Лучший педагог года

НОД «В горнице моей светло» в подготовительной группе

Буслаева Юлия Михайловна
НОД «В горнице моей светло» в подготовительной группе

НОД на тему «В горнице моей светло» в подготовительной группе

Ход НОД:

Детей встречает Хозяйка.

Хозяйка:

Здравствуйте,

Гости званные и желанные!

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Права рука - левое сердце! (Кланяется гостям)

(дети здороваются)

Гости на пороге – хозяйке радость!

Для вас у меня место готово -

Красному гостю – красное место!

(Дети присаживаются на лавочку.)

Публикация «НОД „В горнице моей светло“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Хозяюшка: Я вас ждала к себе в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила. Ведь Своя-то избушка, как милая подружка. А и по что так в старину говаривали? Потому что, дом для любого человека, это первооснова, это то, с чего он начинает жизненный путь, где он приобретает Мать и Отца, теплоту, заботу и нежность. Мудро и просто устроена русская изба. И называлась изба - сруб. Как вы думаете, почему?

Дети высказывают свои предположения. (потому что их рубили топорами)

Складывали плотники брёвна с большим умением так, что они плотно держались между собой без гвоздей. А для теплоты обивали мхом. Существовал обычай под углы дома класть деньги (для богатства, шерсть (для тепла) и ладан (для святости).

(Хозяйка выставляет поочерёдно макет из частей дома).

Хозяйка: Чем покрывали крышу у избы? (соломой).

(Накрывают крышу)

Хозяйка: Вот мы построили дом!

А без чего нельзя обойтись в доме? Верно, без окон! Окна называли «глазами дома». Почему, как вы думаете? (окно от слова "око, очи"- глаза дома)

Мало построить дом прочным и удобным. Хочется, чтобы он был ещё и красивым. Для этого его украшали резными досками с орнаментом.

(Крепит окна и конёк).

Эти украшения считались ещё и оберегами. (Защищали от молнии, нечистой силы и т. д.) На крыше дома плотник крепил (рубил) голову лошади – «конёк дома» (оберег, который защищал домочадцев от нечистой силы). В старину говорили: «Конь на крыше - в избе тише».

Хозяйка: Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло и, войдя в избу, гость низко наклонял голову, как бы кланяясь хозяевам.

(Дети с Хозяйкой любуются на получившийся макет).

Хозяйка: В горнице моей вы частые гости. А может быть помнит из вас кто, что в горнице самое главное?

Ребё нок 1: Главный в горнице — "Красный угол"- самое чистое, светлое и нарядное место во всём доме. Здесь на особой полочке - "божнице" - (где иконы стоят) - у верующих людей всегда стояли домашние святыни - иконы. Их называли образами. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на иконы, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришёл в дом с добром. Его приглашали "откушать хлеба - соли" и сажали за стол на самое почётное место у икон, рядом с хозяевами. "Доброму гостю - особая честь".

Хозяйка: По русскому обычаю стол должен стоять в "Красном углу". Издавна стол считали "Божьей ладонью", "Милости просим к столу - отведать, что Бог послал".

На стол нельзя было садиться, стучать по нему кулаком. Когда вся семья собиралась за столом, все сидели чинно (прилично, спокойно, ели не торопясь. А если ребёнок вёл себя чересчур шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу.

(Хозяйка показывает и рассказывает)

Ребё нок 2: А вот посмотрите - супротив стола стоит Арина, долгий рот свой разиня. Зимой она все ест да кричит, зато летом голодная спит! Что же это отгадайте? (печь). Ну, конечно же, наша печь-толстушка.

Хозяйка: Как вы думаете, ребятушки, для чего нужна печка-матушка?

Дети высказывают свои предположения, Хозяйка добавляет их ответы.

Ребё нок 3: В печке готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла. В народе говорили: «Печь - греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу!»

Хозяйка: А не пора ли нам, детушки, печку затопить?

ПРОВОДИТСЯ ИГРА "ЗАТОПИ ПЕЧКУ"

Хозяйка: Гляжу я на вас, да любуюсь. Очень уж вы сноровистые. А вот какие присказки да поговорки вы знаете о русской печке?

Дети: «Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони»;

«Добрая- то речь, коль в избе есть печь»;

«Печь нам мать родная»;

«На печи всё красно лето».

Хозяйка: Поглядите, ребятки, рядом с печкой стоит сват — злой да рогатый ухват! Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит.

Ребё нок 4: Ну, а тетка кочерга вдоль по улице пошла (машет рукой). А здесь их дочь лопатка — красавица Дунятка стоит, чугуны караулит.

Ребё нок 5: Впереди притаились, стоят две толстушки - деревянные брюшки, а зовут их ступки Марфушки да толкачи — Илюшки.

Хозяйка: А вот возле печки стоит деревянное корыто, от муки да капусты помыто. Гаврюшкой зовут его. С маслобойкой Дуняшкой стоят, о чем-то тихо говорят, чтобы пральник с доской стиральной их не услыхали.

Ребё нок 6: В уголке стоит братец-веник, озорной парнишка Сеня. Обегает он весь теремок и опять становится в уголок (грозит пальчиком). Он такой непослушный проказник, что все время стоит в углу.

Ребё нок 7: А вот ложка расписная - была у царя такая. Из нее ничего не прольется, щи из нее вкусней, да и каша добрей!

Хозяйка: А вот, посмотрите, коромысло на гвоздике повисло, а домовой мой за печкой наклоняется и с ним забавляется.

Да, да, да! В старину люди считали, что за печкой жил домовой. Это маленький лохматый мужичок. Мало кто его видел. Днём он спит. А по ночам может и пошалить. Если ему нравится в доме, то он служит верой и правдой хозяевам. Ну а если ему что-то не нравится, то он проказничает. То в трубу завывает, то ногами топает, то дверями хлопает.

В старину домочадцы задабривали домового – оставляли на столе или на загнетке печи горшок с кашей и обращались к нему с просьбами и пожеланиями.

Хозяйка ставит горшок с кашей на печь. Дети проговаривают слова:

- Хозяин-батюшка, побереги скотину.

- Дедушка-соседушка! Кушай кашу, да избу храни нашу!

- Хозяин-батюшка, прими нашу кашу, и ешь пирога, да наш дом береги!

Слышится довольное «чавканье»

Хозяйка: Домовой, выходи! На ребят погляди!

Мы тебя повеселим, позабавим, рассмешим!

Домовой: Неее…Я вас боюсь!

Хозяйка: да ты не бойся, ребята к нам в горницу добрые да славные пожаловали!

Домовой: Вы меня не поколотите? Не жваркните?

Дети: Нет!

Домовой: Не отлупите? Не отдубасите?

Дети: Нет!

Домовой: И дряпать тоже не будете?

Хозяйка: Да нет же!

Домовой выходит. Оглядываясь с осторожностью по сторонам…

Домовой: Охти мне, батюшки, охти мне, матушки! Гостей-то сколько пожаловало! Друзья или знакомые? А незнакомые – долго ли познакомиться! Ооох…а с некоторыми водиться – что в крапиву садиться! Ну, что ж, всё равно хорошо, что пришли! Будет что рассказать, будет что вспомнить!

ОООх….беда-беда огорчение! А чем же мы гостей угощать-то, Хозяюшка, будем? Не красна изба углами, а красна пирогами! Мало угощения – гости подерутся! Пеки, Хозяйка, пироги, да побольше, чтоб на всех хватило! А то скажут: ДОМ ХОРОШ, ДА ХОЗЯИН НЕ ГОЖ! А я пока развлекать гостей моих буду! Приглашаю детвору на веселую игру!

Русская народная игра «Домовой»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий «домовой» становится в центре круга, закрывает глаза. Играющие хором громко произносят:

«Дедушка домовой,

Мы хотим играть с тобой.

Выйди на минуточку -

Поиграем чуточку:

Раз, два, три – гори!»

После слова «Гори!» домовой с закрытыми глазами должен прикоснуться к играющим. При этом играющие стоят на месте. Домовой должен найти как можно больше играющих.

Домовой (обращается к Хозяйке) : Ой, что это за свалка?

Ребё нок 8: Да это же наша прялка! Зовут ее Настасьюшкой — рукодельницей. Она нитки прядет из шерсти животных, а из ниток вяжут кофточки, носки и варежки.

Хозяйка: Днём наша прялка спит, отдыхает, а как только вечер настаёт - при лучине прядёт, бабам работы придаёт.

Домовой: А вот утюг Павлуха не жалеет своего брюха, все-то гладит, гладит белье.

Хозяйка: Ребята, вот это - утюг с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг). Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье наши прабабушки! Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель). Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской — рубелем. Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок. И, как правило, располагался он на сундуке.

Домовой: Да вот же он - сундук, надулся как индюк. Там хранятся наряды всякие. Ой, кто же там плачет?

(Слышен детский плач.)

Хозяйка: По избе мы походили

И Лёшеньку разбудили.

Нам теперь бы помолчать,

И Лёшеньку покачать. (Качает и рассказывает)

Хозяйка: А знаете, ребята, что делали в старину, чтоб младенец рос и радовал родителей? В колыбельку, под подушку клали уголёк, монетку и зернышки. Монетку, чтоб был богат, зернышко, чтоб был сыт, уголек – чтоб дома у него было тепло и радостно. А ещё в колыбельку младенцам клали вот такую куколку, чтобы они крепко спали и не болели. Это кукла – Пеленашка. Она свёрнута в маленький кулёчек.

Хозяйка: Ребята, а хотите, я научу вас делать такую куколку, пока мой Лёшенька уснул?

Подходите вот сюда, к этому столу, я научу вас мастерить куклу – Пеленашку.

Ребята, для изготовления куклы мне понадобятся лоскутки и нитки.

Как вы думаете, почему здесь нет иголок и ножниц? (считалось, что кукла потеряет свою силу оберегать и защищать) Умнички!

Объяснение предстоящей работы:

1. Берём лоскут белой ткани. Скручиваем его вот так, трубочкой, получилась - скатка (показать).

2. Потом берём красную шерстяную ниточку и перевязываем скатку посередине, формируя куколке талию.

3. Теперь формируем голову. Красной ниточкой делим пополам верхнюю часть скатки. Что у нас получилось? (голова и туловище куклы)

4. Берём цветной лоскуток. Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подгибаем верхнюю часть - кромку лоскутка. Делаем складки с боков, концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле.

5. Чтобы нашей кукле было тепло, мы пеленаем её в красивое одеяло. Положите на него куколку посередине так, чтобы голова немного выступала над тканью. Правый конец ткани оберните вокруг куколки, вот так. Теперь оберните куколке ноги, левый конец одеяла снова оборачиваем вокруг куклы. Получился вот такой кулёчек.

6. Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось? У нас есть цветная ленточка, которой я завязываю одеяло куколке. Вы можете завязать так, как вам нравится, и можете помочь друг другу.

Вот, кукла – Пеленашка готова! Вам нравится?

Домовой (обращаясь к Хозяйке) : Вот, тетёха, недотёпа непонятливая! И в кого такая уродилась, Хозяюшка! Ты всё ребят работой занимаешь. Поди, им уже и скучно!

Дети: Скучен день до вечера, коли делать нечего!

Домовой: Да пироги то, небось, готовы уже! Чуешь, сладким духом потянуло! Ммм…Не просто так посреди горницы стол дубовый стоит, скатертью — самобранкой покрыт. А вокруг стоят лавки Ерошки — на четырех ножках.

Хозяйка: На столе живет толстячок — подбоченившись бочок. Он шипит и кипит, всем чай пить велит. Самовар — то Гошка всех к столу приглашает, пирогами угощает.

Домовой: Так вот и жили-не тужили в старину. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Бельё в речке стирали, на лугу сено сгребали. В будни работали-спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно.

Хозяйка: Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Мы тоже желаем вам добра и надеемся, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!

Дети угощаются пирогами.

Хозяйка и Домовой обращаются к гостям

Жива традиция.

Жива –

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

В нашей горнице - светёлке

Отдохнули вместе мы,

Поговорки вспомнив, игры,

Нашей русской старины.

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями.

Говоря: «До новых встреч»!

Публикации по теме:

Конспект досуга по ознакомлению детей с предметами декоративно-прикладного искусства «В русской горнице» в старшей группе Цель: • Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, хохломском. Познакомить детей с гжельской росписью, расширить знания.

Конспект НОД детей по познавательно-речевому развитию в средней группе «Белокурая берёза — символ Родины моей»Конспект НОД детей по познавательно-речевому развитию в средней группе «Белокурая берёза — символ Родины моей» Конспект НОД детей по познавательно–речевому развитию в средней группе «Белокурая берёза – символ Родины моей». Цель: Формирование целостной.

Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста 5–6 лет по аппликации «Члены моей семьи» Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста 5-6 лет по аппликации «Члены моей семьи». Цель: воспитание любви и уважения к родным.

Конспект интегрированной НОД в группе детей с Нода «Для моей мамулечки…» Конспект организации и проведения интегрированного НОД: в группе компенсирующей направленности. Тема: «Для моей мамулечки…» Цель: Способствовать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице» Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством.

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по местам моей малой Родины» Цели: формировать у детей представление об образе Родины. Задачи: воспитывать чувство патриотизма,любовь и привязанность к своей Родине,беречь.

Проект «Школа моей мечты» в подготовительной к школе группе Проектная работа с детьми подготовительной к школе группы «Школа моей мечты» Составитель: Богатрива А. В. воспитатель I квалиф. кат. д/с.

Конспект занятия «Традиции моей семьи» в подготовительной группе Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы.

Участие в муниципальной акции «Любовь в моей жизни, в моей семье, в моём роде»Участие в муниципальной акции «Любовь в моей жизни, в моей семье, в моём роде» ы с дочерью приняли участие в Муниципальной акции «Любовь в моей жизни, в моей семье, в моём роде» и заняли 1 место В нашей семье есть.

Конспект ООД «В казачьей горнице» Конспект ООД Тема: «В казачьей горнице» Цель: «Коррекционно-логопедическая: активизация словаря детей по теме: «Казачество, быт, семья.

Автор публикации:
НОД «В горнице моей светло» в подготовительной группе
Опубликовано: 14 декабря 2018 в 21:48
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД