Наталья Киченко
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Путешествие к деревьям»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи : Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева зимой. Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Путешествие к деревьям“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экскурсия по экологической тропе, наблюдение и сравнение деревьев по их характеристикам. Беседа на тему: «Как зовут тебя дерево», «Может ли мороз убить дерево?», «Ёлкины иголки». Разучивание дидактической игры «Что лишнее?», «Назови плод»; рассматривание иллюстраций по теме: правило поведения в лесу.
Материалы:
Презентация Д/И «Назови дерево», плакат с изображением дерева, веточки и плоды деревьев, карточки - «жители» дерева (мышь, крот, жук, муравей, кабан, медведь, гусеница, белка, летучая мышь, сова, конверты с заданиями.
Ход:
Воспитатель : - Ребята, в нашем детском саду работает туристическое агентство «Помощники природы». И вот сегодня мы получили приглашение на экскурсию – викторину по экологической тропе.
Вы готовы отправиться? Молодцы, но сначала скажите, а вы сможете объяснить, что означает слово лес? Ответы детей : «Лес – место, где растёт много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды».
Воспитатель : Правильно ребята!
В зал заходит Лесовичок.
Кто в лесу моем гуляет?
Кто здесь песни распевает?
О, да это ребятишки -
Смешливые девчонки.
Забавные мальчишки.
Здравствуйте, ребята.
Узнали, дети, вы меня?
Я – Лесовичок - старичок.
Кто природу губит,
С тем я строг.
А кто лес уважает,
Растения не обижает,
Зверям помогает,
Тот гостем желанным
У меня бывает.
Воспитатель : Уважаемый Лесовичок, мы с ребятами находимся в детском саду и идём на экскурсию по экологической тропе. Ты можешь пойти с нами.
Лесовичок. Я с большим удовольствием отправлюсь на экскурсию и даже вам помогу. Детский сад-это не лес, в нём не живут дикие животные, птицы,но растут разнообразные растения. Прежде чем отправиться по экологической тропе отгадайте загадку и узнаете, какие растения растут в вашем детском саду.
Загадка:
Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук и тысяча ладошек (Дерево)
Лесовичок: Совершенно верно, это дерево (показывает плакат). Назовите все части дерева (корень, ствол, ветки, листья, почки, цветы, плоды, семена). Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (оно дышит, питается, растёт, размножается). А как дышит дерево? Правильно листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород – этот чистый воздух, необходимый для жизни людей. Сегодня мы будем говорить о деревьях вашего детского сада.
Воспитатель : Лесовичок - наша экскурсия необычная, это экскурсия – викторина. Чтобы путешествовать по экологической тропе вам ребята придётся выполнить задания. (Все задания для команд находятся в конвертах с цифрами). За каждый правильный и полный ответ команда будет получать эмблему с изображением обитателя Леса, которыми потом будем заселять лесные «этажи» или ярусы на нашем дереве. Команды уже готовы.
Воспитатель : Представление команд. Команда «Лесной патруль»
Дети хором: Лесной патруль вперед идет, Лесной патруль природу бережет.
Воспитатель : Команда «Самоцветы»
Дети хором: Мы – команда «Самоцветы», Лучшие друзья планеты.
Лесовичок: Мы отправляемся на экскурсию по экологической тропе.
Я открываю конверт под №1. Что мы должны помнить, находясь на экологической тропе, в лесу?-
-Правильно, правило поведения в лесу.
Д/ игра: «Что обозначают эти знаки?» (Дети по – очереди выбирают знак и комментируют его). Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. В лесу нельзя шуметь и включать громко музыку, тревожить лесных обитателей и др. Лесовичок: Молодцы ребята! Вы хорошо знаете правило поведения в лесу.
Лесовичок: Идём дальше. Я открываю конверт под №2.
- Ребята, как вы думаете, как называются деревья, имеющие листву? Дети: Эти деревья называют лиственные. Почему деревья так называются? Дети: На ветвях этих деревьев растут листья. Почему лиственные деревья сбрасывают осенью листву? (Так как деревьям не достаточно солнца и влаги.)
-Какие же деревья растут в нашем детском саду, мы сейчас узнаем.
Д/ Игра: «Назови дерево».(Презентация) Нужно назвать деревья по силуэту, посовещавшись в своей команде. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. (Липа, тополь, ясень, рябина, ель, сосна, абрикос, вишня)
Лесовичок : Вижу, справились с заданием. Молодцы!
Воспитатель : Ребята, какое сейчас время года? (Зима). Правильно. На улице зима, сугробы намело, мороз. Не боитесь? Давайте расскажем об этом.
Речевая гимнастика (дети встают в круг) .
Ой, мороз, мороз, мороз,
снегом ветки все занес! дети трут руки, разводят руками в стороны, вверх
А мы не боимся, мы не боимся,
а мы веселимся! грозят пальцем,
поворачиваются друг к другу пританцовывая
Ой, мороз, мороз, мороз!
Он хватает нас за нос! (хлопают в ладоши, закрывают носики)
Ой, мороз, мороз, мороз!
Щиплет щеки нам до слез! (хлопают в ладоши, трут щеки)
Лыжи с палками возьмем
и на экскурсию в лес пойдем! (имитация ходьбы на лыжах)
Лесовичок: Пора вскрывать другой конверт. Конверт под №3.
Давайте назовём пословицы, в которых упоминаются деревья, лес.
Воспитатель : Я начну, а вы продолжите: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади», «Дерево узнают по плодам,а человека - по делам», «Сентябрь славится одной ягодой, да и то горькой рябиной», «От яблоньки яблочко, а от ели шишка», «Сосна кормит, а липа обувает», «Май леса наряжает, лето в гости ожидает», «И лес шумит дружней, когда деревьев много», «Враг природы тот - кто леса не бережет».
Лесовичок: Ну, молодцы! Тогда я с вами поиграю. Наша тропа необычная, она волшебная – на ней растут загадки. Какие же загадки «растут на участке»? Вот я сейчас проверю. Лесовичок загадывает загадки командам и зрителям, дети отгадывают. Отвечает только тот, кто первым поднимет руку.
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ёлочка.)
Это дерево по моде,
Осенью одели вроде,
У зеленого пальто,
Пуговки красны зато. (Рябина)
У меня длинней иголки,
Чем у самой рослой ёлки.
Подо мной полно соседей -
Кабанов, волков медведей.
(Сосна)
Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна -.
(Липа)
Воспитатель : Молодцы, ребята!
Лесовичок: Я открываю конверт под №4. Послушайте: Каждый раз под Новый год уменьшается количество елок в лесу. И лесные обитатели от этого очень страдают. Вы можете нам помочь. За каждый ваш правильный ответ будут вырастать елочки».
- Ребята, давайте поможем и выполним задание.
1 вопрос: Как называется лес, в котором растут елки, сосны? Как называются деревья в этом лесу одним словом? Дети: Хвойный лес. Хвойные.
2 вопрос: Чем ель отличается от сосны? (У ели ветки начинаются у самой земли. Не зря говорят: «пушистая ёлочка». У сосны ветки на самой макушке длинного, стройного ствола. У ёлки иголки – хвоинки колючие, короткие, тёмные, а у сосны белее мягкие, длинные, светлые. Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки -по одной)
3. вопрос : Чем настоящая елка отличается от искусственной? ( Дети: настоящая ель отличается от искусственной иголочками, которые, имеют приятный еловый запах.
Д/ Игра: «С какой ветки детки?» (Командам выдаются подносы с набором карточек веточек деревьев и шишек сосновых или еловых); нужно найти веточку дерева по его шишке и назвать это дерево - еловая шишка длинная, чешуйки более мягкие; сосновая шишка круглая с твёрдыми чешуйками) (за правильный ответ команды получают эмблемы)
Воспитатель : Ребята, деревья можно встретить в лесу, в саду, но и в сказках. Игра со зрителями «Назвать сказки, в которых присутствуют деревья» : «Гуси-лебеди» (яблонька, «Хаврошечка» (Яблонька), «У лукоморья дуб зелёный» А. Пушкин, К. Чуковский «Чудо – дерево».
Лесовичок: Я открываю конверт под №5.
Что необходимо для роста деревьев и других растений?
1. Солнце-источник света. Дерево не может жить без света.
2. Солнце-источник тепла. От количества тепла зависит и начала появления листьев.
3. Вода. Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождё м и другими видами осадков: снегом,росой,инеем,градом.
4. Воздух. Деревья, как и люди должны дышать. Им нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух.
5. Ветер - переносит пыльцу растений (ели, сосны, распространяет семена.
6. Птицы - поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.
7. Пчёлы, шмели,бабочки и др. насекомые пьют сок-нектар из цветков и опыляют их.
8. Дождевые черви рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
Лесовичок: Ну вот ребята,конвертов больше нет, а это значит, что нам пора возвращаться. Мы с вами много хорошего сделали: вспомнили правило поведения в природе, называли деревья детского сада,отгадывали загадки, определили что необходимо для роста деревьев,играли.
Воспитатель : Наша экологическая экскурсия-викторина подходит к концу. Мы много интересного узнали о деревьях. Ребята, деревья, – это огромное богатство нашей Земли! Это дом для насекомых, зверей, птиц, в лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят свое потомство. Растения очищают наш воздух, радуют нас своей красотой. Подсчитываются эмблемы командами и размещаются все жильцы на дереве - многоэтажном доме. (Лесовичок размещает жильцов на плакате). Уточняем, кто живё т в подземном этаже:- крот, мышь, многоножки, личинки жуков, муравьи. Кто на первом этаже: кабан,медведь. Кто на втором: гусеница, жук олень и усатый дубовый дровосек, белка, летучие мыши. Кто на третьем: сова и другие.
Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, в детском саду.
«Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережёт,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнёт,
Мухомор сшибать не станет,
И костёр не разведёт,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».
Давайте, ребята, всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашей планеты. Ведь деревья - это украшения нашей земли. Так давайте же беречь их!