МААМ-картинки

«Насекомые». НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы

Светлана Федулова
«Насекомые». НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи: Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства); продолжать формировать навыки и умения выделять первый звук в слове, твердые и мягкие согласные, делить слова на слоги, «измерять» длину слов; составлять предложения; подбирать синонимы и антонимы; использовать многозначные слова (крыло); подбирать рифму и выразительно читать стихи.

Материалы и оборудование: Слайдовая презентация «Насекомые», «Цветы». Слайды: гнезда диких пчел, соты разной величины. Микроскоп с препаратом мушки дрозофилы; игрушка доктор Айболит.

Методы: беседа, наблюдение, рассматривание, художественное слово.

Публикация «„Насекомые“, НОД по образовательной области „Речевое развитие“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Ход:

- Наступила осень. Стало пасмурно, холодно. Всё живое готовиться к зиме.

Ребёнок читает стихотворение В. Берестов «Тучка»

Тучка

Тучка с солнышком опять.

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется,

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдётся,

В небе радуга смеётся.

- О каком времени года говориться в стихотворении? Как описывает поэт настроение?

Дети: Об осени: идет дождь, на душе грусть, но становиться весело, когда солнышко. Тогда мы видим радугу.

- Да, совсем недавно мы слышали веселые песенки разных насекомых. А какие вы знаете?

Дети: Песенку жука – «жужжалочку». Он жужжит.

Все вместе читают чистоговорку:

Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Дети: Ещё мы знаем песенку комарика – «ззз – зуделочку». Он кричит: «Зу – Зу – Зу, захочу и укушу». А у змеи – «шипелочка» («шу – шу – шу, потихонечку шуршу»). А у стрекозы – «стрекоталочка» - тр. – тр. (Показывают, как стрекоза лапками трёт и стрекочет.)

- Но самые веселые, звонкие, нежные и «ароматные» песенки, конечно у ….

Дети: у цветов.

- Какие цветы особенно любят звенеть?

Дети: Колокольчики (показ слайда)

- Давайте покажем, как поёт колокольчик.

Мальчики поют низко «З. – З. – З. – З.», а девочки – тонко и нежно «зь – зь – зь – зь» (повторяют несколько раз порознь и вместе).

- А что может звенеть? (слайд колокола).

Дети: звонок, колокольчик.

- Давайте сделаем колокольчик – колокол (пальчиковая гимнастика) и споем песенку колокола.

Колокольчик всё звенит,

Язычком он шевелит,

Дзинь – дон, дзинь – дон,

Колокольный льётся звон.

Дидактическая игра «Собери букет».

- Мы пришли на красивую поляну, на которой растёт очень много разных цветов. Показ слайдов с изображением разных цветов. Дети называют цветы, выделяя голосом первый звук: р. - ромашка, м. – мак, н – нарцисс.

- Вот мы и собрали букет. (На слайде букет цветов).

- А сейчас поиграем. К нам прилетели веселые друзья – насекомые. (Слайды с изображением насекомых: жук, пчела, бабочка). Дети называют.

- Ребята, посмотрите, насекомые грустные, так как они потеряли свои домики. Поможем им?

Дидактическая игра «Кто с кем дружит»

- Чтобы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия, например, слова «жук», и выбрать ему слово – цветок. Для жука это мак (одна часть). А пчела где будет жить?

Дети: Пче – ла – две части. Для нее домиком могут стать нар – цисс, тюль – пан, ро – за, си – рень. Ба – боч – ка – три части: она может поселиться в таких цветах, как ро – маш – ка, ва – си – лёк.

- Слышите, как они вас благодарят?

Дидактическая игра «Подскажи слово»

- Вот какие чудесные истории случаются с цветами. Однажды я слышала разговор жука и лютика, но некоторые слова я забыла, а вы поможете их вспомнить. (Чтение стихотворения Р. Сефа «Разговор жучка и лютика» с подбором рифмующихся слов.)

- Лютик, лютик, что хохочешь?

- Да, ведь ты меня….(щекочешь).

- Так листочки мне….(щекочешь,

Что не хочешь - ….(захохочешь).

Физминутки.

Народная песенка «Божья коровка».

Под музыку дети выбирают ведущего – «божью коровку» - и поют:

Божья коровка, полети на небо,

Принеси нам хлеба

Черного, белого,

Только не горелого.

Ведущий поет: «Будет солнце – полечу (дети поднимают руки – крылья). Будет дождик – посижу» (складывают руки – крылья и садятся).

Игра продолжается несколько раз со сменой ведущего.

Рассматривая картинки на слайдах, дети рассказывают о частях тела бабочки, стрекозы (глаза, крылья, усики, туловище, ножки).

- А какие крылья у бабочки?

Дети: Округлые, цветные, большие.

- Молодцы! У стрекозы?

Дети: Длинные, вытянутые, прозрачные.

- А глаза у бабочки, какие?

Дети: Маленькие, крошечные, черные, как точки.

- А у стрекозы?

Дети: Огромные, выпученные, круглые, как шарики.

- А как летит бабочка?

Дети: Тихо порхает, машет крыльями.

- А стрекоза?

Дети: Быстро, стремительно, как вертолёт, крыльев не видно.

- А сейчас у нас будет конкурс на самого наблюдательного. Отгадайте: «Маленькая труженица, всех мёдом кормит».

Дети: Пчела.

- А как вы догадались?

Дети: Она медом угощает людей, разных зверей (медведя, и своих деток – пчелок. Она много работает, трудиться.

- Найдите дом пчелы и скажите, как он называется. (Улей). Дети находят и называют.

- А как устроен ее дом? Куда пчела собирает мед? Как она его «делает»?

Дети: У домика много тонких, серых стенок; вход малюсенький. Внутри соты – чашечки для меда. А мед пчела делает из цветочной пыльцы. (Рассматривают соты и ульи разной величины и соединяют их по размерам.)

- Какие ульи? А соты?

Дети: Улья большие, а соты маленькие, а вот эти еще меньше, совсем малюсенькие, крохотулечки. Там живет маленькая семейка пчел.

- Молодцы! Что же общего у всех насекомых, о которых мы сегодня говорили?

Дети: У них есть крылья. Они умеют летать.

- Да, они умеют летать, потому что у них есть крылья. А у кого или у чего еще есть крылья? (Показ слайдов с изображением пчелы, птицы, летучей мыши; самолёта, мельницы, машины.) А для чего нужны машине крылья?

Дети: Чтобы она не пачкалась, когда едет по грязной дороге.

- А мельнице?

Дети: Чтобы муку, делать, из которой хлеб пекут.

- Ребята, к нам пришел доктор Айболит. Он принес микроскоп – прибор, который делает очень маленькое большим. (Рассматривание мушки). Какие у нее ножки? Сколько их? Какие крылышки? Туловище? Спасибо тебе, доктор Айболит. Теперь мы знаем, что есть такие крошечные, невидимые невооруженным глазом существа. Они могут быть опасными – это микробы, поэтому мы будем….

Дети: Мыть руки, овощи, фрукты. Пить только кипяченую воду.

- Вот и закончилась наша прогулка на веселую осеннюю полянку. Попрощаемся с друзьями, ведь зимой они спят, прячутся в земле.

До свидания, до скорого свидания весной.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Дифференциация гласных и согласных звуков»Дидактическая игра «Дифференциация гласных и согласных звуков» Цель: - учить детей определять первый звук в слове; - дифференцировать гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки; - развивать фонематические.

Насекомые. Занятие по развитию речи экологической тематики Зиннатуллина Татьяна Николаевна, воспитатель высшей, квалификационной категории, МБДОУ №6 «Теремок» п. Джалиль Программное содержание 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Насекомые». НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 17:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Насекомые». НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Федулова (УИ 195224) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД