НОД по формированию целостной картины мира «Лес — точно терем расписной!» для детей средней группы.

Светлана Иванова
НОД по формированию целостной картины мира «Лес — точно терем расписной!» для детей средней группы.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие"

Интегрируемые образовательные области «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: закрепление и расширение знаний детей об осенних изменениях в природе.

Задачи:

1. Формировать интерес к познанию окружающего мира.

2. Воспитывать чувство прекрасного и его проявления в любом качестве.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели.

III. Изучение нового материала:

-Вспомните, какие растения были летом? Растения летом зеленые, многие из них цвели.

-Что образуются у многих растений еще летом? Вспоминаем рассматривание цветов на участке детского сада- на цветах наблюдали созревающие семена календулы.

С приходом осени листья на деревьях и кустарниках меняют свою окраску, а затем начинают опадать. Желтеют и травы. Цветущих растений становится меньше. На многих растениях можно наблюдать плоды и семена.

-На всех ли лиственных деревьях и кустарниках одновременно начался листопад?

-Со всех ли лиственных деревьев и кустарников уже опали листья?

-Видели ли вы сейчас растения с зелеными листьями?

-Когда лес бывает более красивым летом или осенью?

-В каком состоянии летом и осенью находятся хвойные растения?

-Давайте сравним состояние хвойных растений летом и осенью с состоянием лиственных растений в тоже время.

Хвойные деревья и кустарники остаются на зиму с зелеными листьями. Чем же объяснить, что эти растения благополучно переживают зиму без листопада. Дело в том, что листья хвойных деревьев покрыты тонкой кожицей, пропитанной пробковым веществом. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев и кустарников. Кроме того, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на листочках лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья сломались под его тяжестью.

-Какие важные изменения в жизни растений происходят осенью? Эти изменения связаны с похолоданием и изменением светового дня (называется листопадом).

Сбрасывая листья, растения спасаются от засухи. Дело в том, что листья испаряют большое количество влаги, но с наступлением холодов сильно охлаждается почва, и вместе с ней вода. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Оставшись на зиму листья послужили бы источником громадных бедствий для растений. Ветки не выдержали бы лежащего снега на листьях и сломались бы. Все перечисленные факторы указывают прямо или косвенно на то, что изменения в растениях связаны с температурой воздуха, но не ей принадлежит роль главного регулятора сезонных изменений в жизни растений. Таким регулятором считают продолжительность светового дня. Только этим можно объяснить, что весной и осенью при одинаковой температуре изменения у растений имеют противоположную направленность.

-Когда начались изменения окраски листьев? В конце августа.

-У каких деревьев листва краснеет, а у каких желтеет? Береза, ива, осина-желтые листья, а у рябины, калины, клена листва красного цвета.

-Какого цвета листва сирени осенью? Зеленая.

-Какого цвета хвоя лиственницы осенью? Желтая.

-Как вы думаете, какие деревья, молодые или старые первыми сбрасывают листву? Старые деревья первыми сбрасывают листву.

-Где быстрее сбрасывают деревья листву: в парках или в лесу? Спросить у родителей.

-У больных или у здоровых деревьев раньше начинается листопад? У больных деревьев листопад начинается раньше.

-У каких деревьев самый поздний листопад? (Сирень)

IV. Дидактическая игра «Собери листочки». Каждый упавший лист необходимо открепить и высушить.

НОД по формированию целостной картины мира «Лес — точно терем расписной!» для детей средней группы.

V. Физкультурная минутка «Осень».

Ветер северный подул: «С-С-С!»

Все листочки с веток сдул

(Пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились.

(Помахать ручками в воздухе).

Дождик стал по ним стучать

Кап! Кап! Кап!

Кап! Кап! Кап!

(Постучать пальцами правой руки по ладошке левой).

Град по ним заколотил.

(Щепотью правой руки постучать по левой ладошке).

Листья все насквозь пробил.

(Постучать кулачком правой руки полевой ладошке).

Все потом припорошил

(Плавные движения кистями рук вперед, назад.)

Одеялом их накрыл.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И. Бунин

VI. Рассматривание с детьми картин известных художников на тему «Осень».

o Исаак Левитан «Золотая осень»;

o Архип Куинджи «Осень»;

o Исаак Бродский «Опавшие листья»

Исаак Ильич Левитан-русский художник, создатель «пейзажа настроения». Любимое время года Левитана-осень, и осенних пейзажей в наследии художника больше всего. Картина «Золотая осень» -самая известная в мире. На ней художник показывает контрастные краски осени: золото листвы, тусклую зелень увядшей травы. Прозрачную голубизну неба и речки. Он передает радостную красоту последних ярких дней перед увяданием поздней осени.

Архип Куинджи-русский художник – пейзажист. Его называют «кудесником цвета»

Кудесник – чародей. (стр. 306 Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов).

«Осень»-одна из картин-миниатюр Куинджи. В этом произведении художник экспериментировал с цветом, усиливая его насыщенность. Пятна разноцветных листьев «горят» на фоне сочной травы и густо зеленых деревьев. Ярко – синее небо отражается в ручейке, убегающем в даль.

Исаак Бродский –русский художник –реалист. На картине «Опавшие листья художник изобразил веранду дачи. В проеме открытой двери виднеется осенний сад. Веранда освещена неярким солнцем. Листья облетают с веток деревьев. Солнечные блики играют на полу и на стенах веранды.

Веранда (то же что и терраса) -летняя открытая пристройка к дому, зданию (стр. 784 С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»).

VII. Коллективный коллаж «Осенние листья». Каждый ребенок получает опавший листок, наносит гуашь красного или желтого цвета на выбор, и ставит листиком отпечаток.

VIII.Подведение итогов занятия:

-В какое время года бывает листопад?

-С каким явлением природы это связано? Световой день становится меньше, температура воздуха тоже падает.

Публикации по теме:

Аппликация в подготовительной к школе группе «Лес, точно терем расписной…» Мастер-классАппликация в подготовительной к школе группе «Лес, точно терем расписной…» Мастер-класс «Листопад» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой.

Фотоотчёт «Лес, точно терем расписной»Фотоотчёт «Лес, точно терем расписной» Фотоотчёт «Лес, точно терем расписной» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою.

Коллективная работа «Лес, точно терем расписной». Рисунок гуашьюКоллективная работа «Лес, точно терем расписной». Рисунок гуашью Вот и миновала пора золотой осени. Уже выпал первый снег. Даже у нас в Санкт - Петербурге совсем зимняя погода. Но красота золотой осени.

Конспект НОД по рисованию «Лес точно терем расписной» Конспект занятия по изобразительной деятельности (ст. гр.) Тема: «Лес, точно терем расписной» Разработала: Дурнева Ирина Николаевна воспитатель.

Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира «Весна. Первоцветы» НОД по ФЦКМ Тема: «Весна, первоцветы». Цели: Закрепить представления детей о весне, формировать знания детей о весенних цветах-первоцветах.

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе «Как появилась одежда» Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: «Как появилась одежда» Программное.

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе «Овощи» Задачи: уточнить представления детей об овощах, о том, где они растут. закрепить умение правильно называть овощи, описывать их форму, цвет.

Конспект занятия по аппликации «Лес, точно терем расписной…» в подготовительной группеКонспект занятия по аппликации «Лес, точно терем расписной…» в подготовительной группе Цель: Развивать умение детей создавать образы разных деревьев. Задачи: Побуждать детей к поиску оригинальных способов создания деревьев,.

Лес, точно терем расписной… (фотоотчет)Лес, точно терем расписной… (фотоотчет) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной, Стоит над светлою поляной… (И. Бунин) Как точно, ярко описано.

Занятие по формированию целостной картины мира в средней группе «Лесной переполох» Занятие по формированию целостной картины мира в средней группе «Лесной переполох» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Формировать знания детей о лесе:.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Деревья и листья
  • Осень
Автор публикации:
НОД по формированию целостной картины мира «Лес — точно терем расписной!» для детей средней группы.
Опубликовано: 18 декабря 2016 в 08:29
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о проведении новогоднего утренника «Проделки Снежной королевы»
Фото отчет о проведении новогоднего утренника «Проделки Снежной королевы» Что такое Новый год? Это дружный хоровод. Это смех ребят веселых Возле всех...
Дидактические игры «Снеговик». 1 часть
Дидактические игры Несколько увлекательных идей для любознательных детей на тему «Снеговик». 1 часть. Данные игры были проведены 18...
Детский мастер-класс по произведению Аркадия Гайдара «Сказка о Военной тайне, о...
В 2019 году, 22 января, исполняется 115 лет со дня рождения замечательного писателя Аркадия Гайдара, написавшего много детских книг, в том числе Сказку об...
Сценарий развлечения в рамках тематической недели «Моя малая Родина — с. Большая...
Развлечение в рамках тематической недели «Моя малая родина –с. Большая Казинка» Цель: закреплять знания детей о малой родине с. Большая Казинка....
Сценарий развлечения «Рождественские игры»
Сценарий развлечения «Рождественские игры» Смирнова Наталья Александровна. Цель: социализация дошкольников через приобщение к национальной культуре....