Лучший педагог года

НОД «Вот они какие, камни!» для детей подготовительной группы (5 фото)

Юдина Елена Витальевна
НОД «Вот они какие, камни!» для детей подготовительной группы

Занятие проходит в двух группах детского сада.

В одной установлен экран, для просмотра слайдов и оформлена мини-лаборатория (белые халаты по количеству детей, пеналы с разными камнями, подносы, лупы и стаканы с водой).

В другой, подготовлены столы для художественного творчества (рисование)и столы с конвертами (в них карты Проппа) для самостоятельной деятельности (составление сказки).

Цель:

Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «НОД „Вот они какие, камни!“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

-поддерживать интерес к изучению камней.

-классифицировать их по разным признакам.

-мотивировать детей на поисковую и творческую деятельность.

Развивающие:

-развивать сенсорные ощущения;

-мелкую моторику,

-зрительное восприятие, воображение;

-расширять объём памяти.

-продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.

-развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

Воспитательные:

-воспитывать любознательность;

-познавательный интерес;

-усидчивость;

-интерес и способность работать в группе.

-проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Познавательные:

-учить использовать знаково-символические модели (работа с таблицей и картами Проппа).

-высказывать осознанно-речевое высказывание (выводы);

-анализировать-выделять существенные признаки объектов (анализ свойств камней).

Речевые:

-расширение объёма словаря;

-активизация словаря;

-совершенствование процесса поиска слов;

-упражнять в ответах на различные по сложности вопросы.

-новые слова: геологи, сказ, легенда, жанр.

Личностные:

-соблюдение правил пользования приборами (опыты с лупой, водой);

-учить выполнять задания по инструкции (заполнение таблиц; обследование камней).

-развивать желание интересоваться всем новым, неизвестным в окружающем мире.

Здоровьезберегающие:

-обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия;

-своевременная смена статического положения детей.

Приоритетная образовательная область:

«Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»;

«Социально-коммуникативное»;

«Художественное творчество»;

«Физическое развитие»;

«Музыкальное развитие»;

Виды деятельности:

-коммуникативная;

-познавательно-исследовательская;

-игровая;

-двигательная;

-продуктивная.

Методы и приё мы:

Словестные:

-вопросы;

-художественное слово;

-поощрение.

Наглядные:

-презентация («Вот они какие-камни)

-таблицы (по количеству детей).

-конверты с картами Проппа.

-посылка с письмом и сюрпризом.

Практические:

-физминутка: «Геологи».

-игра с камнями;

-исследование камней.

Продуктивная деятельность:

-экспериментирование: «Какие камни

-рисование: «Камни самоцветы (нетрадиционное «кляксография»).

Оборудование:

-посылка;

-халаты по количеству детей;

-оборудование для проведения исследовательской деятельности (пеналы с камнями-морские и речные, стаканы прозрачные с водой, подносы, лупы).

-материал для рисования (гуашь, кисти, зелёные листы для творчества).

-глобус.

Предварительная работа:

-знакомство с картами Проппа, самостоятельно составление по ним сказок;

-чтение и просмотр мультфильмов по сказкам Павла Бажова: «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», чтение сказки: «Морозко».

-беседы и знакомство с Уральскими горами.

-беседа о сказителе Павле Бажове.

НОД «Вот они какие, камни!» для детей подготовительной группы

Ход НОД.

Дети находятся в одной из групп.

Воспитатель:

Ребята, послушайте загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжёлый, большой-одному не поднять,

А может быть лёгким-в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети:

Камень!

Воспитатель:

Да, это разные камни! Сегодня мы будем говорить о камнях. Я думаю, что Вы узнаете кое-что интересное о них. Скажите, а где живут камни?

Дети:

В море, речке, в горах.

Воспитатель:

Больше всего камней –в горах! Ведь горы состоят из камней. А в группе мы можем увидеть где-то горы? ( подсказка: на карте, на глобусе, берёт глобус).

Давайте рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. ( уточнение воспитателем: коричневый-это горы, синий-моря, реки, зелёный-это леса, поля, жёлтый-это пустыни). Молодцы!

Кто нам покажет горы на глобусе?

(ребёнок показывает горы на глобусе)

Кто из Вас назовёт горы?

Дети:

Уральские, Кавказские.

Воспитатель:

Хорошо, а ещё есть Гималаи, Алтай, Альпы.

Ребята, горы всегда притягивали к себе людей своей величественной силой, своей необычной красотой, своими богатствами! А как называют профессию людей, которые исследуют горы?

Дети:

Геологи.

Воспитатель:

Геологи-это люди, которые извлекают богатства гор на поверхность. Все эти богатства лежат очень глубоко, в земной коре. Земная кора-это кладовая, где находятся минералы, камни, металлы. С давних времён люди верили, что камни обладают удивительными, волшебными свойствами. Одни из них обладают целительной силой и могут помочь при лечении некоторых болезней. Это камни-врачи, лекари (показываю на себе бусы из янтаря). Другие камни оберегают людей от беды, их называют камни-талисманы, камни-обереги, от слова «оберегать». Люди заметили ещё одно свойство камней. Пользу они приносят лишь чистым, добрым людям, которые способны понять природу. Камни, добытые нечестным путём, или, если они попали в руки к злому, жадному человеку, не приносят счастья. Вспомните сказку: «Морозко». Что обе девочки получили в подарок?

Дети:

Драгоценные камни.

Воспитатель:

Что случилось с драгоценными камнями дочки? (ответы детей).

(уточнение воспитателем после ответов детей : превратились в груду тряпья и воронов).

Почему? (ответы)

Что драгоценности принесли падчерице? (ответы)

(счастье)

Почему? (ответы)

Но не только геологов манят горы, но и поэтов, художников, музыкантов. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки. Давайте и мы с Вами посмотрим на горы, присаживайтесь.

(просмотр фото слайдов. Комментирую рассматривание)

Какая красота! Посмотрите какие бывают горы-большие и маленькие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами, горы, извергающие огонь и камни. (беседа с детьми) А вот и геологи! В горах, на горах. Как вы думаете, в горах осторожность нужна?

(ответы).

В горах нужно быть очень осторожными, не отлучаться от товарищей, подниматься и спускаться не торопясь!

А давайте и мы с вами станем геологами!

(дети встают в круг).

Мы геологами станем. Да? –да! (хлопок над головой)

Будут все гордиться нами. Да? –да! (хлопок над головой).

Что ждёт нас впереди? Высокая гора! (показ руками).

Бурная река! (показ руками).

Её не обойдёшь (топают ногами,

Её не проплывёшь (плывут,

Её не пролетишь (крылья,

Надо напрямик. (идут).

Всё мы сможем, всё сумеем,

И своей достигнем цели! Да?-да! (хлопок над головой).

Молодцы! Присаживайтесь к экрану. Продолжаем беседу.

Ребята, какой сказитель писал произведения о горах, и о каких горах?

(ответы. Павел Бажов. Об Уральских горах).

Мы с Вами познакомились со сказами известного сказителя Павла Бажова, который писал сказы об Уральских горах. Что же такое сказ? Это жанр литературного произведения, в котором и волшебство, и быль. Герои сказов-обыкновенные люди. В основе произведения-легенда. В содержании присутствует рассказчик. Мы с Вами познакомились со сказками: «Серебреное копытце», «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок». По легендам в горах есть своя хозяйка. Так вот она-перед Вами! (Слайд с фото).

Она живёт в горах, охраняет горы и бережёт богатства гор.

Я совсем забыла, сегодня пришла посылка к нам в детский сад, от Хозяйки медной горы. Посмотрим, что в ней! (открывает посылку)

Ребята, письмо! (читает).

Здравствуйте, дети! Я-Хозяйка медной горы. Прослышала я, что Вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Я живу среди гор, среди камней. Некоторые мои камни под силой ветра и дождя попадают в реки и моря. А вот сможете ли Вы, назвать мне самое главное свойство камней? Если Вы, правильно назовёте это свойство, я вам покажу, где его люди используют. Это пригодится Вам в вашей будущей взрослой жизни. И Вы научитесь правильно использовать мои богатства! А фотографии в посылке!

Ну, что ребята, вы готовы?

Я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию! Вы будите исследователями!

Прошу! Одеваем халаты и проходим за рабочий стол. (дети одевают халат и садятся за столы).

Итак, правила в лаборатории таковы: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием. Исследовать мы с вами будем камни. Перед вами пеналы, прошу их открыть. В пенале-камни разные : речные и морские. Постарайтесь их различить: морские положите на один поднос, речные –на другой. (идёт работа)

Внимание: чем они отличаются?

(ответы, беседа, вывод: морские камни гладкие, такими их сделали морские волны, камни в море бьются друг о друга, их края обтачиваются, и они становятся гладкими. А речные камни шершавые, неровные, с острыми углами. Почему? В реке нет таких сильных волн, реки текут более спокойно.)

А теперь возьмите лупу и посмотрите на камни через лупу.

Что Вы увидели?

(идёт работа и обсуждение).

А теперь, дорогие мои исследователи, мы будем проводить опыты с камнями, ведь нам нужно определить самое главное свойство камней!

Результаты запишем в таблицу. У каждого на столе она лежит.

Готовы!

1-ый опыт:

Возьмите любой камень и поднесите его близко к глазам. Можно ли что –нибудь увидеть сквозь камень?

(работа и обсуждение)

Значит, он прозрачный или нет? –Не прозрачный!

В таблице рядом с цифрой один закрашиваем круг. Первое свойство камня-не прозрачный.

2-ой опыт:

Возьмите в руку любой камень и сожмите его крепко-крепко! Изменил он форму? А почему?

(работа и обсуждение)

Второе свойство камня-он твёрдый!

Рядом с цифрой два в таблице обводим в круг букву «Т»-твёрдый!

3-ий опыт:

Возьмите в одну руку камень и в другую, постучите сильно-сильно камнями.

(идёт работа)

Камни разбились? Почему?

(обсуждение)

Третье свойство камня-прочный! В таблице с цифрой три обводим в круг букву «П» -прочный!

4-ый опыт:

Пододвиньте к себе стакан с водой. Опустите камень в воду.

(идёт работа)

Что произошло? Почему он утонул?

(обсуждение)

Камень-тяжёлый! Это ещё одно свойство камня. В таблице рядом с цифрой четыре рисуем камушек на дне стакана-утонул, значит тяжёлый!

5-ый опыт:

А теперь проверим, есть ли внутри камня воздух? Поднимались ли пузырьки, когда Вы опускали камень в воду?

(обсуждение)

Воздуха в камне нет! В таблице с цифрой пять перечеркните картинку –воздух. Это значит нет воздуха!

6-ой опыт:

Как проверить, есть ли внутри камня вода? Для этого возьмите камень в руки и погрейте его ладошками-потрите. Появились ли капельки воды на камне?

(работа и обсуждение)

Нет, в камне нет воды! Записываем свойство камня в таблице. С цифрой шесть перечёркиваем капельку воды-нет воды в камне!

Итак, мы с вами провели несколько опытов и узнали свойства камня. Посмотрите на свою таблицу и назовите мне эти свойства.

(повторение-не прозрачный, твёрдый, прочный, тяжёлый, нет воздуха, нет воды).

Молодцы! А какое-же самое главное из этих свойств камня?

(обсуждение)

Ребята, главное свойство, камней-это прочность! Хозяйка медной горы прислала фотографии, на которых показана прочность камней и их использование человеком. Для этого нам нужно вернуться к экрану. Мы уходим из нашей лаборатории, прошу исследователей снять халаты.

(дети снимают халаты и садятся к экрану)

Итак, смотрим (показ слайдов)

Комментирование во время просмотра:

Из камней строят фундаменты домов, дома, выкладывают улицы, площади, строят ограды, ворота, мосты.

Но не только строительными материалами богата Медной горы Хозяйка. У неё есть и ценные камни, которые люди используют для украшения своего жилища. Это мрамор и гранит. Этими камнями оформляется внешняя сторона дома или внутри полы и лестницы (слайд показ).

Ребята, всех этих камней, которые мы с вами рассмотрели, коснулась рука человека. Руки и сердца мастеров дали камням новую жизнь! (показ слайдов ценных камней и изделий).

Камни в ответ на любовь человека дарят нам своё сияние, тепло и чудесные свойства.

Много в недрах Земли Уральской богатств несметных, камней самоцветных! Но, как говорила Хозяйка медной горы: «Да, нет такого Данилы мастера, что не создаст красоту рукотворную!»

Ребята, как Вы понимаете слова: «красота рукотворная?»

(ответы, обсуждение)

А можем ли мы создать красоту?

Тогда призываю я всех мастеров взяться за дело и проявить свои таланты смело и умело! Мы отправляемся с Вами в путешествие за драгоценными камнями! А путешествие наше начнётся с игры! В путь!

Фото «Вот они какие, камни!»
НОД  для детей подготовительной группы - фото
Фото №1 Занятие проходит в двух группах детского сада

(дети с воспитателем переходят в другую группу)

Стоят в кругу.

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахиваются кистями рук)

Её дождик поливает. (встряхивают кистями рук)

Стоит гора страдает,

И камешки теряет. (воспитатель касается каждого ребёнка)

И каждый день,

И каждую ночь,

Катятся, катятся

Камешки прочь. (дети слегка разбегаются)

Все вместе:

Раскатились камешки,

И с той, самой поры,

Ничего не осталось

От нашей горы!

ЗВУЧИТ ТИХАЯ МУЗЫКА.

Ребята, спросите Вы, где камушки взять? Будем сами рисовать! Хочешь стать волшебником? Но не знаешь, как? Ты меня послушай, и сделай точно так!

Подходим и делаем всё вместе со мной.

(дети стоя у столов по показу воспитателя рисуют)

Пододвинь к себе краску и кисточку с водой!

Начнутся превращенья сейчас у нас с тобой.

Зелёный лист-основа.

Всем говорю заранее: нужны нам аккуратность и внимание!

Кисть в воду опускаем, потом кисть в краску все мы опускаем,

Её побольше набираем.

Ну, а теперь внимание, особое задание:

Рукой придерживаем лист,

Невысоко поднимем кисть, стряхнём! (дети делают одновременно с объяснением)

И капли на листе, расположились, что и где!

Всё снова повторите,

В другой уголок листа,

Ещё раз кисть стряхните!

Убрали кисть! (убирают)

Красивый лист?

(ответы)

А мы в него вдохнём и жизнь!

Пусть побегут прожилки,

Соткутся в паутинки,

Переплетутся сеткой:

В овал, круги и клетки!

Пусть капельки и точки,

Мигнут, как огонёчки.

Для этого мы все вдохнём,

Пусть капли побегут бегом.

И посильнее будем дуть,

Чтоб быстрым был у капель путь!

(дуем на кляксу)

Лист свой сейчас мы повернём,

И капли побегут кругом!

Слегка лист поднимайте,

И краску раздувайте!

Ребята, хоть и делали мы с вами

Всё одно и тоже,

Но рисунки получились,

Вовсе не похожи!

Как вы думаете в чём причина?

(ответы)

Да, в том, что у каждого из нас,

Разные руки эти!

В природе нет одинаковых камней, и у нас камни получились разные!

Ну, что творцы! Камни создали отменные! Постарались от души! Пополнится запас у Хозяйки медной горы! Предлагаю их передать Хозяйке гор, вы не против? (нет)

Вдохнём жизнь в наши камушки, как в сказке, путь им придумаем.

Предлагаю каждому про свой камушек сказку сочинить!

Присаживайтесь!

(дети садятся на столе в конверты по количеству детей с картами Проппа).

В помощь вам будут карты Проппа, мы их называем как? (сказочные)

Похвалю я молодца, если увижу в нём творца!

Составьте сказку про свой камушек, открывайте конверты.

Сегодня мы используем следующие карты-проверяем:

1. Жили-были.

2. Особое обстоятельство или герой покидает дом. (выбирайте сами)

3. Появление друга героя.

4. Возвращение героя домой.

5. Счастливый конец.

Они Вам помогут рассказать сказку про камушек. Приступайте!

(звучит музыка дети работают)

(После отведённого времени предлагаю 1-2 детям рассказать свою сказку.)

Молодцы! Мы не плохо с Вами поработали! Прошу карты убрать.

Ребята, подойдите ко мне.

Сегодня Вы узнали много интересного и полезного о камнях, провели исследования в мини-лаборатории, узнали свойства камней. А что Вам понравилось и запомнилось?

(Обсуждение и беседа)

Теперь Вы сможете дома подсказать и помочь своим родным в выборе украшений, а может быть, сумеете дать советы папам по строительству, по оформлению вашего двора, клумб!

Спасибо вам всем за работу!

А я Вам друзья пожелаю: оставайтесь впредь такие, с умными головами и рабочими руками! На прощание –подарки, гор Уральских камни ярки. Вот конфеты-самоцветы! (угощение конфетами).

Фото №2 В одной установлен экран для просмотра слайдов и оформлена мини лаборатория белые халаты по количеству детей пеналы с разными камнями подносы лупы и стаканы с водой
Публикации по теме:

Конспект НОД для подготовительной группы «Какие бывают ключи» Цель: Познакомить с многозначным словом «ключ» с использованием проблемной ситуации. Задачи: Закрепить умения составлять текст повествования,.

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности детей старшей группы «Какие они — черепахи?» Конспект занятия по организации исследовательской деятельности детей старшей группы по теме : "Какие они - черепахи?" Подготовила воспитатель.

Конспект занятия по валеологии для старшей группы детского сада «Вот мы какие!» Конспект занятия по валеологии для старшей группы детского сада, тема: «Вот мы какие!» Цели: Расширить и систематизировать знания детей.

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Вот они какие первоцветы» Краткосрочный проект во 2 младшей группе «Вот они какие первоцветы» Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители. Срок.

Лепка из пластилина «Вот они какие — грибочки для белочки»Лепка из пластилина «Вот они какие — грибочки для белочки» Добрый вечер, уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию наши грибочки, которые мы вылепили для белочки. Цель: учить детей лепить.

Консультация для родителей «Первые звуки. Какие они?» Первый звук,который произносит ребенок - это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи,но это уже тренировка речевого.

Презентация «Мир растений: какие они?» для детей подготовительной к школе группы Презентация "Мир растений: Какие они?" для детей подготовительной к школе группы Подготовила воспитатель Подготовительной к школе группы.

Проект «Животные Севера: какие они?» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 летПроект «Животные Севера: какие они?» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 лет Продолжительность проекта – 1 неделя (краткосрочный) Возраст воспитанников: 5-6 лет Участники проекта: воспитанники старшей специальной.

Сценарий 8 марта для средней группы детского сада «Вот какие наши мамы»Сценарий 8 марта для средней группы детского сада «Вот какие наши мамы» Взрослые: ведущий, клоун Клёпа, Капризка. Под музыку дети входят в зал, выстраиваются у центральной стены. Ведущий: С днем 8 марта, с праздником.

Сценарий утренника «Вот какие наши мамы!» к празднику 8 марта для средней группы ДОУ МБОУ «Чарковская средняя общеобразовательная школа - интернат» СПДО детский сад «Колосок» Усть – Абаканского района Республики Хакасия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Вот они какие, камни!» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 1 мая 2018 в 13:44
+149Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД