НОД на тему «Казачий курень» для детей разновозрастной группы по познавательному развитию.

Наталия Шиневская
НОД на тему «Казачий курень» для детей разновозрастной группы по познавательному развитию.

НОД НА ТЕМУ «КАЗАЧИЙ КУРЕНЬ» для детей разновозрастной группы по познавательному развитию.

Приоритетная образовательная область-познавательная.

Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

ЦЕЛЬ: выявить знания детей о жилище донских казаков, развивать эстетические чувства, любознательность; воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам и любовь к родному краю.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: курень, низы, верхи, балясы, узвар, прялка, чугунок.

Методические приемы: показ, объяснение, рассматривание музейных экспонатов, беседа.

МАТЕРИАЛ: изображение казачьего куреня, атрибуты для игр, костюмы для театрализации, казачья комната.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Воспитатель. Дети, к нам сегодня пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети. «Здравствуйте!»

Воспитатель. А как казаки отвечали на приветствие «Здорово дневали, казачата

Дети. «Слава Богу».

Воспитатель. «Мой дом- моя крепость». Как вы понимаете эту пословицу?

Дети. Дом- это защита, там тепло, уютно, там живут родные люди.

Воспитатель. Что для вас значит ваш дом?

Дети. Это место, где живут мои родители. Дома мне хорошо, светло, уютно. Дома у меня любимые игрушки, книги, вещи.

Воспитатель. А какие пословицы о доме вы знаете?

Дети. «Дома и солома съедома».

«Дома и стены помогают».

«Дома как хочу, а в людях как велят»

Воспитатель. Дом там, где мы живем. А мы с вами живем на Донской земле. Наша Родина- это Донской край, где живут казаки. А что вы знаете о Донском крае?

Дети читают стихи о Донском крае.

Воспитатель. Кто знает, как называется казачий дом?

Дети. Курень.

Воспитатель. А что означает это слово- «курень»?

Дети. «Курень» по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу.

Воспитатель. Какие дома были у казаков в старину?

Дети. В давние времена казаки строили землянки: рыли яму, сверху накрывали её ветками и засыпали землёй.

Воспитатель. А потом какие стали строить дома?

Дети. Потом дома стали строить из дерева и камня, двухэтажные: первый этаж – полуподвальное помещение (низы, а второй верхи.

Воспитатель. А какие окна у куреня?

Дети. Они закрывались ставнями-деревянными дверцами. У дома ещё были балясы. Балясы-это деревянные мостки вокруг дома. По ним можно подойти к окнам, чтобы закрыть или открыть ставни.

Рассматривание изображения куреня.

Воспитатель. Покажите низы, верхи, ставни, балясы.

Игра «Построй курень».

Воспитатель. Вы умеете строить курень, молодцы! А вы бы хотели увидеть, как жили казачьи семьи? Давайте зайдём с вами в курень.

Театрализованное представление «Приглашение в курень».

Воспитатель. Казачки любили и умели готовить. Они были хорошими хозяйками. Казачки были очень гостеприимны и набожны. В каждом курене всегда в углу висела икона. Казаки по воскресеньям и праздникам ходили в церковь. На праздник казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимые блюда казаков? Давайте их вспомним.

Дети. Лапша, борщ, уха, студень, узвар-компот из сухофруктов.

Воспитатель. А за каким столом ели казаки?

Дети. За деревянным столом, у которого стояли лавки.

Воспитатель. В чём готовили казаки?

Дети. В печи. Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова.

Воспитатель. Какая была посуда у казаков?

Дети. Готовили казачки в чугунках. Посуда была из глины, а ложки деревянные. Вся семья ела из одной посудины. Начинали есть по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу.

Воспитатель на Дону было развито гончарное дело. Из глины делали чашки, миски, кувшины и расписывали их цветами. Вот из таких глиняных чашек пили чай (показ посуды). Какой чай любили пить казаки?

Дети. Чай казаки любили пить из разных трав, предпочитали мяту.

Воспитатель. В каждом огороде росла мята. Давайте сейчас заварим «казачий» чай. Вот мята я кладу её в чайник и заливаю кипятком. Настой через пять минут будет готов, а мы пока продолжим беседу. Скажите что считалось главным украшением у казаков?

Дети. Главным украшением считалось оружие: сабли, копья, кинжалы.

Воспитатель. А на чём казаки спали?

Дети. На топчанах или лавках, кровати появились гораздо позже.

Воспитатель. Кровать стала украшением куреня. Чем её застилали?

Дети. Вязаными покрывалами. Пуховое одеяло шила сама казачка, а верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати обычно возвышалась гора подушек под накидками.

Воспитатель. Где казаки хранили одежду?

Дети. Одежду хранили в сундуках.

Воспитатель. До появления утюгов одежду гладили при помощи валика и рубила (доска с зубцами): наматывали на валик и по ней прокатывали рубилом. А что было в каждом доме у казачки?

Дети. В каждом доме была прялка, чтобы прясть шерсть и вязать из неё одежду.

Воспитатель. А что было на дворе?

Дети. Бас, где жила скотина. И ещё огород.

Воспитатель. Каждый казак строил свой дом там, где хотел. В результате станица состояла из множества домов, рассеянных по берегу реки. Улицы, улочки, тупики-всё перемешалось.

Давайте посмотрим, заварился ли чай. Да он готов! Разольём его по чашкам и попробуем. Казачка испекла нам каравай и хочет нас угостить (казачка вносит каравай). Давайте вспомним пословицы о хлебе.

Дети. «За обедом хлеб всему голова».

«Без труда хлеб не родится никогда».

«Невелик кусок пирога, а стоит много труда».

Дети. Радо солнцу небушко,

Помогло подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку,

Он на ней как солнышко.

Воспитатель. Вот мы и побывали в гостях у казаков! Давайте подведём итог: чем же отличается наше современное жилище от куреня казаков?

Дети. Сейчас строят дома многоэтажные и многоквартирные. В квартирах много электроприборов, а раньше их не было. У нас есть электричество, а у казаков были свечи.

Воспитатель. Верно, молодцы! Знаете ребята, я очень рада тому, что сейчас возрождаются станицы с казачьими обычаями и традициями давайте и мы будем с вами соблюдать казачьи традиции.

Публикации по теме:

Конспект НОД По познавательному развитию для детей средней группы «Казачий курень»Конспект НОД По познавательному развитию для детей средней группы «Казачий курень» Цель: формировать представление детей об истории и жизни казаков Задачи: продолжать закреплять знания детей о жилище казаков, предметах.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Что мы знаем о воде?» для детей второй младшей группы. Цель:Дополнять знания детей о воде, ее физических свойствах и роли в окружающей среде. Задачи: Образовательные: - формировать познавательную.

Конспект образовательного мероприятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группы на тему «Транспорт» Цель: развитие конструкторских способностей детей. Задачи: Образовательные: Расширять, уточнять и закреплять знания детей о городском транспорте.

Конспект ООД по познавательному развитию в младшей разновозрастной группе Цель: Сформировать чувство любви к своей малой Родине. Задачи: 1. Дать представления о том, что для каждого человека малая Родина- это.

Конспект организации НОД по познавательному развитию с детьми средней группы «Виртуальная прогулка по городу» Цель: закрепить и расширить знания детей о родном городе; воспитывать у детей нравственно — патриотические чувства, любовь к малой Родине.

Конспект занятия по конструированию в старшей группе «Казачий курень» Конспект занятия по конструированию из природного материала в старшей группе на тему : «Казачий курень» (коллективная работа) Разработала.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей первой младшей группы на тему «Космос» Цель: Сформировать начальные представления о Космосе, космонавте. Задачи: Познакомить детей с понятием космос и космонавт, скафандр; Развивать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Казачий костюм» Цель. Расширять представления о казачьей одежде, её назначении. Вызывать желания следовать старинным народным традициям. Материал. Куклы.

НОД по познавательному развитию детей, ознакомление с Малой Родиной «Кубанский край-казачий край» Конспект открытого занятия «Кубанский край – казачий край». Образовательная область «Познавательное развитие» для детей старшей группы.

Занятие по познавательному развитию на тему: «Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы». Конспект занятия в первой младшей группе по познавательному развитию на тему: «Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме,.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
НОД на тему «Казачий курень» для детей разновозрастной группы по познавательному развитию.
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 22:02
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя»
Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического...
Мастер-класс по изготовлению поделки для участка из мешков из-под сахара «Собака»
Каждый год как только приближается зима возникает вопрос как украсить участок своей группы. Снег выпадает всегда в разное время. Даже если с наступлением...
Фотоотчёт по занятию нетрадиционным рисованием в первой младшей группе «Зимующие птицы»
Моей задачей было показать детям возможность получения изображения птиц с помощью отпечатков ладошек, вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ...
Сценарий новогоднего развлечения для подготовительной группы «Новогоднее путешествие...
Звучит музыка «Замела метелица город мой» Гул самолета Голос диспетчера:Внимание пассажиров рейса №2019 авиакомпании Детский сад №3 аэро просим пройти...
Аппликация «Снеговик»
Любой вид творческой деятельности развивает у ребёнка фантазию, восприятие цветов, текстур и форм, способствует формированию пространственного и образного...