Ольга Чичерина
НОД «Что такое звук» с использованием детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия»
▼ Скачать + Заказать документы
Модуль «Звук»
Тема: Что такое звук.
Цель: познакомить детей с понятием звук.
Задачи:
- Дать понятие звук и слух, познакомить детей со строением органа слуха-уха, объяснить, почему мы слышим; показать громкость звука с помощью датчика «Божья коровка».
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Воспитывать самостоятельность, активность.
Оборудование:
Публикация «НОД „Что такое звук“ с использованием детской цифровой лаборатории „Наураша в стране Наурандия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наураша. Занятия с использованием цифровой лаборатории
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Цифровая лаборатория «Наураша» модуль «Звук», изображение внутреннего строения уха человека, магнитофон с записью музыки для физкультминутки, картинки с изображением кузнечика, носорога, крокодила, саранчи, аиста, воробья.
Ход занятия:
Ребята! Я рада снова приветствовать вас в нашей цифровой лаборатории.
Мы живем в удивительном мире звуков. Они окружают нас повсюду. Мы слышим шум ветра и шелест листьев, журчание ручья и грохот грома, звук музыкального инструмента, пение соловья и стрекотание кузнечика, скрип двери и шум моторов.
Что такое звук? Как он возникает? Чем один звук отличается от других?
Почему мы слышим звуки? На все эти и другие вопросы мы ответим с вами в процессе работы с новым модулем «Звук».
Беседа. В глубокой древности звук казался людям удивительным, таинственным порождением сверхъестественных сил. Они верили, что звуки могут укрощать диких животных, сдвигать скалы и горы, преграждать путь воде, вызывать дождь, творить другие чудеса. В Древнем Египте, заметив удивительное воздействие музыки на человека, ни один праздник не обходился без ритуальных песнопений. Древние индийцы раньше других овладели высокой музыкальной культурой. Они разработали и широко использовали нотную грамоту задолго до того, как она появилась в Европе. Понять и изучить звук люди стремились с незапамятных времен.
- Ребята, а как вы считаете, что такое звук? (ответы детей)
- Давайте, зададим этот же вопрос нашему юному ученому, мальчику Наураше… (НАУРАША)
- Итак, ребята, в результате движения ветра, предметов сталкиваются мельчайшие частички воздуха и создают определенные звуки, которые мы слышим.
- А что нам помогает услышать звук? Чем мы слышим? (у нас есть уши, ими мы слышим звуки). Только у человека есть уши? (нет, уши есть у животных и птиц)
- У животных, птиц и у человека одинаковые уши? (нет, разные)
- А как вы думаете, если у всех разные уши, слышим мы одинаково или по-разному? (ответы детей)
Изучение строения уха человека.
- Природа, наделяя живые существа слухом, проявила немалую изобретательность. Органы, воспринимающие звук, расположены у них в разных местах: у кузнечика и сверчка, к примеру, на голенях передних ножек,
у комаров - на усиках-антеннах.
У одних животных органы слуха – это складки кожи, прикрывающими слуховой проход: крокодилу такие складки помогают во время погружения под воду ;
у птиц - аиста, утки, воробья аналогичную защитную роль выполняет тонкая пленка. Ушная раковина - чаще ее называют попросту ухом - у многих животных весьма подвижна. Собака прислушивается, «играя ушами» - поднимая, опуская или отводя их в стороны. Лошадь и еж, олень и заяц шевелят ушами, определяя направление звука. У африканского носорога - воронкообразные уши, они могут действовать независимо друг от друга: стараясь распознать шорохи спереди и сзади.
- У человека уши расположены по бокам головы. Посмотрите, ребята, на картинку. Ухо человека очень сложно устроено.
Давайте рассмотрим, из чего же состоит наш орган слуха и как происходит его работа. Слуховой анализатор имеет 3 части:
Наружное ухо-ушная раковина и также барабанная перепонка, которая служит для изоляции внутреннего конца слухового провода от окружающей среды.
Среднее ухо. Внутри среднего уха расположены три маленькие слуховые косточки: наковальня, молоточек и стремя. Молоточек при помощи одного конца соединяется со стременем, а оно уже с литкой во внутреннем ухе. Под действием звуков барабанная перепонка находится в постоянном движении, а слуховые косточки уже дальше передают её колебания внутрь.
Внутреннее ухо. Здесь расположен орган - улитка. Такое название она получила из-за своей спиральной формы. Затем по слуховому нерву звук передается в мозг.
- А сейчас мы с вами «порадуем» наш слуховой анализатор музыкальными звуками и отдохнем.
Физкультминутка.
Итак, ребята, мы узнали, что звук-это колебания мельчайших частиц воздуха. Чтобы мы могли слышать и различать звуки, нам нужны чудесные «приборы» - уши. Внутри наше ухо очень сложное. Оно боится шума, резких, громких звуков. Уши надо беречь.
Практическая часть.
- А сейчас, давайте вернемся к Наураше и посмотрим, как можно увидеть звук. В нашей цифровой лаборатории по изучению звука также есть датчик «божья коровка», который улавливает звуки и передает их на экран монитора (показ на компьютере). Если датчик не улавливает никаких шумов и звуков, то на экране мы видим тонкую полоску, похожую на ниточку. Если датчик улавливает звуки – ровная полоска превращается в кривую линию разной высоты и толщину в зависимости от характера улавливаемых звуков. Сейчас мы с вами это проверим.
Опыт 1. Создать тишину по заданию мальчика Наураши. (проанализировать изображение на экране компьютера).
Опыт 2. Исследовать голос воспитателя. (проанализировать изображение на экране)
Опыт 3. Исследовать голос ребенка. (проанализировать изображение на экране)
Опыт 4. Игра на ксилофоне. (проанализировать изображение на экране)
Итог.
- Ребята, с каким модулем на с вами начали работать в нашей цифровой лаборатории? (модуль «Звук»)
- Что такое – звук? (Колебания мельчайших частиц воздуха. Эти колебания похожи на волны)
- Почему мы слышим? (У нас есть уши)
- Расскажите как устроено ухо? (дети по картинке называют части строения уха человека)
- Как мы можем увидеть звук в нашей лаборатории? (если звуков нет-на экране тонкая ровная полоска, если звуки есть – линия становится кривой и толстой)
- Молодцы, ребята! Спасибо вам за занятие! До новых встреч в нашей лаборатории.