Папки-передвижки

Конспект НОД ознакомление с окружающим миром «Знакомство с жизнью эвенков-коренных малочисленных народов Севера»

Буркина Марина
Конспект НОД ознакомление с окружающим миром «Знакомство с жизнью эвенков-коренных малочисленных народов Севера»

Конспект НОД «Знакомство с жизнью эвенков-коренных жителей Амурской области»

Цель: Приобщение детей к традиционной культуре эвенков Амурской области.

Задачи:

1. Образовательные:

1) Познакомить детей с жизнью и бытом эвенкийского народа.

2) Учить детей выделять особенности национального эвенкийского костюма, жилища, предметов народно-прикладного искусства.

3) Формировать у детей интерес к получению знаний о культуре, искусстве, обычаях амурский эвенков.

Публикация «Конспект НОД ознакомление с окружающим миром „Знакомство с жизнью эвенков-коренных малочисленных народов Севера“» размещена в разделах

4) Расширять и углублять представления детей о родном крае.

2. Развивающие:

1) Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей о родном крае, его коренных жителях эвенках.

2) Развивать память и логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения.

3) Закрепить названия ранее прочитанных эвенкийских сказок.

4) Совершенствовать навыки работы с кожей, мехом, тесьмой и пайетками.

5) Развивать эмоциональное восприятие, художественный вкус, творчество.

3. Воспитательные:

1) Воспитывать любовь и патриотические чувства детей к родному краю.

2) Прививать уважительное отношение к коренному народу родного края- эвенкам, к их культуре, традициям и обычаям.

3) Воспитывать дружеские взаимоотношения, навыки сотрудничества.

4) Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.

Предварительная работа:

Беседы о родном крае, о жизни людей и животных на Севере. Чтение эвенкийских сказок. Рассматривание иллюстраций. Ознакомление с произведениями народно-прикладного искусства народов Севера. Разучивание пословиц и поговорок.

Словарная работа:Эвенк, эвенкийка, чум, кочевать, унты, тэти (шуба, орокот (олень, орнамент, кумалан (меховой коврик, шаман, оберег.

Материалы и оборудование:Мультимедийная презентация

Целесообразность применения ИКТ:Применение ИКТ позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность; дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно; активизировать познавательную деятельность; привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Высокая динамика НОД способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, мышления, воображения, эстетического восприятия, творчества детей. Применение ИКТ позволяет педагогу сохранить познавательную активность детей на протяжении всего времени мероприятия, и, следовательно, выполнить все поставленные задачи.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом напротив экрана.

Слайд1

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из малочисленных народов Севера, об эвенках.

Воспитатель: Кто скажет, в какой стране мы живем?

Дети: Мы живем в России.

Слайд2

Воспитатель: Вы правы. А в каком селе мы с вами живем?

Дети: мы живем в селе Первомайское

Слайд 3

Воспитатель: Ребята, по берегам широкого и могучего Амура издавна живет много разных народов : нивхи, нанайцы, ульчи, эвенки (тунгусы) и другие.

Я хотела бы рассказать о жизни эвенков. Раньше эвенки много кочевали по тайге. А вы знаете, что означает слово «кочевать»?

Слайд 4

Дети: Переходить, переезжать с одного места на другое.

Верно!

Слайд 5

И эвенкам необходимо было такое жилище, которое можно быстро установить, и в котором было бы тепло. Таким жилищем был чум, сделанный из жердей, которые обтягивали оленьими шкурами и берестой. Наверху чума оставляли отверстие для дыма и света. Посреди чума раскладывали очаг.

-А как называется ваше жилище?

Дети: Наше жилище называется дом, квартира.

-: По вечерам вся семья собиралась в чуме, и взрослые рассказывали детям сказки. Эвенкийский народ говорит : «Сказка помогает и пургу скоротать, и характер человека распознать, и ребенка воспитать».

Слайд 6

У нас на севере очень холодно, и нужна теплая обувь- унты, которые украшают красивым орнаментом, расшивают бисером, теплые меховые шапки и шубы, сшитые из оленьих шкур. По-эвенкийски такие шубы называются тэти. Произнесите это слово.

Дети: Тэ-ти.

Дети эвенков уже в вашем возрасте ходят на охоту вместе с родителями. Я предлагаю и вам побыть «охотниками». Давайте встанем на разминку.

Проводится динамическая пауза «Охотник».

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Дом большой (руки над головой «домиком»)

Он глядит (правую руку над глазами)

В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)

«Стук-стук, Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)

Охотник злой!» (сердитое лицо)

«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)

Лапу мне давай!» (подать руку).

(Дети садятся на свои места).

Воспитатель: Отдохнули? (да). Тогда продолжим. Ребята, а как вы думаете, чем занимались эвенки?

Дети: ( варианты ответов: охотой, рыбной ловлей, сбором ягод, оленеводством).

Слайд 7

Мужчины-эвенки занимаются рыбной ловлей, оленеводством и, конечно же, охотой (например, на лося, дикого оленя).

Орудиями охоты были рогатина, лук со стрелами, позднее появились винтовки.

Слайд 8

В жизни эвенков много значат олени. А почему?

Дети: Варианты ответов детей (На них ездят на охоту, в гости, из шкуры изготавливают одежду, чум).

Правильно! А еще питаются ими. Оленье мясо заготавливают впрок, вялят и сушат, оленье молоко очень полезное и питательное (добавлять то, чего не скажут дети).

Слайд 9

Мужчины так же делали изделия из дерева, бересты, кости и металла. Из бересты изготавливается вся посуда (она легкая и ее всегда можно заменить, табакерки, туеса для хранения воды, оленьего молока, для сбора ягод, лодки-берестянки и многое другое, необходимое в быту.

Слайд 10

Эвенкийские женщины очень трудолюбивы. На них лежат обязанности ухода за детьми, приготовления пищи, поддержания порядка в чуме. Эвенкийкинастоящие мастерицы: из рыбьей кожи шьют сумочки, обувь, игольницы, украшенные бисером, из оленьих шкур делают одежду, сумки, кукол, обувь, головные уборы. Так же изготавливают меховые коврики-кумаланы (прямоугольной и круглой формы).

Эвенкийские дети любят играть в разные игры: «Аркан», «Кто перетянет», «Оленьи упряжки», «Вылавливание», «Орокот (олень)» и др. А вы любите играть?

Дети: Да!

-Тогда давайте поиграем в эвенкийскую игру «Оленьи упряжки»

(Дети встают. Проводится игра «Оленьи упряжки»)

Правила игры: Дети стоят вдоль одной из сторон зала подвое (один изображает оленя, другой- каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают «сугробы» (кегли, перепрыгивают через «ручей» (скакалки).Доехав до «стойбища» (до противоположной стороны зала, «каюры» отпускают своих «оленей» погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок- «каюр» ловит свою пару.

Воспитатель: Какие вы ловкие, выносливые, внимательные! А теперь садитесь на свои места и слушаем дальше.

Эвенки с почтением относились к животным (лосю, оленю, медведю). Считалось, что у них и у растений есть «синкен» (душа, которая, если ее не обидели, помогает при охоте. Существуют даже различные охотничьи поверья, например, «Нельзя хвастаться, что убьешь оленя или лося: услышит и не придет на выстрел».

Слайд 11

А еще эвенки верят в духов. Человека, который может с ними общаться называют шаманом.

Слайд 12

Вот такую одежду надевали шаманы, совершая древние обряды в надежде на благополучие, здоровье, удачу и долголетие.

Слайд 13

Эвенкийские женщины, чтобы уберечься от злых духов, изготавливали из натурального меха и кожи обереги круглой формы- «Солнышко». Солнце -значит жизнь. В центре круга- символ, каждый со своим значением.

Изображение рыбы означает прибыль, достаток;

Олень- благополучие, удача в делах;

Черепаха- здоровье и долголетие;

Птица- счастье, любовь и верность (особенно эвенки почитали гагару, т. к. эти птицы выбирали себе пару на всю жизнь)

Итог занятия

Воспитатель: Что вы делали сегодня? Что вам понравилось?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Итак, мы сегодня узнали, что на территории Амурской области в нашем селе издавна живут эвенки - коренной народ нашего родного края. Они – искусные мастера, трудолюбивые и дружелюбные. Важно знать и уважать их культуру, обычаи и традиции, ведь мы живем рядом с ними.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с традициями народов Севера» Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Знакомство с традициями народов севера». Цели: • Систематизировать.

Проект «Изготовление куклы в национальном стиле коренных народов Севера» Тема: «Изготовление куклы в национальном стиле» Винокурова Е. Н. Воспитатель второй группы раннего возраста «Тиинчээн» Цель: - Познакомить.

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с окружающим миром» Заходят дети, встают в круг. В: Ребята, посмотрите направо и подумайте, чем мы с вами сегодня будем заниматься? (ответы детей) правильно,.

Конспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группыКонспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группы НОД «Познание: ознакомление с окружающим миром» во 2 мл группе. Подготовил: Глазкова О. А. Тема: «Живое - неживое». Цель: Сформировать.

«Смешной рисунок». Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Смешной рисунок» Группа общеразвивающей.

Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» на тему «Транспорт» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Транспорт» Группа общеразвивающей направленности.

«Золотая мама». Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Золотая мама» Группа общеразвивающей.

«У меня живет котенок». Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром, миром природы» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема «У меня живет котенок» Группа общеразвивающей.

Конспект НОД ознакомление с окружающим миром средней группы «Овощи» Образовательная область: «социально-коммуникативное развитие» Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально-коммуникативное.

НОД «Знакомство с жизнью народов Севера» Конспект занятия по развитию речи на тему: «Знакомство с жизнью народов севера» Цель: Формировать чувство патриотизма, путем осмысления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД ознакомление с окружающим миром «Знакомство с жизнью эвенков-коренных малочисленных народов Севера»
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 06:37
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД