Папки-передвижки

НОД по ознакомлению с художественной литературой. Р. Рашидов «Умный балхарец»

Галимова Ашура Ахмедовна
НОД по ознакомлению с художественной литературой. Р. Рашидов «Умный балхарец»

Цель: познакомить детей с ещё одной авторской дагестанской сказкой, обратить внимание на композицию сказки, помочь полюбить это произведение Р. Рашидова.

Оборудование: портреты поэтов Р. Гамзатова и Р. Рашидова, иллюстрации по сказке «Умный балхарец», конверт с сургучной печатью.

1. Вводная беседа.

Публикация «НОД по ознакомлению с художественной литературой, Р, Рашидов „Умный балхарец“» размещена в разделах

(Стук) Это наш давний друг Незнайка. Он увидел, что вы все красиво и правильно сидите за столами, совсем, как в школе, и подумал: наверно, здесь опять что-то интересное затевается. Я тоже хочу послушать.

-Пусть слушает.

А у нас сегодня будет разговор о сказках. Сказки бывают разные: народные, которые придумал народ, которые потом передавались одним поколением другому и авторские – это сказки, которые сочинил кто-нибудь из писателей и поэтов.

-Если сказку придумал русский народ, тогда эта сказка называется русская народная сказка.

-Какие русские народные сказки вы знаете? (Репка, Колобок, Волк и семеро козлят, Лисичка-сестричка и серый волк, Лисичка со скалочкой, Крылатый, мохнатый и масленый, Теремок, Аленушка и братец Иванушка, Гуси-лебеди и т. д.).

-А как называются сказки, которые придумал дагестанский народ? (Дагестанские сказки).

-Какие дагестанские сказки вы знаете? (Храбрый мальчик, Храбрый козлик, Голубь и пшеничное зернышко и т. д.).

-Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были, В некотором царстве, в некотором государстве, Однажды, В одной деревне (городе, Как то раз).

-А какими словами они обычно заканчиваются? (Вот и сказке конец, И стали они жить-поживать, да добра наживать, И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало).

Дети:- А сказка это то, что происходит на самом деле, по-настоящему или народ фантазирует, придумывает?

Например: лиса и волк разговаривают, избушка вертится на курьих ножках, лягушка превращается в царевну. (Народ придумывает сказки, чтобы научить нас чему-то хорошему).

Поэтому и придумали поговорку-пословицу: «Сказка ложь, да в ней намёк. Добру молодцу урок».

-Обычно сказки имеют хорошую концовку: добро побеждает зло, бедняк становится богатым, царевич побеждает Змея Горыныча. Но мы с вами прочитали две сказки, которые имеют грустный конец. Какие это сказки? (Кукушка, Айога).

-Почему? (Дети не слушались маму, не помогали ей и мама превратилась в кукушку и улетела. А Айога – это дочь, которая была очень ленива и груба, и поэтому превратилась в гуся.

-Чему вас научили эти сказки? ( Ответы детей: надо уважительно относиться к старшим, любить их и помогать, в меру наших сил заботиться о них).

-Но есть ещё сказки, написанные в стихах. Их сочиняют поэты.

Каких поэтов-сказочников вы знаете? (А. С. Пушкин, И. А. Крылов – баснописец).

(Портреты на доске)

-А дагестанских поэтов вы знаете? (Р. Гамзатов).

-Согласна. Р. Гамзатов – поэт. Он сказок не писал. Но одно замечательное его произведение мы знаем. Это «Мой дедушка».

2. Немного отдохнём.

Физкультминутка «Мой дедушка».

Встали.

У меня есть дедушка

Как зима седой

(Руки вперёд к себе, к груди)

У меня есть дедушка

С белой бородой.

В день знакомства нашего

Это не секрет –

Было мне полмесяца,

А ему – сто лет.

(Руки в стороны и к плечам).

Маленькие ласточки

Песнями звеня

Будят вместе с дедушкой

На заре меня.

(Приседают, руки на поясе).

На зарядке солнышко

Рядом видит нас

Поднимаем руки мы

По команде «Раз».

(Руки вверх – в стороны).

А над нами мокрая

Шелестит листва

(Качают руками над головой)

Опускаем руки мы

По команде «Два».

(Опускают руки).

И водой холодною

Прямо из ручья

Вместе умываемся

(Умываются).

Дедушка и я.

Мы берёмся за руки

С дедушкой моим

Вдоль аула нашего

Мы гуляем с ним.

(Шагают)

Приезжайте в гости к нам

По горам крутым

(Руки вперёд – к груди).

Сами познакомитесь

С дедушкой моим

(Руки вперёд – к груди с сомкнутыми кистями).

Сели.

3. Знакомство с поэтом

А сейчас я познакомлю вас с ещё одним дагестанским поэтом. Его также, как и Р. Гамзатова, уже к сожалению, нет среди нас. Это поэт Рашид Рашидов (Показываю портрет). Он выпустил много сборников стихов. Писал о счастье («Моё счастье», о животных, о птицах, насекомых, но больше всего любил писать для детей. У него есть книга, которая называется «Моим маленьким друзьям». Переводил на даргинский язык стихи А. С. Пушкина, И. Ю. Лермонтова, В. В. Маяковского.

4. Словарная работа

И прежде, чем начать читать его сказку «Умный балхарец», я хочу у вас спросить: кто живёт в Балхаре? (Балхарцы и лакцы).

-Что они делают? (Горшки, посуду, игрушки).

-Из чего они все это делают? (Из глины).

-Как называются люди, которые лепят все это? (Гончары)

-В сказке вам встретится слово «вершок». Вершок – это вот столько (показываю 2 фаланги указательного пальца – 4см.).

Товар – вещи, которые продают.

Как вы понимаете слово «ухмылка»?

-Это улыбка, но улыбка бывает доброй, а ухмылка – хитрой, или иногда даже злой.

-Как вы думаете дорого ли стоит глиняная посуда? (Дешевле, чем посуда из других материалов: стекла, фарфора).

5. Чтение воспитателем сказки

Сядьте поудобнее.

Я прочитаю сказку в стихах – значит, она – стихотворная, а раз её написал автор, и имя его известно – Рашид Рашидов, то она авторская.

Читаю.

Р. Рашидов «Умный балхарец»

Однажды балхарец-гончар

Повёз на продажу товар

Ходил он с товаром повсюду,

Но люди не брали посуду.

Богатым подай серебро –

К чему им из глины добро (вещи)

Купили бы бедные люди

Да что им держать в той посуде

Спадёт полуденный жар (самое жаркое время суток)

Силин у дороги гончар

В уме ли он?

Что за причуда.

Разбита балхарцем посуда!

Он глину растер в порошок

Которым наполнил горшок.

Слегка почесал он затылок

Поднялся, залез на осла…

Дорога в аул привела.

Как-будто на целый базар

Кричать начинает гончар:

-Остался последний мешок!

Кому от мышей порошок?

Цена его денег не выше,

Чем то, что съели ваши мыши!

В ауле у бедных людей

В домах не водилось мышей

Не глупы они, чтобы лезть

В дома, где им нечего есть.

Иное – дома богачей

В них райская жизнь для мышей

В ночи собираясь на пир

Грызут они сахар и сыр.

К то же здесь до слепоты

Ленивы бывают коты

И жиром заплыв до ушей

Есть брезгают серых мышей.

Берут богачи порошок

За час раскупили мешок.

Доволен балхарец вполне

Пора возвращаться к жене

Погнал он домой ишака (ослик)

От смеха держась за бока.

Полгода прошло…

На базар с посудой приехал гончар

И вдруг круглолицый, как мяч

К нему подбегает богач.

-Клянусь, у тебя я, дружок,

Купил от мышей порошок,

Но мыши не дохнут, хоть режь

Хоть сам порошок этот ешь!

Как сделать, ответь поскорей,

Чтоб действовал оникс мышей.

Гончар, почесавши в затылке,

Сказал не без хитов ухмылки:

«Под утро, часов этак в пять,

Мышь надо руками поймать.

Потом приподнять на вершок

Насыпать ей в рот порошок».

Тут стало лицо богача

От злобы темней сургуча.

Руками поймать – вот потеха

Толпа умирала о смеха.

6. Беседа по содержанию

-Понравилась ли вам сказка?

-Что вам понравилось больше всего?

-Все они слова были понятны?

-Как по-другому можно назвать осла, ослика (ишак)

-Как понять фразу: «К чему им из глины добро?»? ….

-Что такое сургуч? (Это вещество, которым обычно пользуются на почте, запечатывая посылки, бандероли. Оно вот такого коричневого цвета – показываю конверт с сургучной печатью).

Тут стало лицо богача

От злобы темней сургуча.

-О ком эта сказка? (О гончаре)

-Что он делал? (Продавал посуду).

-Покупали ли у него посуду? (Нет).

-Почему?

-Что придумал балхарец? (Он разбил посуду и растер в порошок).

-Зачем он так поступил? (Хотел продать порошок, как отраву для мышей).

-Были ли мыши в домах у бедных людей? (Нет)

-Почему? (Ответы детей).

-А у богатых? Почему? Как это сказано в сказке?

- Почему мышей не ловили коты?

-Раскупили ли богачи порошок?

-Какое настроение было у балхарца?

-Как вы думаете, сам балхарец был бедным человеком или богатым?

-Кто подошёл к нему, когда он привёз посуду во второй раз?

-Что сказал ему богач? Помог ли ему порошок, чтобы избавиться от мышей?

-Что посоветовал ему гончар?

-Над кем смеялся весь народ?

-Почему сказка называется «Умный балхарец»? (Он догадливый, смекалистый, изобретательный, хитрый, умный).

-Докажите в чем это проявляется в первый раз – разбил весь свой труд, свои горшки и продал порошок.

Во второй раз – когда посоветовал богачу поймать мышь руками и насыпать ей в рот порошок.

-А каким в сказке показан богач? (Глупым, неумным, злым, ленивым).

7. Повторное чтение сказки (если позволит время).

8. Подведение итогов

Какую сказку мы читали?

Как она называется?

Кто её автор? (Р. Рашидов)

Вывод: Правильно, мы познакомились со стихотворной, авторской сказкой дагестанского поэта Р. Рашидова.

Незнайка благодарит вас за интересную сказку, интересную работу.

Публикации по теме:

Фотоотчет к конспекту занятия по ознакомлению детей с художественной литературойФотоотчет к конспекту занятия по ознакомлению детей с художественной литературой Сказка В. Катаева "Дудочка и кувшинчик" Цель:развивать способность к эмоциональному восприятию образного содержания сказки учить детей видеть.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в первой младшей группе «Домашние животные» Задачи приоритетной образовательной области: Речевое развитие: Помочь детям увидеть различия между взрослыми животными и их детенышами,.

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой. Заучивание стихотворения Р. Кучеренко «Бычок» Программные задачи: - Совершенствовать умение детей запоминать короткие стихотворные тексты; - Развивать произвольную память, внимание,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «В гостях у бабушки-рассказушки» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ДЕТИ 6-7 ЛЕТ) ПО ОЗНОКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

Отчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителейОтчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителей Ознакомление с художественной литературой - одна из важных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. В результате ознакомления.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «О чём печалилась осень?» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «О чём печалилась осень?» Цель: Закрепить знания.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой Занятие в старшей группе по рассказу В. Драгунского «Друг детства» с использованием опоры.. Образовательная область: чтение художественной.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой детей второй младшей группы Мир в котором развивается современный ребёнок,коренным образом отличается от мира в котором выросли его родители. И мы с вами. Это предъявляет.

Занятие в младшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Занятие в младшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Литературный калейдоскоп. Цель: Вовлечь детей в диалог, помогать.

Автор публикации:
НОД по ознакомлению с художественной литературой. Р. Рашидов «Умный балхарец»
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 18:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД