчаного и каменного карьеров, полезных ископаемых

Рассказ воспитателя о подземном мире.

Фото №1 Задачи Познакомить детей со свойствами Фото №2 Полезные ископаемые

Дети прощаются с Хозяйкой Донской земли, благодарят ее.

Воспитатель предлагает вернуться в детский сад, снять оборудование и

рассмотреть принесённые образцы полезных ископаемых – глину, песок, уголь, известь, камень.

Задаё т детям вопрос: Почему ископаемые назвали полезными? (приносят пользу людям).

В: полезные ископаемые исследуют ученые, исследователи. Исследования проводят в лаборатории.

А что такое лаборатория? Это специальная комната, где проводят опыты и эксперименты.

В:- А теперь давайте представим, что мы с вами - исследователи.

Я буду старшим научным руководителем, а вы младшими лаборантами. Но для начала давайте разомнемся.

ФИЗМИНУТКА.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем все в нашем зале.

Вправо, влево повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки в бок

И на месте прыг да скок,

А теперь бежим в припрыжку.

Молодцы, вы ребятишки!

Замедляем тихо шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно, нам еще работать нужно.

В:- Вот наша лаборатория, где мы с вами будем исследовать наши полезные ископаемые.

- Но перед тем как зайти лабораторию давайте наденем специальную одежду, ведь в лаборатории должно быть все стерильно и вспомним правила техники безопасности в лаборатории при проведении опытов:

1. Не толкать друг друга.

2. Громко не разговаривать.

3. Не тереть глаза грязными руками.

4. При рассматривании песка и глины осторожно обращаться с лупой.

5. С оборудованием обращаться осторожно, чтобы ничего не разбить и не пораниться.

В: -Задача всем ясна? Тогда прошу всех занять свои места в научной лаборатории и начать свои исследования.

2. Основная часть занятия

Цель: Познакомить детей с полезными ископаемыми. Дать первоначальные сведения об использовании полезных ископаемых человеком.

Методы и приё мы:

опытно – экспериментальная деятельность (уголь опускать в воду, сжать в руке, полить водой, рассматривание под лупой, песок хорошо пропускает воду, а глина плохо пропускает воду)

загадки о глине, песке, угле.

Материалы – стаканы с водой, кусочки угля, лупы, листы бумаги, простые карандаши, влажные салфетки, две бутылки с отрезанным горлышком, в горлышко положена вата, в одну добавлена глина, в другую песок, миски с песком и мелом, влажные салфетки.

Иллюстрации с изображением добычи угля, шахтеров, глины, песка.

Опыт № 1 Воспитатель сидит вместе с детьми за столами.

Воспитатель задаё т детям вопрос: зачем человеку нужен уголь?

Рассказывает про уголь.

- Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Воспитатель предлагает взять кусочек угля и рассмотреть его. Порисовать на листе бумаги. Воспитатель обращает внимание детей, какой уголь красивый – чёрный, блестит, сверкает на солнце.

Предлагает сравнить уголь с простым карандашом. Что общего. Стержень карандаша – графит – тоже родственник угля, очень мягкий камешек. Настолько мягкий, что оставляет след на бумаге.

Вывод: каменный уголь полезен и важен для человека.

Фото №3 Подземная кладовая Земли полезных ископаемых песок глина уголь мел камень сравнить чем они отличаются

Воспитатель предлагает ребёнку загадать загадку о глине, о песке:

о песке:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже

В:- Правильно, это песок. Давайте его рассмотрим и расскажем, какие свойства имеет песок.

Д:- Песок желто-золотого цвета. Песок сыпучий, не имеет запаха.

В:- А еще песок является родственником глине. Когда твердая скала подвергалась воздействию ветра, дождя и мороза- она распадалась на мелкие кусочки и так образовывался песок.

В:- А где используют песок?

Д:- Песок используют в строительстве, из песка изготавливают стекло, песок нужен для детских площадок, песком посыпают дорожки от гололеда.

В: - Добывают песок тоже экскаваторами.

Фото №4 Публикация НОД Кладовая Донской земли по ознакомлению детей старшего возраста с полезными ископаемыми размещена в разделах Конспекты занятий

0 глине:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Давайте ее рассмотрим и расскажем о ее свойствах.

Д:- Глина коричневого цвета. Глина сухая как камень. Глина не пропускает воду. Глина эластичная, не имеет запаха.

Фото №5 Все конспекты Полезные ископаемые

В:- Ребята, а вы знаете, что глина бывает не только коричневого цвета. Она бывает красной, зеленой, желтой, белой и даже черной. Глина образовалась при разрушении скальных пород. Она располагается по берегам рек, в оврагах и низинах.

В:- Ребята, скажите, А где применяют глину?

Д:- Глину применяют в строительстве (делают кирпичи, цемент); изготавливают посуду, статуэтки, игрушки; глина используется для приготовления красок для рисования.

Проведём опыт № 2 «Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо пропускает воду»

В каждую воронку положили вату. В одной - песок, в другой – глина. Наливаем в обе воронки воду доверху. Дети наблюдают, за действиями воспитателя. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок – сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скреплённых между собой. Она обладает связующим свойством, сырая глина почти не пропускает воду.

Вывод: песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.

Фото №6 Воспитывать бережное отношение к природным богатствам

Воспитатель предлагает детям поиграть.

Игра: «Мы – песчинки» :

дети превращаются в песчинки. Каждый стоит отдельно, не прикасаясь друг к другу. Подул ветер, песчинки разлетелись (участники игры разбегаются).

Дошкольники изображают частички глины. Они стоят группами, взявшись за руки. Подул ветер – глина на месте. Подул сильный ветер, комочки глины медленно «перемещаются» (дети передвигаются группами, руки не разжимают).

Воспитатель подводит итог, что песок и глина тоже важны для человека.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что делали в лаборатории, с чем познакомились? Выслушивает ответы детей (познакомились с природными ископаемыми углём, песком и глиной, выяснили, что все они полезны для человека.)

Воспитатель предлагает пройти к столам.

Опыт №3

Воспитатель предлагает провести творческую работу с песком и мелом:

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

В:- Какие свойства имеет мел?

Д:- Мел белого цвета. Мел твердый, хрупкий, не имеет запаха, оставляет отпечатки, не растворяется в воде.

В:- Ребята, скажите, где используют мел?

Д: -Мел используют в строительстве (делают цемент, кирпич, побелку). Мел используют в медицине (изготавливают таблетки, зубную пасту, зубной порошок). Мелом пишут в школе на доске, рисуют на асфальте. Мел используют в сельском хозяйстве (корм для животных, удобрение для растений).

В: - Цветной мел смешиваем с песком, песок стал розовым. На столах у детей уже готовый цветной песок разного цвета. Воспитатель предлагает насыпать песок, в бутылочку чередуя цвета. Объясняет и показывает.

Дети выполняют работу самостоятельно.

Вывод: бутылочка с цветным песком похожа на камни.

Фото №7 Продолжать знакомить с профессией геолога

3. Заключительная часть занятия:

Цель: Познакомить детей с декоративными камнями и изделиями из них. Формировать эстетическое восприятие окружающего.

Методы и приё мы: беседа о декоративных камнях

Показ коллекции камней

Воспитатель рассказывает о том, что есть ещё волшебные камни.

Предлагает их рассмотреть и потрогать, обратить внимание на цвет и форму камней. Какие они – гладкие или шершавые? Предлагает рассмотреть разные камешки. В древности люди делали из таких камней амулеты: считалось, что это защитит их от бед и болезней. Люди давно научились делать из этих камней ювелирные изделия.

Дети трогают камни, определяют какие они на ощупь – гладкие или шершавые? Воспитатель предлагает рассмотреть коллекцию камней и украшений.

Камни очень красивы, долговечны, необычно блестят.

В: - Позже люди – ювелиры из камней делали украшения – серьги, бусы, кольца, браслеты. Камень считался не только украшением, но и талисманом, приносящим удачу, счастье.

Обращает внимание детей на то, что шкатулка открылась.

Воспитатель и дети рассматривают, что лежит в шкатулке.

Фото №8 Закреплять навыки исследовательской деятельности умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведения опытов

Казак и казачка раздают детям подарки – по камешку и предлагают их расписать.

Фото №9 Закреплять правила безопасности при проведении опытов
Публикации по теме:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Царственные молитвенники земли русской» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Царственные молитвенники земли русской" Пояснительная записка. Цель: приобщение.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на сентябрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на октябрь для детей старшего возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель:Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия ко Дню Земли для детей старшего дошкольного возрастаСценарий познавательно-развлекательного мероприятия ко Дню Земли для детей старшего дошкольного возраста Познавательно- развлекательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста ко дню Земли Накануне обвести ладошки детей на зеленой.

Познавательное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Поэт земли Хакасской» Познавательное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Поэт земли Хакасской» Звучит хакасская музыка. Открывается занавес.

Проект по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста «День Земли» Содержание: • Информационная карта проекта. • Цели и задачи проекта. • Этапы реализации проекта. • Механизмы реализации проекта. • Приложение.

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День рождения Земли» Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День рождения Земли» Цель: формировать экологическое сознание и чувство уважения к.

Сценарий музыкального досуга для детей старшего дошкольного возраста «День Земли» Дети заходят в зал и садятся на стульчики. Ведущий: здравствуйте ребята! Посмотрите, как украшен наш зал, как вы думаете, какой сегодня.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «День Земли» Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа №851» (ГБОУ Школа №851,.

Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста «22 апреля — Международный День Земли» Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, об обитателях планеты Земля в форме проведения экологической викторины. Познакомить с важным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Кладовая Донской земли» по ознакомлению детей старшего возраста с полезными ископаемыми
Опубликовано: 17 ноября 2019 в 16:53
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД