Чернышова Наталья Анатольевна
Конспект НОД «Путешествие по зимнему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД на тему : «Путешествие по зимнему лесу».
Задачи : Продолжать знакомить детей с лесом, с жизнью лесных растений и животных зимой. Знакомить детей с повадками и особенностями жизни диких животных.
Развивать умение поддерживать игровую воображаемую ситуацию, развивать любознательность, воображение – доброжелательное отношение к живым существам;
- воспитывать любовь к природе, интерес к животным, закрепить правила поведения в лесу.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по зимнему лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
Предварительная работа : оформление в группе альбома «Дикие животные», рассматривание следов диких животных, беседа о повадках животных зимой, проведение дидактической игры: «Кто где живет?», чтение рассказов о животных,рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем, зимующими птицами и животными наших лесов.
Организация и материал.
Занятие проводится в виде игры-путешествия по сказочному зимнему лесу.
В помещении устанавливаются декорации леса. Персонаж – Красная Шапочка (кукла, одетая по -зимнему, с корзинкой в руке.
Ход :
В группу воспитатель вносит куклу – Красную Шапочку. Обращает внимание детей на то, как она одета (тёплое пальто, тёплые штаны, поверх тонкой красной шапочки – одета тёплая шерстяная.
Кукла сообщает, что она никогда раньше не ходила к бабушке через зимний лес,только слышала, что зимой в лесу очень холодно, никого нет, все спят.
Воспитатель:
-Красная Шапочка, хорошо, что ты пришла! У нас на сегодня намечено путешествие по сказочному зимнему лесу. Интересно, а что же происходит зимой в лесу? Хотите отправиться в путешествие в зимний лес?
Ответы детей :хотим).
- Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?
-Дети :не шуметь
-не ломать ветки
-не разжигать костёр
-не мусорить.
-Правильно!
-Я предлагает поиграть в игру «Если я приду в лесок». Воспитатель говорит свои действия, а дети отвечают, если буду поступать хорошо, говорим «это очень хорошо», если плохо, то все вместе кричим «это очень плохо»!
- Красная Шапочка,пойдём с нами, я расскажу о том, что происходит в лесу зимой.
Воспитатель предлагает детям убрать игрушки и «одеться» потеплее (сначала воспитатель изображает, как одевает пальто, шапку, сапоги), потом наблюдает как одеваются дети. Создаёт игровую воображаемую ситуацию. Спрашивает детей :
- Вы готовы? (Ответы детей).
- Теперь мы можем идти в лес.
Затем с куклой в руках ведёт детей в «лес».
Имитационное упражнение «Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам
По сугробам крутолобым
Поднимай повыше ногу
Проложи другим дорогу
Очень долго мы шагали
И в лесу мы оказались.
На «опушке» останавливает всех и просит рассмотреть «поляну». Говорит : -- Сейчас зима. И в настоящем лесу, и в твоём сказочном лесу, Красная Шапочка, очень холодно. Все деревья, земля, кусты – покрыты снегом. Его много, идти по заснеженному лесу трудно – ноги проваливаются в глубокий снег. На деревьях листьев нет. Осенью (вы помните) они опали и зимой появиться не могут: холодно, мало света,очень рано темнеет, нет воды – один снег кругом. Но есть дерево, которое остаётся зелёным и зимой. Предлагает отгадать загадки :
1. Зимой и летом одним цветом.
2. Что же это за девица? Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.
3. Кого раз в году наряжают? (Дети отгадывают загадки.)
Далее идём по «краю полянки»
- А как же дикие животные живут в зимнее время? Хотите посмотреть, где и как зимуют животные в лесу?
Ответ детей : «Хотим».
- Сначала отгадайте загадку :
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от холода – кора.
Дети отгадывают загадку (заяц, находят нужное животное на картине.
-Да, это заяц-беляк. Он зимой не спит. Голодно ему. Почему?
Ответы детей.
- Приходиться ветки с кустов и кору с деревьев глодать. Не очень это вкусно, но что поделаешь? И норы у него нет, спит в снегу под кустом или под ёлкой. Страшно зайцу. Он всё время прислушивается,уши в разные стороны поворачивает, ведь желающих поймать зайца зимой много: волки, лисы. Но его спасает шерсть. Почему? Как вы думаете?
Ответы детей : она белая, как снег.
- Притаится он под ёлкой в снегу – его не видно. А ещё она густая – ему не холодно. Так и живёт всю зиму» .
(Выслушиваю дополнения желающих детей).
Затем с детьми подходит к картинам, на которых изображены волки, белки, лисы. Загадывает загадку :
-Всех зверей она хитрей,
шубка рыжая на ней,
пышный хвост её краса
а зовут её….(Лиса).
Рассматривают картину и спрашивает :
-А лиса какая?
. Ответы детей :(рыжая, хитрая, пушистая)
-А давайте с вами превратимся в лисичек, и покажем, как они виляют своим хвостиком. (имитация движений лисы).
-Молодцы!
Воспитатель загадывает ещё одну загадку :
- Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Ответы детей : волк.
Рассказывает, привлекая к диалогу детей об этих животных. Отмечают их окрас шерсти (волк серый, а лиса –рыжая, зайцу их видно издалека, способы передвижения, питание.
В заключении обращает внимание детей на большой бугор, из которого идёт пар (картина «медвежья берлога») .Это есть берлога, в которой зимой спит бурый медведь. Обращается к детям и кукле, рассказывает как медведь устраивает берлогу :
-В чаще, в густом лесу, под вывороченным пнём или упавшим деревом. А бугор получается потому, что снег укрывает зимнюю «квартиру» медведя толстым слоем. Всю зиму медведь из берлоги не выходит, спит и ничего не ест.
Во время «прогулки» по лесу не забывает поддерживать воображаемую ситуацию, сама совершает и предлагает детям исполнять игровые действия: поднимать высоко ноги (снег глубокий, натянуть шапку на уши, поднять воротники, потереть руки (холодно,отодвинуть ветки. Время от времени предлагает идти тихо, чтобы не спугнуть зайца или белку, держаться подальше от волков. Не забывает поддерживать диалог с Красной Шапочкой. Обращается к Красной Шапочке :
- Ты сказала, что все звери зимой в берлогах спят. Нет, только медведь спит в берлоге, да ещё ёж отсыпается под кустом. Его зимой не увидишь. Красная Шапочка, ты правильно делаешь, что зимой не ходишь к бабушке через лес. Летом волки поодиночке разгуливают, к тому же они летом не такие голодные, а вот зимой волки сбиваются в стаи. Есть им нечего, вот они и нападают на всех, кого встретят в лесу.
- Ребята, а кто щёлкает орешки мелко,
Ну, конечно, это….
Ответы детей : Белка.
-Что она искала в шишках?
Ответы детей : Семена.
Воспитатель показывает изображение белки)
-. Как называется жилище белок?
Ответы детей :дупло.
-В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Лазит быстро по деревьям. - Красная Шапочка, а ты знаешь, почему белка зимой меняет цвет рыжей шубки на серый? (рассматривают белку на картине).
Ответ : Среди деревьев её меньше заметно.
-Ребята, уже темнеет и нам пора возвращаться в детский сад.
Рефлексия: В группе воспитатель спрашивает :
-В каком лесу дети побывали,
-Кого видели?
-Что нового узнали?
Спрашивает у Красной Шапочки зачем она взяла с собой корзинку? Оказывается, она хотела собирать ягоды и грибы. Дети напоминают кукле, что зимой в лесу ничего не растёт.
Воспитатель напоминает детям, что они сегодня побывали в сказочном лесу, а настоящий лес находится за городом, до него надо ехать на транспорте.