Лучший педагог года

НОД «Лапти, да лапти мои!»

Наталья Исакова
НОД «Лапти, да лапти мои!»

Тема: «Лапти, да лапти мои.

Программное содержание:

Закреплять правильное произношение согласного звука (л,

Учить детей интонационно выделять этот звук в слогах, словах, фразах

Развивать фонематическое восприятие при работе слух: различать на слух и называть слова, начинающиеся на звук (л)

Упражнять детей в образовании существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Продолжать знакомить детей с бытом русского народа и с таким видом обуви как лапти.

Публикация «НОД „Лапти, да лапти мои!“» размещена в разделах

Поощрять внимание детей к известным словам (здравствуйте) и желание узнавать, что они обозначают.

Развивать мелкую моторику рук в пальчиковой игре, отрабатывая статические и динамические движения.

Совершенствовать интонационную выразительность речи, упражняя в выразительном чтении стихотворных строк.

Развивать речевое дыхание через игру на поддувание.

Развивать память и внимание.

Поощрять умение детей оценивать свои поступки, сравнивая их с поступками персонажей литературных героев, воспитывая сочувствие, доброту.

Воспитывать интерес к русской народной культуре: развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения.

Методические приё мы: приветствие гостей, сюрпризный момент «Солнышко»; чтение потешки-заклички «Солнышко-», игровое упражнение «Здравствуйте», рассказ воспитателя о лаптях, чтение чистоговорки. потешки; динамическая пауза «Лапти»; чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»; вопросы к детям- репродуктивные и поисковые; игра на поддувание «Веселые пузыри»

Словарная работа:

Обогащение словаря: Слова- лапти, лапоточки, лапотки, лаптишки, лапатушки).; горница

Объяснение значения слова «здравствуйте»

Обобщающее понятие- обувь

Активизация: Слова-антонимы: добрый- злой

Индивидуальная работа: Отрабатывать четкое произношение звука (л) с Ромой К., Полиной П. умение пользоваться умеренным темпом речи с Парамоном, Ярославом ; упражнять в выразительном чтении потешки Дарину, Соню, Артема

Создать ситуацию успеха на занятии Дашу, Диму

Предварительная работа. Чтение произведений о быте и костюме русского народа Разучивание потешки «Солнышко», рассматривание иллюстраций и слайд –шоу об истории и жизни русского народа.

Материал: Солнышко, лапти, сундучок, аудиозапись русской народной мелодии, дудочка с мыльными пузырями.

Ход занятия:

(Дети под русскую народную музыку заходят в группы)

В - Здравствуйте, гости дорогие!

-Здравствуйте, детушки, милые!

-Дай Бог тому, кто к нашему дому!

-Дорогим гостям, милым детушкам!

-Наделил бы вас Господь, ( вместе с детьми:)

-И житьём, и бытьём, и здравием (дети делают поклон)

В - А чтобы всем тепло и светло было позовём к нам солнышко?

(дети читают потешку- закличку)

«Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко!

Солнышко, батюшка, нарядись!

Доброе, покажись!

Ждут тебя детки, ждут малолетки!»

В - Вот и солнышко встало, лучиками засеяло!

- Милости прошу, детки, в горницу заходите, присаживаетесь на скамеечки!

- А я погляжу, какие у нас мальчики заботливые, как они девочек удобно посадят.

- И на девочек полюбуюсь, какие они ласковые, как мальчикам «спасибо» скажут.

В - Ну вот как славно все разместились!

- Ребята, каким словом я вас сейчас приветствовала?

Дети: словом «здравствуйте!»

- И вы мне тоже сказали: «здравствуйте!»

- Каждый день говорят люди друг другу это слово. Что же это за слово такое? Что оно означает, как вы думаете? (ответы детей).

В - Слово «здравствуйте»- означает «здравие», «здоровье.»

Значит, мы желаем человеку здоровья; желаем ему не болеть!

- Это пожелание доброе или злое? (ответы детей)

В – Это пожелание доброе и поэтому говорить его надо ласково, с улыбкой, глядя в лицо тому, с кем здороваешься.

В – Поздоровайтесь ласково друг с другом!

В – Вы такие все сегодня нарядные!

- А в какой обуви вы пришли ко мне? (ответы детей).

- А как одним словом можно назвать босоножки, туфли…. (обувь)

- А в старые времена на Руси не было ни сандалий, ни туфель, носили люди другую обувь. Хотите узнать какую? Тогда отгадайте загадку:

«У любого ты спроси: что носили на Руси?

Из коры плели калошки, обували их на ножки».

В – Отгадка- то спряталась в моём сундучке (показываю лапти).

- Что это, ребята? (лапти).

- Правильно, это лапти! Лапти - это плетёная обувь. Их плели из лыка липы.

У липы под корой есть лыко, его отрывали длинными полосками и плели лапти. Очень люди любили лапти и называли их ласково: «лапотульки».

- повторите за мной (лапотульки).

- А как ещё можно ласково назвать лапти? (лапоточки, лапотки, лаптишки, лапатушки).

-Какие вы молодцы, сколько ласковых слов про лапти сказали! И немного устали, на ножки все встали, ручками поиграем, сплетём лапоточки.

«С липы лыко надерём, лапоточки всем сплетё м:

Маше, Даше, Саше, Свете, Пете- в лапоточках ходят дети».

В – Присаживаетесь, мои милые, на скамеечки.

- Ребята, послушайте, как я произнесу слово «л-лапти».

_ Какой звук вы услышали в начале слова? (спросить 2-3 ребёнка).

В- Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук «л».

- Посмотрите все на меня!

- Чтобы правильно произнести звук «л» губы надо растянуть в улыбке; рот приоткрыть; зубы разжаты, между ними небольшая щель, кончик языка выглядывает в эту щель (произношу звук «л»).

В –Давайте все вместе правильно произнесём звук ««л», губы растянем в улыбке,рот приоткрыт (дети проговаривают звук «л»).

(Индивидуальное произношение звука, 3-5 человек)

В- Я говорю чистоговорку, а вы внимательно послушайте!

«ЛО-ЛО-ЛО-стало в горнице светло!

В – Повторите чистоговорку хором!

- А сейчас девочки произнесут громко чистоговорку.

- А мальчики скажу тихо чистоговорку.

- ЛУ-ЛУ-ЛУ – стол стоит в углу!

- Егор, повтори чистоговорку. (повтор. 2 ребёнка)

В – У меня для вас есть такая интересная русская народная потешка. В в разных словах спрятался звук «л». Я буду её читать медленно, а вы постарайтесь услышать слова, в которых спрятался звук «л».

«Павка на лавке плетёт лапти Клавке,

Не годятся лапти Клавке на ножки,

А годятся лапти на лапки кошке».

В – Назовите слова, в которых спрятался звук «л»? (лапти, лавка).

- Настя, произнеси слово так, чтобы все услышали звук «л» (л-лапти).

-Молодцы, нашли все слова! Лапти то наши устали лежать, хотят с вами поиграть.

Динамическая пауза «Передай лапоть» .

В –А во многих русских народных сказках одним из героев был лапоть. Сейчас такую сказку я вам прочитаю. Присаживаетесь поудобнее на скамеечки, ножки поставили ровно, спинки выпрямили.

В – Сказка называется: «Пузырь, соломенка и лапоть». Читаю сказку.

- Как называется сказка?

_ В каких словах встретился в сказке звук «Л»?

- Как вы думаете, почему соломинка переломилась? Ответы детей.

- Правильно, соломинка была тонкая, ломкая, хрупкая, слабая, непрочная, гибкая…

_ Чему учит нас эта сказка? Ответы детей.

В – А ещё сказка нас учит тому, прежде, чем что то сделать, подумай, чтобы не случилось ни какой беды!

- Есть такая поговорка: «Семь раз отмерь, а один отрежь».

Итог: С каким звуком мы познакомились? Где прятался звук «Л»?

-Что больше всего вам понравилось? Отметить каждого ребёнка.

- В сказке- то пузырь лопнул, а у меня для вас есть много разноцветных мыльных пузырей, встречайте! Не давайте им лопнуть, подуйте на них!

Публикации по теме:

Годовой план работы. Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте) Сентябрь 1. Путешествие в мир звуков. Пр. сод. Познакомить с понятием "звук", учить различать звуки (речевые, музыкальные, бытовые); развивать.

Перспективный план младшей группы «Развитие речи» 1 Знакомство с артикуляционным аппаратом. Познакомить с артикуляционным аппаратом (Ртом, верхней и нижней губой, верхними и нижними зубами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Лапти, да лапти мои!»
Опубликовано: 5 февраля 2015 в 05:56
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД