Лучший педагог года

НОД по логопедии. Предупреждение дислексии и дисграфии

Ксения Луцишина
НОД по логопедии. Предупреждение дислексии и дисграфии

«Как хорошо уметь читать!»

Обобщающее занятие по предупреждению дислексии и дисграфии.

Цель:

1. Развивать у детей пространственные ориентировки, используя зеркальные буквы.

2. Закреплять умение узнавать букву по ее элементам.

3. Совершенствовать фонематическое восприятие, закреплять умение составлять слоги из букв, слова из заданных слогов, печатать слова из ералаша букв и делить их на слоги.

4. Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.

Публикация «НОД по логопедии, Предупреждение дислексии и дисграфии» размещена в разделах

5. Закреплять умение детей различать слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, предлоги и составлять из них предложения.

6. Развивать у детей логическое мышление, память, зрительное и слуховое внимание.

Материал: плакаты, зеркальные буквы, «сломанные» буквы, картинки с изображением перелетных птиц, конверты с буквами, изографы, конверты с разделенными на слова предложениями, буквы для игр, записи песен Вл. Шаинского «Чему учат в школе?», «Голубой вагон».

Ход занятия.

1 часть.

Вход под песню «Чему учат в школе?» муз. Вл. Шаинского. Построение полукругом. Ребенок читает: «Как хорошо уметь читать!»

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку просить:

«Прочти, пожалуйста, прочти».

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу».

Не надо звать, не надо ждать,

А можно сесть и прочитать!

Дети читают плакаты: «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа! В добрый путь! Счастливого пути! Отличных успехов в учебе!»

Логопед : Дети, у нас сегодня новый ученик. Здравствуй, Незнайка!

Незнайка: Здравствуйте, дети!

Логопед : Ты откуда к нам пришел?

Незнайка: Из Лесной школы, всю зиму там учился. Теперь решил к вам прийти, чтобы поучится вместе с вами.

Логопед : Хорошо, оставайся.

2 часть.

Логопед : Сейчас мы покажем Незнайке, чему научились в этом году. Покажите правильные буквы и отдайте их Незнайке.

Незнайка показывает по одной букве и называет К, Р, В, Б. Затем показывает детям конверт с изображением, на котором изображены разные буквы, и говорит: «А я вам тоже приготовил задание» Незнайка достает из конверта «сломанные» буквы и размещает их на фланелеграфе. Дети узнают эти буквы, называют и «ремонтируют».

Логопед : А что мы можем составить из букв? (разные слова)

Логопед обращает внимание на картинки, лежащие перед ними на столах: «Посмотрите на птиц и определите их название. Угадайте, каких птиц я назову сейчас:

Рец, скво – скворец

Вей, ло, со –соловей

Сты, и, а – аисты

КА, чай – чайка

Ли, цап – цапли».

Предлагает напечатать название своей птицы из букв, лежащих в конверте. Затем каждый ребенок читает название своей птицы и делит на слоги.

Логопед : А какие это птицы? (Перелетные)

Когда прилетают к нам перелетные птицы? (Весной)

Незнайка, сколько перелетных птиц прилетает к нам весной? (Много) Дети конкретно называют много каких птиц прилетает к нам весной? (Много скворцов, много грачей, много ласточек и т. д.)

А названия птиц – это что за слова? (слова – предметы)

Ребенок читает стихотворение о словах предметах :

Мы очень любим называть

Различные предметы

И на вопросы отвечать,

Ведь сами мы – ответы!

Вопросы эти «кто?» и «что?»

Без не может жить никто,

А кто на них дает ответ,

Тот называет нам предмет.

«Кто?» - ребенок, цыпленок, котенок.

«Что?» - книга, ложка, лото.

- А к названию птиц, какой вопрос мы можем поставить? («Кто?» Птицы – это живые предметы).

- Кроме слов предметов, какие слова вы знаете еще? (Слова – действия).

Ребенок читает стихотворение о словах-действиях:

Что умеют слова-действия?

Там бегать, тут прыгать,

Резвиться, играть,

Вскочить и подвигать,

Тут бросить, там взять.

Все в мире умеют

Ходить и стоять,

Любить и сердиться,

Простить и понять!

- На какие вопросы отвечают слова-действия? (“Что делают?”, “Что делает?”, “Что делал?”.

- Подберите слова-действия к птицам. Что делают птицы? (Летают, сидят, смотрят, поют, прыгают, клюют, вьют гнезда, высиживают птенцов и т. д.).

Незнайка: (предлагает детям новое задание) – В Лесной школе мы учились читать изографы. Я принес с собой несколько изографов и хочу, чтобы вы их прочитали. (Незнайка раздает изографы, и дети их читают).

Логопед :

- Какие изографы принес вам Незнайка? (Разные).

- А как называются слова, которые отвечают на вопросы: “какие?”, “какой?”, “какая?”, “какое?” (слова-признаки).

Двое детей читаю стихотворение о словах-признаках:

У предметов – слов подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить:

Вот громкий стук, вот синий шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий мяч,

Вот острый меч,

Весенний сад, родная речь!

Дети подбирают слова-признаки к словам-изографам:

Лист (какой) – зеленый, молодой, маленький, клейкий, липкий, блестящий, гладкий, душистый и т. д.

Яблоко (какое) – круглое, румяное, сладкое, ароматное, хрустящее, полезное, вкусное и т. д.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра: “Живые буквы”.

У каждого ребенка в правой руке буква (согласная или гласная). Дети “едут на поезде” (под музыку Вл. Шаинского “Голубой вагон”). Во время остановки соединяются попарно гласная буква с согласной. Первыми садятся те дети, у которых получились прямые слоги, затем те, у которых получились обратные слоги.

Логопед :

- Дети, мы знаем разные слова: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, которые состоят из букв и делятся на что? (На слоги).

- А что можно составить из слов? (Предложение)

- Что такое предложение? (Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль)

- А какие коротенькие слова помогают нам составить предложение? (Предлоги)

- Назовите их. (В, НА, ПОД, НАД, ИЗ)

- Как нужно правильно писать предложение? Скажи нам, Незнайка, об этом.

Незнайка:

- Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.

Логопед :

- Молодец, Незнайка, хорошо ты учишься в Лесной школе.

Логопед предлагает детям открыть конверты и достать бумажные полоски.

- Что на них написано? (Слова)

- Что можно составить из этих слов? (Предложение)

- Найдите первое и последние слова и положите их на свои места, а теперь так распределите оставшиеся слова, чтобы получилось предложение.

Все дети работают за столами, а Незнайка у доски. После составления предложений дети читают их по порядку:

Наступила долгожданная весна. Небо стало голубым и высоким. Яркие солнечные лучи пригрели землю. Серый рыхлый снег начал таять. На солнечной полянке появились первые проталины. Побежали звонкие ручейки. С юга вернулись перелетные птицы. Они стали вить гнезда. В лесу расцвели красивые подснежники. На деревьях распустились зеленые листочки. Медведица с медвежатами вышла из берлоги. Спящая природа ожила.

- Что получилось? (Рассказ)

- О чем этот рассказ? (О весне)

- Как мы его назовем? (Весна)

- Скажите, дети, чему мы научились в детском саду?

Ребенок:

Научились мы писать,

Книжки разные читать,

Предложения составлять

И слова определять.

Незнайка выходит к доске и на фланелеграфе помещает слова:

КОНЕЦ

ЗАНЯТИЯ.

Публикации по теме:

Конспект логопедической НОД по дифференциацию звуков [Л]-[Л’] для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепление навыков различения звуков «Л-ЛЬ» в связной речи. Задачи: продолжать учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости;.

ИКТ в логопедии, требования СаНпиН В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника. Игровые и обучающие программы предлагаются для детей, начиная.

Конспект индивидуального занятия по логопедии «Автоматизация звуков [Р]-[Р’]» Коррекционно-образовательные цели. Совершенствование грамматического строя речи (работа над словообразованием учить образовывать прилагательные.

Конспект НОД по логопедии для детей подготовительной группы «Автоматизация звуков [С] и [Ш]» Цель: Автоматизация звуков «С» и «Ш». Задачи: 1. Развивать моторику рук и тактильные ощущения. 2. Развивать общую и мелкую моторику, координацию.

Конспект открытой НОД по логопедии «Образование имен существительных множественного числа» по теме «Приближение весны» Образование им. существительных мн. ч. в И. п. от им. существительных ед. ч. в И. п. по теме «Приближение весны» Задачи: 1) Образование им.

Мифы логопедии (лекция для родителей с использованием мультимедиа) Цель лекции : знакомство с профессией логопеда. Задачи: в доступной форме исправить общераспространенные представления, возможные заблуждения.

Наглядно-игровые средства в логопедииНаглядно-игровые средства в логопедии Игра – основной вид деятельности дошкольника. С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого.

Семинар-практикум для педагогов «Социо-игровые технологии в логопедии» СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Цель работы: Обучение применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Задачи:.

Статьи по логопедии периодической литературы Нарушение речи - достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Многолетняя практика показывает, что при систематической.

Открытое занятие по логопедии в старшей группе «Страна Букв и Звуков»Открытое занятие по логопедии в старшей группе «Страна Букв и Звуков» Открытое занятие по логопедии в старшей группе. «Путешествие в страну Букв и Звуков» Ход занятия: Педагог встречает детей с шариком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по логопедии. Предупреждение дислексии и дисграфии
Опубликовано: 25 апреля 2016 в 10:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД