Папки-передвижки

Конспект НОД по чтению и обыгрыванию башкирской народной сказки «Медведь и пчелы» (4 фото)

Гульназ Нургаянова
Конспект НОД по чтению и обыгрыванию башкирской народной сказки «Медведь и пчелы»

НОД по чтению и обыгрыванию башкирской и народной сказки «Медведь и пчелы».

1. Формировать ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине, родному краю.

2. Активизировать словарь детей: юрта, улей, бортевой домик, пчелиный мед.

3. Развивать творческие способности, желание участвовать в драматизации. Учить различным эмоциям и умениям их проявлять. Учить голосом и характерными движениями передавать образы героев сказки.

Публикация «Конспект НОД по чтению и обыгрыванию башкирской народной сказки „Медведь и пчелы“» размещена в разделах

Оснащение: музыкальный центр, диск с башкирской мелодией, дерево, пеньки, скамейка, елки, солнце, облака, домик, нарисованные цветы, топорик, игрушки: башкир, медведь, пчелка, сундук с башкирским узором костюм медведя, длинный хвост, жилетка башкирская, тюбетейка, головные уборы – пчелки.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята. Вот мы снова с вами собрались в прекрасный день. Поприветствуем друг друга. Повернемся лицом друг к другу, прикоснемся ладошками к ладошкам друг друга, улыбнемся и настроение станет хорошим.

- Ребята я сказочница. Минем исемем Изгелек или Доброта. А тебя как зовут? (спрашиваю каждого ребенка) Чем вы любите заниматься в детском саду?

Ответы детей: рисовать, играть.

- Я тоже люблю играть. Хотите поиграть со мной? Тогда закройте глазки (достаю и раскрываю зонт с лентами).

- Откройте глаза и посмотрите. Мой волшебный зонт превратился в карусель. Приглашаю покататься на ней.

Подвижная игра «Карусель»

(дети берутся за ленточки и двигаются под музыку по кругу. По окончании музыки убрать зонт).

Конспект НОД по чтению и обыгрыванию башкирской народной сказки «Медведь и пчелы»

Дети садятся.

- Ребята, опять звучит красивая музыка, прислушаемся!

(Звучит башкирская мелодия) Воспитатель читает стихотворение:

«Башкортостан - чудесная земля!

Кругом сады, зеленые поля,

На зорьке тихо солнышко встает

Как белый лебедь Агидель плывет!»

- Кто скажет о чем это стихотворение?

Ответы детей: о нашей республике Башкортостан.

- Правильно ребята. О красивой природе Башкортостана.

Мы с вами живем в Башкортостане. Наша республика очень красивая, в ней много гор, рек, животных, птиц.

Очень давно на башкирской земле живут люди. Как их называют ребята?

Ответы детей: башкиры.

Воспитатель: Так их называют потому, что они родились в Башкортостане. Жили башкиры в легких, складных домах, которые называются юрты. Давным – давно, в те времена на башкирской земле не было больших домов, машин, магазинов, улиц. А сейчас в нашей республике Башкортостан много городов и разных улиц.

- Как называется город, в котором мы живем?

Ответы детей: Янаул.

Воспитатель: В нашем городе Янаул много улиц, на них живут люди – жители нашего города.

-А на каких улицах живете вы, ребята?

Ответы детей.

- Молодцы, ребята, вы все знаете название своей улицы.

- А кто знает, на какой улице находится детский сад?

Ответы детей: ул. Чкалова

- Как называется наш детский сад?

Ответ детей: Василек.

Вас в детский сад приводят папы, мамы, братья, сестры, дедушки, бабушки.

Это вся ваша семья, а давайте про них расскажем.

Был бармак- олатай этот пальчик -дедушка

Был бармак- лсй этот пальчик - бабушка

Был бармак - атай этот пальчик -папочка

Был бармак - сй этот пальчик- мамочка

Был бармак – блкй этот пальчик – наш малыш

Уны исеме- бпес. А зовут его крепыш

-Посмотрите, дети, здесь стоит какой-то сундук. Этот сундук волшебный.

- В волшебном сундучке что-то лежит. Хотите узнать, что там лежит? Давайте посмотрим. (открываю и достаю) .

-Посмотрите, ребята, что здесь находится.

Ответы детей: Это игрушки медведь, башкир, пчелка.

-Ребята, а кто помнит из какой сказки эти игрушки? Вы эту сказку знаете, я вам ее рассказывала.

Ответы детей: Медведь и пчелы.

- Правильно. Сказка называется «Медведь и пчелы».

- Ребята, эта сказка русская или башкирская?

Ответы детей: башкирская народная сказка.

- Правильно, это башкирская народная сказка, потому что ее сочинил башкирский народ.

-Этот сундук ребята не простой, это волшебный сундучок башкирских сказок. И в нем еще что-то лежит. Посмотрите, что это?

Ответы детей: одежда.

-Правильно, это жилет и тюбетейка. Их надевают башкиры. Кто хочет их надеть? Давайте по считалочке выберем башкира главного героя сказки. Используем нашу считалку:

Как-то раннею весной,

На полянке на лесной

Собрались друзья в кружок

И делили пирожок:

Бер кисэк, ике кисэк.

Эт, буре, тульке, бесэй.

Подели его скорей

Ты на всех своих друзей!

Ат, арслан, куян, ойю.

Начинай игру свою.

-Анвар у нас будет башкиром.

-Посмотрите, ребята, в этом костюме наш Анвар стал похож на башкира.

- Ребята в волшебном сундуке еще что то лежит.

Это волшебные головные уборы. Кто их наденет, превратится в пчелок. Кто хочет их надеть? (воспитатель каждому ребенку дает по головному убору и помогает одеть) .

-Ребята, вы надели на голову головные уборы и стали похожи на пчелок. А что еще есть в волшебном сундучке.

Как называется дом, в котором давным-давно жили башкиры?

Ответы детей: юрта.

- Правильно, юрта.

- Давайте отдохнем и поиграем в игру: «Юрта, юрта».

Игра «Юрта, юрта».

Юрта, юрта, круглый дом. (Дети шагают на месте)

Побывайте в доме том! (Показывают руками полукруг)

Гости явятся едва (Затем выставляют руки вперед)

В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте)

Печка жарко топится, (Хлопки в ладоши)

Угостить торопится. (Повороты туловища влево-вправо)

Ладушки, ладушки (Опять хлопки в ладоши)

Круглые оладушки! (На левой руке указательным пальцем правой руки делаем круговые движения, прослеживаем глазами)

башкирском сундуке сказок лежит костюм животного. Отгадав загадку вы узнаете чей костюм лежит в сундуке.

Загадка.

Ходит в шубе меховой

косолапый и большой.

Летом по лесу гуляет,

зимой в берлоге отдыхает»

- Кто это?

Ответы детей: медведь.

- Правильно, медведь.

-Вот какой костюм медведя лежал в волшебном башкирском сундучке! Кто хочет его надеть? Давай я тебе помогу. Теперь он надел костюм медведя и стал героем сказки - медведем. Ребята, а волшебный сундучок сказок не просто так появился в нашем зале. Он нам поможет показать сказку «Медведь и пчелы».

(Мальчик в одежде башкира уходит в юрту, а медведь в лес - прячется за деревьями)

Девочка- пчела читает стих :

АЙСЫЛУ «Мы летаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья белые мелькают

В поле пчелки все летают.

Раз, два, три, четыре –

Закружились, полетели»

(дети-пчелки встают, кружатся и летят за дерево, садятся на корточки) .

- Наша сказка начинается. Было это очень давно. Жил один медведь в лесу. Медведь очень любил мед. Без меда дня не мог прожить. Только о меде и думал, только и представлял себе, как поедает свежий, пчелиный мед. Пчелы облепят медведя со всех сторон и стараются его ужалить, но им не удавалось, потому что мех у медведя густой и длинный, а жало у пчел - короткое. (дети-пчелы встают в круг, держась за руки, окружая медведя). Ничего не могли сделать пчелы медведю. Наестся медведь пчелиного меда, весь измажется и лежит себе довольный. А пчелкам ничего не остается. Погоревали пчелки, да делать нечего и полетели они в поле.

Игра «Пчелки на цветках»

«Пчелки гудят,

В поле летят. (Дети бегут по кругу, машут руками, изображая пчел, произнося звук «з»)

Покружились над цветком (Кружатся на месте)

И присели за медком. (Опускаются на корточки возле цветка)

Набирают сладкий сок (Втягивают в себя воздух через импровизированную трубочку) :

Наши пчелки в хоботок. (Два соединенных трубочкой кулачка)

Взвились, загудели, (Встают, начинают размахивать руками)

Домой полетели (Бегут по кругу и летят к дереву, садятся на корточки).

- Однажды в лес пришел какой-то человек за дровами и видит он медведя. Медведь сам ест мед пчелиный, а своим лохматым хвостом, пчел отгоняет (несколько детей– пчелок летают вокруг медведя) .

- БашкирАнвар : «Эй, ты косолапый! Так значит, это ты убиваешь пчел и ешь готовый мед. Вот я тебе сейчас покажу!» (берет медведя за хвост и тянет, пока хвост не оторвался) .

Фото «Медведь и пчелы»
Конспект НОД по чтению и обыгрыванию башкирской народной сказки - фото

-Опечалился медведь, что остался без длинного хвоста и ушел в лес, низко склонив голову (уходит и садится на пенек). С тех пор у медведя хвост маленький, короткий.

человек-башкир поправил бортевой домик и отправился к себе домой. (уходит за юрту) .

-Удивились пчелы и спрашивают у главной пчелы :

Пчела РАМИЛЯ : «Почему этот человек не доел наш мед?»

Главная пчела АЙГИЗА : «Догоните этого человека и спросите его, почему он оставил нам мед.»

-Полетели пчелы к человеку (летят к юрте) и спрашивают:

Пчела :АЛИНА «Почему ты не доел наш мед?» (Рамиля и Алина)

Башкир Анвар : - Если бы я съел ваш мед, вы бы погибли с голоду зимой. И тогда я бы тоже остался без меда.

-Полетели пчелы в свой бортевой домик и передали главной пчеле слова человека. И тогда позвала она всех пчел и стали они думать (Пчела-матка в центре круга, а пчелы в кругу и думают).

-Думали, думали и придумали. Решили пчелки полететь к человеку и просить его, чтобы он оберегал их от медведя. Прилетели пчелы к человеку.

Пчела Мурат : «Возьми нас к себе, не давай медведю в обиду»

Пчелка :САМИРА «А мы тебе за это спасибо скажем, медом с тобой поделимся»

БашкирАнвар : «Хорошо. Я вам построю хороший и удобный дом-улей. Вы там будете жить и мед собирать» (идет с топором и делает движения - строит дом)

-Обрадовались пчелки и стали веселится. Простили они медведя и позвали к себе на танец.

Фото №1 НОД по чтению и обыгрыванию башкирской и народной сказки

Танец «Подружимся»

-С тех пор пчелы живут в домике - улее и угощают своим пчелиным медом людей.

Вот и сказке конец!

- Какая интересная сказка!

- Как называется сказка?

Ответы детей: «Пчелы и медведь»

- Кто написал эту сказку?

Ответы детей: башкирский народ, поэтому она называется башкирская народная сказка.

-Почему человек не съел мед? (Если бы он съел, пчелы остались бы на зиму без меда.)

-Как выручил человек пчел из беды? (Проучил медведя, Он сделал им улей)

-Как отблагодарили пчелы человека? (Кормили человека медом).

-Ребята а что такое улей? (Это дом для пчел)

- Место, где находятся ульи, называется пасека.

- Пчелы добывают мед

-Вы дюбите мед?

-А какой по вкусу мед? Мед очень вкусен и полезен, он лечит многие болезни. Спасибо пчелкам за их труд.

А сейчас мы с вами угостимся башкирским национальным блюдом чак- чак, который полит сладким медом.

Публикации по теме:

Конспект занятия по чтению и обыгрыванию стихотворений А. Барто «Бычок», «Кораблик» Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Бычок». Задачи: помочь детям запомнить стихотворение «Бычок» А. Барто и учить рассказывать.

Фотоотчёт «ИЗО в старшей группе. Рисование «Как мы играли в подвижную игру «Медведь и пчелы», «Девочка в нарядном платье»Фотоотчёт «ИЗО в старшей группе. Рисование «Как мы играли в подвижную игру «Медведь и пчелы», «Девочка в нарядном платье» Уважаемые коллеги! Представляю Вам фотоотчёт по рисованию. НОД по рисованию в детском саду, помогает ребенку выражать свои творческие.

Конспект занятия по чтению детям русской народной сказки «Лисичка — сестричка и волк» Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Базовый вид деятельности: Развитие речи.

Конспект НОД по чтению художественной литературы по ненецкой народной сказке «Кукушка» Конспект НОД по образовательной области «Художественная литература» в старшей логопедической группе «Радуга» дата: март 2018г. воспитатель:.

Конспект НОД по чтению художественной литературы на тему «Чтение русской народной сказки «Пых» (вторая младшая группа) Конспект НОД по чтению художественной литературы на тему: «Чтение русской народной сказки «Пых». (2 младшая группа) Программные задачи:.

Конспект НОД в первой младшей группе «Рассказывание детям русской народной сказки «Маша и медведь» Конспект НОД в первой младшей группе «Рассказывание детям русской народной сказки «Маша и медведь» Цель: учить детей слушать сказку не.

План-конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по чтению русской народной сказки «Хаврошечка» Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка»,.

Сценарий праздника русской народной сказки «Медведь и Лиса» В рамках праздника мы деткам показывали русскую народную сказку: "Медведь и Лиса (или Как Медведь к Лисе сватался)" Цель: познакомить детей.

Занятие по чтению русской народной сказки «Колобок» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту).

Сказка-шумелка по пожарной безопасности «Медведь и пчелы» Сказка - шумелка /по пожарной безопасности/ «Медведь и пчелы" Ведущий: Раз осеннею порой Лесом шел Медведь домой. По тропиночке ступал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по чтению и обыгрыванию башкирской народной сказки «Медведь и пчелы»
Опубликовано: 10 ноября 2018 в 12:27
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД