Получи документы

Конспект НОД по формированию фонематической стороны речи у детей старшей группы «Гласные звуки и буквы»

Наталья Петрушова
Конспект НОД по формированию фонематической стороны речи у детей старшей группы «Гласные звуки и буквы»

Конспект мастер-класса НОД в старшей группе компенсирующей направленности

по теме: «Гласные звуки и буквы»

Подготовила и провела учитель-логопед Петрушова Н. В.

Тема: «Гласные звуки и буквы»

Цель: Закрепить знания детей о гласных звуках и буквах.

Коррекционно-обучающие задачи

1. Четко произносить гласные звуки : А, О, У, И, Ы

2. Закрепление знания об артикуляционной позе звука.

Публикация «Конспект НОД по формированию фонематической стороны речи у детей старшей группы „Гласные звуки и буквы“» размещена в разделах

3. Дифференциация понятий «звук», «буква»

4. Научить выделять звук в ударной позиции в начале

5. Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА.

6. Научить оперировать звуками с опорой на мануальное подкрепление.

7. Закрепление на практике понятий слева, справа, между.

8. Обучение чтению.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Развитие слухового внимания.

2. Развитие вокальных навыков: умение петь гласные на мягкой атаке.

3. Развитие диалогической речи.

4. Развитие мелкой и общей моторики (речь с движением).

5. Развитие ориентировки в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи.

1. Воспитание вежливости.

2. Умение выслушивать ответ другого ребенка до конца, не перебивать.

Оборудование. Аудиозаписи: гласные звуки, шум города, сказка о гласных звуках и буквах; ростовая кукла «Бабушка Азбука»; куколки-звуки; карточки с буквами (А, У, И, О) разных цветов и размеров; конверты; картинки (аист, Айболит, акула, апельсин, утка, утюг, удочка, улитка, ослик, облако, индюк, иголка, ирис,ива).

Предварительная работа. НОД по формированию фонетической стороны речи : звуки А, О, И, У, Ы.

1. Оргмомент.

Дидактическое упражнение «Что ты слышишь?»

Л-д: ребята закройте глаза, внимательно послушайте и определите, какие звуки вы услышите (Аудиозапись «Шум улицы»).

2. Сообщение темы.

Л-д: Какие звуки вы услышали.

Дети: Гул улицы, сигнал сирены, звук мотора подъезжающей машины, шум закрывающихся дверей.

Л-д: Что издает эти звуки?

Дети: Предметы.

Л-д: Как можно одним словом назвать эти звуки?

Дети: Неречевые.

Л-д: А какие еще есть звуки, если их издают при помощи органов артикуляционного аппарата?

Дети: Речевые.

Л-д: Да. И сегодня мы продолжим разговор о гласных звуках.

3. Сюрпризный момент.

Раздается стук.

Л-д: Кто-то к нам пришел. О, да это Бабушка Азбука. Я ее сегодня пригласила к нам на занятие. Поздоровайтесь, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Л-д: Я пригласила Бабушку Азбуку потому, что она учит всех дошколят буквам и читать. И мы без нее никак не обойдемся.

Л-д: Б. Азбука, ты ведь знаешь очень много интересных сказок, расскажи, пожалуйста, и нашим детям одну из них.

4. Сказка «О гласных звуках»

Азбука: Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер : А — радостный и веселый, У — угрюмый, задумчивый, О — очень любил всему удивляться, И — игривый, улыбчивый, Ы — самый серьезный и хмурый.

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько — высоко:

- А, У, О, И, Ы.

И низко:

- А, У, О, И, Ы.

По одному и парами:

- А, ОИ

По трое:

- ИАЫ.

И хором:

- АУОИЫ.

Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и красные рубашки подарили.

Л-д: Да, АЗБУКА, наши ребята знакомы с гласными звуками и очень любят их песенки, послушай.

5. Пение гласных на мягкой атаке. (Музыкальное сопровождение, мануальное подкрепление.)

6. Уточнение и дифференциация звуков [А], [О], [У], [И].

Л-д: Ой, смотрите кто к нам пришел, услышав свои песенки.

На доске выставляются Куклы-гласные (с схематическим изображением звука).

Л-д: Ребята отгадайте этот звук. И объясните, как вы догадались

Дети: Это звук А. На звук А мы широко открываем рот.

7. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

Л-д: Я буду произносить звуки, а вы хлопните тогда, когда услышите звук О и топните, когда услышите звук А

а, и, а, о, и, а, ы, о, и, у, а, у, о, и, ы, а,а

8. Дидактическое упражнение «Подари подарки звукам» (вспомнить слова, начинающиеся со звуков А, У, О, И.)

Л-д: Нашим девочкам-звукам я приготовила подарки. Нужно определить первый звук в слове и подарить картинку соответствующей девочке.

Л-д: А почему вы не подарили подарки звуку Ы?

Дети: Потому, что нет слов, которые начинаются на Ы

9. Д\и «4-й лишний» (произнесение слов с мануальным подкреплением начальных гласных звуков).

Осень, астра, Айболит, арка;

Индюк, ирис, ива, Аня;

Облако, остров, ум, обруч

10. Упражнение для развития координации речи с движениями.

Л-д: Ребята, давайте покажем Азбуке и Гласным звукам зарядку.

Мы в лес пошли, Ребенок марширует.

Топор нашли, Остановился.

Дрова рубили: Ноги — на ширине плеч, руки — в «замок».

— Ах! Ох! Ух! Их! Энергичные наклоны.

11. Сказка «О гласных буквах»

АЗБУКА: Молодцы, но сказка моя еще не окончена, слушайте:

Но однажды задумались звуки :

- Как же так, — говорит А, — у всех есть дома, а у нас нет.

- У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.

- О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил О.

- И люди в домах живут, — тихонько заметил И.

- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, — возмутилась Ы.

Подумали-подумали да и начали дома мастерить. А да И нашли по три палочки. А сделал шалаш с перекладиной. И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.

У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.

О увидело колесо, оно ему и подошло.

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть БУКВАМИ.

У звука А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик-буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Ы — домик-буква Ы.

С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

12. Развитие мелкой моторики

Л-д: Покажите, какой домик построил звук А (О, У, И, Ы). Как называются домики звуков.

13. Анализ звуко-буквенного ряда из двух, четырех элементов.

Л-д: Нам б. Азбука принесла письма. Откройте конверты, достаньте карточки, что на них изображено?

Дети: Буквы.

Л-д: Я вам покажу ряд звуков, а вы выложите соответствующие буквы в том же порядке. (Л-д показывает звуки АУ (мануальное подкрепление). Дети на столах выкладывают буквы АУ)

Л-д: Какую первую букву вы положили? Какую вторую?

Л-д: Положите справа от буквы У букву И. Положите между буквами А и У букву О.

Л-д: Поставьте палец на первую букву и хором прочтем буквы.

14. Итог.

Л-д: Бабушка Азбука, как ты считаешь, наши дети знают гласные звуки и буквы.

Б. Азбука: Ребята, вы молодцы, хорошо занимаетесь на занятиях, если и дальше вы продолжите трудиться, то скоро познакомитесь со всеми моими звуками и буквами. А мне пора в книжку. Но на память я вам оставлю азбуку и необычное печенье-буквы. До свиданья.

Публикации по теме:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи Закрепляющий этап 1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи «Составь слово» Цель: учить выделять в словах первый звук и.

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи 1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи. «Повтори» Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по.

Конспект логопедического развлечения с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Гласные звуки» Логопедическое развлечение «В стране гласных звуков» (использовались изученные гласные звуки) (старшая группа компенсирующей направленности.

Конспект НОД «Гласные звуки [А], [У], [И]» Цели НОД: Образовательные: -закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [А], [И], [У]; -совершенствовать навык фонематического анализа.

НОД по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Н]-[Н’]. Буква Н» Конспект НОД по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Составила: учитель-логопед.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушениями речи на тему «Звуки [А], [У]. Буквы А, У» Тема Звуки [А], [У]. Буквы А, У. Цель занятия: Закрепить навыки различения и четкого произнесения звуков [А], [У]. Развивать фонематический.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшей группы «Транспорт» Тема: Транспорт Цели: Коррекционно-образовательная: • учить образовывать приставочные глаголы. Коррекционно-развивающие: • развивать логическое.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Гласные звуки» Цель: обогащение речевой среды ребенка Задачи: Образовательные - учить детей различать и правильно использовать термины «звук» и «буква»;.

Конспект занятия по развитию речи «Звуки и Буквы» для подготовительной группы Целевой ориентир: Умеют выполнять звуковой анализ слова; ребенок знает, чем отличается буква от звука, составляет предложение с использованием.

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП Одной из актуальных и значимых проблем обучения и воспитания дошкольников с детским церебральным параличом является развитие их речи. При.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию фонематической стороны речи у детей старшей группы «Гласные звуки и буквы»
Опубликовано: 24 ноября 2018 в 12:22
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД