НОД «Национальные костюмы, традиции и обычаи народов Пензенской области»

Венера Алькова
НОД «Национальные костюмы, традиции и обычаи народов Пензенской области»

НОД старшей группе

на тему:

«Национальные костюмы, традиции и обычаи народов Пензенской области»

Воспитатель: Алькова В. В

Цель:

-формировать представления о том, что каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции;

Задачи

Продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими Пензенскую областьтрадициями, обычаями и национальными костюмами.

Закрепить знания о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где он родился

Обогащать и активизировать словарь детей: тюбитейка, калфак, панар, чак-чак, кокошник, косоворотка, рушник.

Формировать умение выразительного чтения стих-ий

Обеспечить двигательную активность; закрепление навыков ловли мяча двумя руками.

Познакомить детей с движениями татарского танца.

Создать условия для совместной деятельности детей и их родителей

Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Татарский танец, чтение стихотворений, слушание песни на татарском языке.

Оборудование: дидактическая игра «Народы России», иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, мяч, национальные костюмы,, аудиозапись татарской национальной плясовой музыки, выпечка разных национальностей.

Словарная работа: тюбетейка, калфак, панар, чак-чак.

Предварительная работа: чтение сказок народов России, знакомство с народными промыслами, с бытом и традициями народов, прослушивание песен разных народов, разгадывание загадок. Работа с родителями: пошив национальных костюмов, выпечка национальных сладостей.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Сегодня в нашей гостиной присутствуют представители трёх самых многочисленных национальностей нашего города.

-А в каком городе мы живём?

- Дети: Каменка

Воспитатель: Каменка- это наша малая Родина.

Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете слово Родина?

Дети: Родина – это наша страна, это место, где наш дом, где живут наши родители и друзья, где находится наш город, наш детский сад.

Воспитатель: Как вы думаете, а какие родственное слово есть к слову Родина?

Дети: Слово – родной.

Воспитатель: - Что оно обозначает?

Дети: Самый близкий, как мама и папа.

Воспитатель: Правильно, ребята, Родина бывает одна – как и родители, так же, как мама и папа, она нам очень дорога. Ведь это место, где вы родились, живете, где проходит ваше детство.

Воспитатель: Все мы живём в одной стране, как она называется?

(Россия)

Воспитатель: Страна – это не только прекрасные реки, горы и леса. Это прежде всего люди, живущие в ней. Мы – россияне, жители великой многонациональной страны. Наша Родина сильна дружбой разных народов, которые ее населяют.

- Дети, кто знает стихотворение про Родину?

Ребёнок: Россия…Родина…

Это край, где мы родились, где мы живем.

Это наш дом, это все то, что нас окружает.

Россия…Какое красивое слово! Прислушайтесь – РОССИЯ!

Здесь и роса, и сила, и синие просторы…

Ребёнок: Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, -

Что может быть сердцу милей?

Воспитатель: Жители нашей страны разных национальностей отличаются цветом кожи – у кого-то она светлая, а у кого-то – темнее, смуглая. Отличается и форма глаз – есть глаза покруглее, а есть узкие. Также мы по-разному отмечаем праздники, у каждого народа есть свои обычаи, свои национальные костюмы.

- В нашем городе, в нашем детском саду есть дети разных национальностей.

- Кто знает, дети каких национальностей есть в нашем детском саду?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво и необычно сегодня все одеты. У каждого национальный костюм.

Ребята, расскажите про свой костюм.

Девочка: Русские девушки носили рубахи, которые назывались сорочки и длинный сарафан. Сарафаны украшали кружевами, ленточками и бисером.

Воспитатель: А что за головной убор у нашей красавицы?

Девочка: Косынка. А в праздники надевали красивые кокошники.

Показывает кокошник.

Воспитатель: А чем украшали кокошник?

Девочка: Ленточками и бусинками.

Воспитатель: Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

Мальчик: У меня русский народный костюм. Длинная рубаха-косоворотка носилась поверх штанов и обязательно подвязывалась поясом. У молодых парней он был широким, у женатых – более узким.

Обязательно рубаха украшалась вышивкой. Она располагалась по горловине, рукавам, широкие штаны. На голову надевали кепку, украшенную цветами, бисером, лентами.

Воспитатель:Косоворотка - рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Разрез сбоку на косоворотке создавался специально для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы.

-Воспитатель: Рамина, Камила и Тимур, у вас какой костюм?

Мальчик Стежки заиграли мишурою,

Моему костюму много лет,

В нем душа татарского народа,

Зарево одержанных побед.

Воспитатель: Из каких элементов состоит твой костюм?

Чёрные широкие штаны, зелёная рубашка с красивой вышивкой и жилетка, а по -татарски называется КАМЗОЛ. Также мужчины носили пояс, а на голову надевали тюбитейку.

Воспитатель: Посмотрите, вот это современная тюбитейка, сейчас молодые мужчины татары носят такие, а это старинная, такую тюбитейку носил дед Тимура.

Девочка: У меня татарский национальный костюм.

Фартук мой, украшен цветами,

Будто сад зеленый на снегу.

На камзоле яркие фигурки,

Вышиты узоры золотыми нитями

Воспитатель: У Рамины, повседневная татарская одежда. Татары повязывали фартук, а на голову- платок.

Девочка: У меня татарский национальный костюм.

Я сегодня в праздничном наряде,

Мой костюм из бархата, парчи,

И колфак пайетками играет,

Будто звезды в сказочной ночи.

Татары надевали штаны, чтобы всё тело было закрытым.

Воспитатель: Камила, а когда одевали такой нарядный костюм?

(на праздники, на концерты, для танца)

Воспитатель: Камила, а ты можешь показать нам несколько движений татарского танца?

Танец. Дети встали в круг.

Воспитатель: Вероника и Вова, а вы про какой национальный костюм нам расскажите?

Девочка: У меня мордовский костюм. Основной одеждой считается рубаха по-мордовски - панар. Рукава которой расшиты разноцветными нитками,узорами.

Узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил.

Воспитатель: А что означает слово оберег?

Девочка: Слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.

Старинный мордовский костюм обязательно включал –передник, который подвязывали на поясе. Мордовские девушки любили носить большое количество украшений (бусы, ожерелья из монет, ленточек, перьев). А на голове носили головные уборы в виде налобной ленты, украшенную: блестками, шерстью,бахромой.

Передник – украшен узорами мордовской вышивки, это полоски, ромбы и квадраты.

Набедренное украшение украшалось вышивкой, бусинками и бисером.

Воспитатель: Про девушку мордовку говорили, что сначала её услышишь, а потом увидишь. Потому что, когда она шла, издалека был слышен звон её набедренного украшения.

Мальчик: У меня мужской мордовский костюм.

Пояс на рубахи надевали,

Им себя от зла остерегали.

Ну, а распоясаться, конечно,

Было стыдно да и просто грешно.

Воспитатель: Из чего состоит твой наряд, расскажи.

Основными частями мужского костюма рубаха –панар.

Украшала рубаху вышивка, выполненная крестом. Рубаху обязательно подпоясывали поясом или кушаком. Пояс обычно был кожаным.

Мордовский костюм похож на русский народный костюм.

Воспитатель: Дети, давайте вместе расскажем, какие же народы живут в России.

Физкультминутка «Живут в России.»

Воспитатель:

Живут в России разные

Народы с давних пор. (руки перед грудью)

Одним тайга по нраву, (рука влево)

Другим - степной простор. (рука вправо)

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один –тюбитейку носит, (руки на голове)

Другой надел халат. (руки ведём вдоль туловища)

Один - рыбак с рожденья, (имитируем заброс удочки)

Другой - оленевод, (руки над головой)

Одним милее осень, (рука вправо)

Другим милей весна. (рука влево)

А Родина Россия,

У нас у всех одна. (обхватываем плечи руками)

Воспитатель: У каждого народа свой язык. И у нас в группе, дети знают и другие языки. Рамина, как сказать на татарском языке: «Здравствуйте», спасибо, до свидания

Воспитатель: Молодец! Но самый многочисленный народ-русский, поэтому русский язык является государственным официальным языком в нашей стране и на нем разные народы общаются между собой, это объединяет нас.

Воспитатель

Игровое упражнение с мячом «Назови национальный язык»

- Какой национальный язык у татар? (татарский)

- А у русских какой родной язык?

-У мордвы родной язык (мордовский

- У украинцев? (украинский)

- У таджиков родной язык (таджикский)

- У чуваш родной язык (чувашский)

- У узбеков национальный язык (узбекский)

- у башкир? (башкирский)

Дети сели на стульчики

Воспитатель: А еще у каждого народа есть свои национальные блюда.

Воспитатель: Что вы с мамой нам приготовили.

Мальчик: Каравай! Ах, красота!

Хлеб такой для торжества.

Не у всякой мастерицы

Может Хлеб такой родиться!

Воспитатель: Каравай пекли на свадьбы, на праздники и подавали его на рушнике.

Рушник – символ святости, чистоты, защиты

На рушниках вышивали различные узоры, орнаменты, картины, писали пожелания здоровья и семейного счастья. В основном при вышивке рушников использовали белые и красные нитки, иногда для контраста добавляли черный цвет.

Хлебосольный рушник. На него кладут свадебный каравай, которым родители встречают молодых после ЗАГСа. По бокам рушника вышиваются растительные орнаменты – символ процветания и благополучия, цветы, деревья, свадебные кольца.

Вышивка на свадебных рушниках должна была оберегать молодожёнов от порчи, сглаза. Рушниками украшали свадебный поезд — лошадей, упряжь, одежду гостей. На рушнике стоят жених и невеста во время венчания.

Рисунок с двух краев рушника практически одинаковый

Середина обязательно пустая - что бы жизненная дорога легкой и просторной была, говорят через эту белую середину Божий свет и сила проходит

Роза. Один из самых популярных цветков, который часто встречается в растительном орнаменте рушника. Это символ возрождения, постоянного движения, солнца.

Виноград. Это знак богатства и плодовитости: своего рода пожелание молодым, чтобы в доме было много детей, как ягод на грозди растения. Петух. Символизировал богатство, счастье, здоровье. Также эта птица ассоциировалась с трудолюбием, богатством. Также на рушниках вышивали геометрические фигуры. Например ромб обозначал богиню земли и плодородия.

Воспитатель: А вы с бабушкой какие сладости сделали?

Девочка: Аппетитный, золотистый,

Медом он полит душистым.

В торжество большая роль

Среди блюд Чак-чак - король.

Воспитатель: А вы какую выпечку нам представишь?

Девочка: Детям нравятся блины.

До чего блины вкусны!

Все на свете влюблены

В аппетитные блины!

Со сметанкой и с икрой!

Поскорее - стол накрой!

С джемом, с медом и с вареньем,

Со "сгущенкой" - объеденье!

Воспитатель: А чем мордовские блины отличаются от русских?

Девочка: Мордовские блины отличаются большим разнообразием: их готовят из пшеничной, пшённой, гречневой и гороховой муки. Мордовские блины всегда очень толстые и пышные, так как готовятся на дрожжах.

Воспитатель: Чем отличаются народы, живущие у в Пензенской области?

Ответы детей (одеждой- национальными костюмами язык разный, цвет кожи, игры, традиции, танцы…)

Воспитатель:

-Мне очень хочется узнать что нового, интересного вы сегодня узнали?

-А сейчас, давайте вспомним чем мы занимались. ?

Воспитатель: Ребята, Рамина приготовили нам сюрприз.

Песня на татарском языке.

Воспитатель: Дети, вы все сегодня молодцы, рассказали нам много интересного о своих костюмах, традициях своей национальности. Я угощаю вас сладостями.

А мы пойдём на прогулку и будем играть в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Публикации по теме:

Обычаи и традиции казаков Помни, брат, что у казаков: Дружба – обычай; Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон Традиции и обычаи казаков Казак не может считать.

Мероприятие «День рождения Пензенской области» День рождение Пензенской области 4 февраля 2018 года исполнилось 79 лет со дня образования Пензенской области. «Есть в глубине России удивительные.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Традиции чаепития разных народов» Задачи: Образовательные: • Формировать представления детей о чае (произрастание, сбор чая). • Закреплять знания детей о названии страны,.

Конспект ОД «Национальные костюмы Поволжья» Конспект ОД Тема: «Национальные костюмы Поволжья» Воспитатель Абакумова Марина Сергеевна Место проведения: МООД №200 «Волшебный башмачок».

Музыкальное мероприятие среди педагогов «Традиции и обычаи народов Дагестана!» «Традиции и обычаи народов Дагестана» 1 слайд «Дагестан!» 1-Ведущая: Ассаламуалейкум! Дорогие друзья! Ассаламуалейкум! Добрые гости.

Материалы для бесед с учащимися и педагогами «Национальные костюмы народов Поволжья» Национальные костюмы народов Поволжья. Русский национальный костюм Женский костюм — это рубаха и сарафан или рубаха с поневой. Поверх рубах.

Познавательное мероприятие в подготовительной группе «Моя родословная. Национальные традиции семьи» Познавательное мероприятие в подготовительной группе «Моя родословная»- национальные традиции семьи. Цели и задачи: - Воспитывать любовь.

Презентация «Традиции гостеприимства народов Самарской области» Презентация \"Традиции гостеприимства народов Самарской области\" Цель :расширить и обобщить знания детей о культуре народов Самарской области.

Презентация проекта «Костюмы народов области» Познакомить детей младшего дошкольного возраста с традициями и национальными костюмами народов Поволжья. 1. Вызвать у детей интерес к знакомству.

Сценарий праздника «Народы Поволжья. Национальная кухня, национальные обычаи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №200 «Волшебный башмачок» городского округа Тольятти СЦЕНАРИЙ.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
НОД «Национальные костюмы, традиции и обычаи народов Пензенской области»
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 21:01
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

Конспект ОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «День народного единства»
Цель: воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину. Задачи: обучающие: расширять представления детей о территории России,...
Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»
Уважаемые родители, ваш ребенок еще не школьник, но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи, будущего первоклассника. Ведь главная ее...
Квест «Золотой ключик»
Квест проводился в детском санатории Кирицы. Перед проведением квеста дети посетили занятие в библиотеке, посвященное сказке "Золотой ключик" СТАНЦИЯ №1...