МААМ-картинки

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Посылка из музея»

Надежда Чехнева
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Посылка из музея»

Тема: «Посылка из музея»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе „Посылка из музея“» размещена в разделах

Образовательные: Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. Научить изготавливать куклу «Пеленашку». Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь, активизировать в речи прилагательные.

Развивающие : Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, согласованность действий, чувство пропорции, умение подбирать цвета, ловкость.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

Методы и приемы:

Практические: изготовление куклы.

Наглядные: просмотр презентации «Народные куклы», рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.

Словесные: рассказ, беседа.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, куклы, коробочка-посылка.

Раздаточный материал: подносы с лоскутками (плотная светлая для куклы, цветная для платочка и одеяла, полоски, ленты, нити для завязывания.

Предварительная работа: Беседа «Откуда берутся игрушки?», чтение сказки «Василиса Премудрая».

Ход НОД:

I. Организационный момент.

Дети вместе с воспитателем занимаются уборкой в кукольном уголке, в группу заходит заведующая.

Заведущая - Здравствуйте! Сейчас позвонили в дверь и просили передать для вашей группы вот эту корзину, надеюсь, вы разберетесь, что с ней делать.

В. - Ребята, давайте посмотрим, что находится внутри. (мяч резиновый, машина пластмассовая, шумелка деревянная, игрушка оригами бумажная)

- Что это? А из какого материала они сделаны?

Д. - Мяч из резины.

В. - Он какой?

Д. - Резиновый.

Д. - машина из пластмассы, пластмассовая, шумелка из дерева, деревянная, лягушка из бумаги, бумажная.

В. - Посмотрите, здесь еще какая-то коробочка. Хотите посмотреть, что лежит внутри?

Д. - В коробочке есть игрушки из ткани и конверт, внутри флешка.

В. - Наверно там что-то интересное. Давайте посмотрим.

-Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком.

Пусть наши глазки все видят.

Ушки все слышат.

Голова запоминает,

А ротик ей не мешает.

II. Просмотр презентации «Народные куклы».

В. - (1 слайд) Снова конверт, что бы это значило? (2 слайд) Посмотрите-ка – приглашение. (3 слайд) Так это же Музей народного творчества в г. Пенза, где много красивых вещей.

А зачем ходят в музей?

Д. - В музей ходят, чтобы посмотреть на старинные вещи.

В. - Что именно вы хотели бы посмотреть в музее?

Д. - Посуду, оружие, игрушки.

В. – (4 слайд) Посмотрите, что изображено на фотографии?

Д. - Это куклы из ткани.

В. - Это действительно куклы – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются?

Д. - Их делали сами.

В. - Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала (тряпочек, травы, соломы, бересты). - Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?

Д. - Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.

- ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

на крылечке, на полатях

кукла сидит во все стороны глядит.

И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. С некоторыми из них играли, а какие-то оберегали своего хозяина. Куклы делились на 3 группы : обрядовые, игровые, куклы – обереги.

В. - Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег? (Ответы детей).

Д. - Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

В. - Сейчас дети играют с такими куклами?

Д. - Нет, с такими куклами играли очень давно.

В. - А что необычное есть во всех этих куклах?

Д. - У них не нарисовано лицо.

В. - Как вы думаете, как называлась такая кукла без лица?

Д. - (Ответы детей).

В. - Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие». В старину считали, что в такую куклу не может вселиться нечистая сила и она будет безопасна для ребенка. По народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ. Раньше такие куколки имели еще общие имена: рванки и мотанки. При их создании не применялись ни иглы, ни ножницы. Так как делающий куклу не хотел, чтобы владелец оберега был подвержен «колото-резанной» жизни. Создавались они из лоскутков ношеной одежды, и сохраняли в себе теплоту мыслей человека, носящей ее.

Каждая куколка обладала собственным характером, она была многоликой, могла плакать и смеяться.

(5 слайд) – Как только в семье появлялся маленький ребенок, к нему в люльку подкладывали маленькую куколку-оберег «Пеленашку». Когда малыши подрастали, они играли с этой куколкой.

(6 слайд) – А у этих полненьких куколок внутри зерно, они так и назывались – «Зернушки». Такую куколку делали после сбора урожая для того, чтобы в доме был достаток, Зернушка оберегала дом.

(7 слайд) – А это кукла - колокольчик. Считалось, что эта куколка оберегает хорошее настроение, если она есть в доме, значит, здесь всегда будут радость и веселье.

(8 слайд) - А вот и Утешница, чтобы она помогла горе пережить ей «дарили» конфеты, денежки, маленькие бублики.

(9 слайд) – Посмотрите, какая интересная куколка. Как вы думаете, как ее называли?

Д. - Многоручка.

В. - Это Десятиручка. Эту Многорукую куклу "Десятиручку" дарили на свадьбу, затем помещали на видное место в доме там, где женщина проводила много времени в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.

(10 слайд) ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела

два лица. Рано утром поворачивали светлой стороной на «день», а вечером – тёмной «на ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава богу, пусть ночь так же пройдёт»

(11 слайд) Кукла-Ангелочек охраняет своего хозяина от любой напасти, приносит удачу и отгоняет злых духов.

(12 слайд) Кукла-Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу. Веснянка является оберегом молодости и красоты. Приносит в дом благополучие.

(13 слайд) Зайчик на пальчик Куклу «Зайчик на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

(14 слайд) Неразлучники. Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.

Физкультминутка «Мы устали, засиделись».

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх- вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись.

И в последний раз присели,

А теперь на стульчик сели.

В. - А в корзинке ещё какая-то коробочка. Что же здесь может быть?

Д. - Подарки, сюрприз, куклы.

В. - А это куклы, которые нам прислали из музея. Возьмите по кукле и давайте назовём этих кукол.

- А какой-то куколки не хватает.

Д. - Нет пеленашки.

В. - Наверное, в музее её не оказалось. А чем мы можем помочь?

Д. - Можем сами сделать.

В. - Конечно, мы можем сами сделать куклу-пеленашку.

- Сегодня мы с вами станем мастерами – искусниками из древнего русского села и изготовим с вами куколку-пеленашку. Работа эта не так проста, поэтому мы будем с вами друг другу помогать. Пройдем к столу, там нам будет удобнее работать. Для начала я вам предлагаю, размять свои ручки и пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Тень тень потетень».

Тень, тень, потетень, (удары обеими руками о колени по очереди и 2 хлопка)

В огороде-то плетень (ладони с растопыренными пальцами скрещиваются)

В избе печка топится (показать крышу двумя ладонями, а затем соединить большие пальцы обеих рук, изображая огонь)

Бабушка торопится (изображая указательными и средними пальцами, как идёт бабушка)

Она репу печёт (изображая, как лепят пироги)

По тарелочкам кладёт (поочерёдно кончиками пальцев ударять то об правую, то об левую ладонь)

Кот к тарелке – скок! (изобразить когти и хлопнуть 1 раз)

Себе нос обжёг! (закрыть нос руками).

III. Показ педагога.

В. - Берём лоскут белой ткани. Какой он формы?

Д. - Прямоугольной.

В. - Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём полоски и перевязываем - получается головка.

- А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

- Что у нас получилось?

Д. - Голова, туловище куклы.

В. - Берём цветной лоскуток. Какой он формы?

Д. - Треугольной

В. - Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут?

Д. - Прямоугольной

В. - Кладё м Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.

- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?

Д. - Завязать.

В. - У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.

-А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?

Д. - Скрутить лоскут ткани, перевязать головку и талию. Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать.

В. - Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому-нибудь малышу как оберег.

Самостоятельная работа детей

Подведение итогов.

Воспитатель: Какие красивые у вас получились куклы. Эти куколки будут вашими оберегами. Вы можете рассказывать им свои секреты и самые заветные желания. А свою куколку я отправлю в музей. Загадайте желания и тихонечко скажите своим игрушкам. А теперь, чтобы наши желания исполнились, нужно сказать волшебные слова:

Оберег нас охраняй.

Жить счастливо помогай!

Дети повторяют хором.

Вот и подошло к концу наше занятие. Вы сегодня славно потрудились, узнали много нового. От ваших добрых дел загорелся маленький огонёк доброты. В древности, когда хотели поблагодарить, за добрые дела говорили: «Спаси Вас Бог». Постепенно «Спаси Вас Бог» превратилось в короткое слово «Спасибо». Я говорю вам всем и нашим гостям «спасибо».

Прикреплённые файлы:

narodnye-kukly_tc0lc.ppt | 18151,5 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Маски для карнавала в Рио-де-Жанейро» в подготовительной группеКонспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Маски для карнавала в Рио-де-Жанейро» в подготовительной группе Цели занятия: 1. Дать представления детям о карнавале в Рио – де –Жанейро. 2. Учить детей декорировать маску для карнавала в технике коллаж.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Школа юного актера» Тема: «Школа юного актера» Приоритетная образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Художники-помощники» Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе «Художники – помощники» Цель: Развивать потенциальные.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Звездный пришелец» в подготовительной группе Программное содержание: 1. Побуждать лепить объемные полые объекты из глины, используя алгоритм выполнения работы. 2. Развивать творческое.

Конспект НОД по художественно эстетическому развитию в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес» Программное содержание I. – закрепить умение детей рисовать деревья; – продолжать учить детей создавать композицию; – совершенствовать технику.

Конспект НОД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию «Птица счастья»Конспект НОД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию «Птица счастья» Программное содержание Совершенствовать умение создавать яркий художественный образ птицы-символа добра, счастья, благополучия.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Красавица Зима» Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему: «Красавица.

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Зимняя сказка» в подготовительной группе Конспект ОД по художественно - эстетическому развитию Тема: «Зимняя сказка» Группа: подготовительная Задачи: Образовательные: Уточнить.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка» в подготовительной группеКонспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка» в подготовительной группе Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка + декоративное рисование) в подготовительной группе. "Дымковская игрушка".

Конспект ООД по речевому и художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «В космосе так здорово!»Конспект ООД по речевому и художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «В космосе так здорово!» Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования. "Развитие речи на ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной.

Автор публикации:
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Посылка из музея»
Опубликовано: 11 сентября 2019 в 14:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД