Папки-передвижки

«Насекомые». НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы

Светлана Федулова
«Насекомые». НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы

Задачи: Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства); продолжать формировать навыки и умения выделять первый звук в слове, твердые и мягкие согласные, делить слова на слоги, «измерять» длину слов; составлять предложения; подбирать синонимы и антонимы; использовать многозначные слова (крыло); подбирать рифму и выразительно читать стихи.

Материалы и оборудование: Слайдовая презентация «Насекомые», «Цветы». Слайды: гнезда диких пчел, соты разной величины. Микроскоп с препаратом мушки дрозофилы; игрушка доктор Айболит.

Методы: беседа, наблюдение, рассматривание, художественное слово.

Публикация «„Насекомые“, НОД по образовательной области „Речевое развитие“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Ход:

- Наступила осень. Стало пасмурно, холодно. Всё живое готовиться к зиме.

Ребёнок читает стихотворение В. Берестов «Тучка»

Тучка

Тучка с солнышком опять.

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется,

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдётся,

В небе радуга смеётся.

- О каком времени года говориться в стихотворении? Как описывает поэт настроение?

Дети: Об осени: идет дождь, на душе грусть, но становиться весело, когда солнышко. Тогда мы видим радугу.

- Да, совсем недавно мы слышали веселые песенки разных насекомых. А какие вы знаете?

Дети: Песенку жука – «жужжалочку». Он жужжит.

Все вместе читают чистоговорку:

Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Дети: Ещё мы знаем песенку комарика – «ззз – зуделочку». Он кричит: «Зу – Зу – Зу, захочу и укушу». А у змеи – «шипелочка» («шу – шу – шу, потихонечку шуршу»). А у стрекозы – «стрекоталочка» - тр. – тр. (Показывают, как стрекоза лапками трёт и стрекочет.)

- Но самые веселые, звонкие, нежные и «ароматные» песенки, конечно у ….

Дети: у цветов.

- Какие цветы особенно любят звенеть?

Дети: Колокольчики (показ слайда)

- Давайте покажем, как поёт колокольчик.

Мальчики поют низко «З. – З. – З. – З.», а девочки – тонко и нежно «зь – зь – зь – зь» (повторяют несколько раз порознь и вместе).

- А что может звенеть? (слайд колокола).

Дети: звонок, колокольчик.

- Давайте сделаем колокольчик – колокол (пальчиковая гимнастика) и споем песенку колокола.

Колокольчик всё звенит,

Язычком он шевелит,

Дзинь – дон, дзинь – дон,

Колокольный льётся звон.

Дидактическая игра «Собери букет».

- Мы пришли на красивую поляну, на которой растёт очень много разных цветов. Показ слайдов с изображением разных цветов. Дети называют цветы, выделяя голосом первый звук: р. - ромашка, м. – мак, н – нарцисс.

- Вот мы и собрали букет. (На слайде букет цветов).

- А сейчас поиграем. К нам прилетели веселые друзья – насекомые. (Слайды с изображением насекомых: жук, пчела, бабочка). Дети называют.

- Ребята, посмотрите, насекомые грустные, так как они потеряли свои домики. Поможем им?

Дидактическая игра «Кто с кем дружит»

- Чтобы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия, например, слова «жук», и выбрать ему слово – цветок. Для жука это мак (одна часть). А пчела где будет жить?

Дети: Пче – ла – две части. Для нее домиком могут стать нар – цисс, тюль – пан, ро – за, си – рень. Ба – боч – ка – три части: она может поселиться в таких цветах, как ро – маш – ка, ва – си – лёк.

- Слышите, как они вас благодарят?

Дидактическая игра «Подскажи слово»

- Вот какие чудесные истории случаются с цветами. Однажды я слышала разговор жука и лютика, но некоторые слова я забыла, а вы поможете их вспомнить. (Чтение стихотворения Р. Сефа «Разговор жучка и лютика» с подбором рифмующихся слов.)

- Лютик, лютик, что хохочешь?

- Да, ведь ты меня….(щекочешь).

- Так листочки мне….(щекочешь,

Что не хочешь - ….(захохочешь).

Физминутки.

Народная песенка «Божья коровка».

Под музыку дети выбирают ведущего – «божью коровку» - и поют:

Божья коровка, полети на небо,

Принеси нам хлеба

Черного, белого,

Только не горелого.

Ведущий поет: «Будет солнце – полечу (дети поднимают руки – крылья). Будет дождик – посижу» (складывают руки – крылья и садятся).

Игра продолжается несколько раз со сменой ведущего.

Рассматривая картинки на слайдах, дети рассказывают о частях тела бабочки, стрекозы (глаза, крылья, усики, туловище, ножки).

- А какие крылья у бабочки?

Дети: Округлые, цветные, большие.

- Молодцы! У стрекозы?

Дети: Длинные, вытянутые, прозрачные.

- А глаза у бабочки, какие?

Дети: Маленькие, крошечные, черные, как точки.

- А у стрекозы?

Дети: Огромные, выпученные, круглые, как шарики.

- А как летит бабочка?

Дети: Тихо порхает, машет крыльями.

- А стрекоза?

Дети: Быстро, стремительно, как вертолёт, крыльев не видно.

- А сейчас у нас будет конкурс на самого наблюдательного. Отгадайте: «Маленькая труженица, всех мёдом кормит».

Дети: Пчела.

- А как вы догадались?

Дети: Она медом угощает людей, разных зверей (медведя, и своих деток – пчелок. Она много работает, трудиться.

- Найдите дом пчелы и скажите, как он называется. (Улей). Дети находят и называют.

- А как устроен ее дом? Куда пчела собирает мед? Как она его «делает»?

Дети: У домика много тонких, серых стенок; вход малюсенький. Внутри соты – чашечки для меда. А мед пчела делает из цветочной пыльцы. (Рассматривают соты и ульи разной величины и соединяют их по размерам.)

- Какие ульи? А соты?

Дети: Улья большие, а соты маленькие, а вот эти еще меньше, совсем малюсенькие, крохотулечки. Там живет маленькая семейка пчел.

- Молодцы! Что же общего у всех насекомых, о которых мы сегодня говорили?

Дети: У них есть крылья. Они умеют летать.

- Да, они умеют летать, потому что у них есть крылья. А у кого или у чего еще есть крылья? (Показ слайдов с изображением пчелы, птицы, летучей мыши; самолёта, мельницы, машины.) А для чего нужны машине крылья?

Дети: Чтобы она не пачкалась, когда едет по грязной дороге.

- А мельнице?

Дети: Чтобы муку, делать, из которой хлеб пекут.

- Ребята, к нам пришел доктор Айболит. Он принес микроскоп – прибор, который делает очень маленькое большим. (Рассматривание мушки). Какие у нее ножки? Сколько их? Какие крылышки? Туловище? Спасибо тебе, доктор Айболит. Теперь мы знаем, что есть такие крошечные, невидимые невооруженным глазом существа. Они могут быть опасными – это микробы, поэтому мы будем….

Дети: Мыть руки, овощи, фрукты. Пить только кипяченую воду.

- Вот и закончилась наша прогулка на веселую осеннюю полянку. Попрощаемся с друзьями, ведь зимой они спят, прячутся в земле.

До свидания, до скорого свидания весной.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Дифференциация гласных и согласных звуков»Дидактическая игра «Дифференциация гласных и согласных звуков» Цель: - учить детей определять первый звук в слове; - дифференцировать гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки; - развивать фонематические.

Насекомые. Занятие по развитию речи экологической тематики Зиннатуллина Татьяна Николаевна, воспитатель высшей, квалификационной категории, МБДОУ №6 «Теремок» п. Джалиль Программное содержание 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Насекомые». НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 17:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД