Людмила Харченко
НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- познакомит детей со звуками Ф,Ф’, буквой Ф;
- находить место звука в слове (в начале, середине или конце слова);
- закреплять умения делить слова на слоги;
-закреплять умения определять ударный слог в слове;
- закреплять умения составлять схему предложения;
- воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая;
-совершенствовать умения рассуждать, четко выражая свои мысли.
Задачи:
- образовательные: учить детей характеризовать и различать звуки Ф, Ф’;
Публикация «НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [Ф], [Ф’], Буква Ф“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
совершенствовать навык различения звуков : мягкий – твердый, глухой – звонкий;
совершенствовать навык звуко- буквенного анализа слов на основе наглядно-графических схем;
совершенствовать навык определять место звука в словах;
познакомить с буквой Ф.
- развивающие: учить детей дифференцировать звуки Ф – Ф’;
развивать фонематический слух;
развивать графо-моторные навыки;
- воспитательные: воспитывать умение уважать мнение других;
воспитывать умение слушать друг друга.
1. Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – кошка Фая и собачка Филя.
II. Знакомство с новой темой.
Воспитатель: Фая и Филя принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать. Поможем нашим гостям?
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: А теперь внимательно слушаем загадки:
В парке, в летнюю жару,
Воду льёт на детвору.
Брызги веером летят.
Не найти сухих ребят!
Это, что за хулиган!
Как зовут его? (Фонтан).
Воспитатель: Следующая загадка:
Кто волшебницу узнает?
Над землей она летает.
Чудеса творить умея,
Всем в беде поможет. (фея)
Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Воспитатель: Следующая загадка:
Самый точный ваш портрет. (фотоаппарат)
В жаркой Африке гуляет,
Длинной шеей удивляет,
Сам высокий, будто шкаф,
Воспитатель: Молодцы, и последняя загадка:
Вот спортсмены на коньках
Упражняются в прыжках.
И сверкает лед искристо.
Те спортсмены -. (фигуристы)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках - Фонтан,фея,фотоаппарат, фигуристы
Дети: Звук [ф].
Воспитатель: Правильно ребята, это звук [ф]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.
III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.
Воспитатель: Когда мы произносим звук [ф] Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса, какой это звук : согласный или гласный?
Дети: Это согласный звук.
Воспитатель: Ф – глухой, парный, согласный.
Звук [ф] – согласный, твёрдый, глухой.
Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие. Фая, Филя — в каком слове звук [ф] твердый, а в каком мягкий?
Дети: В слове Фая звук [ф] твердый, а в слове Филя — мягкий.
Воспитатель: Почему в слове Филя звук [фь] мягкий?
Дети: Звук [фь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и].Он всегда делает согласные мягкими.
Воспитатель: Правильно. Звук [ф’] – согласный, мягкий, глухой.
Игра «Назови нужный звук».
Друзья любят играть в кубики. У Фаи – синий кубик, обозначающий звук Ф – твердый звук. У Фили – зеленый кубик, обозначающий звук Фь – мягкий звук.
Я буду показывать синий или зеленый кубик, а вы называть соответствующий звук.
(Воспитатель показывает то синий, то зеленый кубики, а дети называют соответствующий звук).
Дети: Ф, Ф, Фь, Ф, Фь…
4. Выделение звуков на слух : Игра «Где звук?»
Воспитатель показывает картинки, дети называют и говорят, где находится звук – в начале, в середине, в конце слова.
Фартку-т
Фанарик-т
Флаг-т
Фиалка-м
Фикус-м
Ферма-м
Фабрика-т
Шифоньер
Телефон
Зефир
Сарафан
Кофта-т
Шарф-т
Видеофильм
Жираф
Шкаф
Торф
Сейф
Шеф
Кайф,
Торф
Воспитатель: Молодцы, ребята. Пик и Пак любят поиграть.
5. Физминутка: Мы топаем ногами-
Топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками-
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
По кругу мы идем. (Движения выполняются в соответствии с текстом).
6. Игра «Придумай слово со звуком Ф» (с мячом).
(дети стоят в кругу, передают мяч и называют слово)
7. Игра «Четвертый лишний»
Аэроплан, гидроплан, самолет, фазан (дети называют лишнюю картинку и объясняют свой выбор)
Ребята, а какой первый звук в слове ФФФазан? -СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ,ТВЕРДЫЙ (дети дают характеристику)
Ракета, дельтаплан, истребитель, филин (дети называют лишнюю картинку и объясняют свой выбор)
Ребята, а какой первый звук в слове ФФФилин? -СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ,МЯГКИЙ (дети дают характеристику)
8. Знакомство с буквой Ф.
Слышим звуки, а пишем, читаем?
Дети: Буквы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что звуки [Ф], [Ф‘] обозначаются одной буквой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Они обозначаются буквой Ф ( показываю на доске: Ф).
Буква Ф надула щёки,
Нос задрала, руки - в боки!
Ничего себе! Однако!
Эта Буква - задавака!
-Ребята, давайте пофантазируем, на что похожа буква П?
Я футбольный судья.
Целый день с мальчишками.
Два футбольных мяча
У меня под мышками!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква Ф.
Сначала нарисуй кружок,
А рядышком еще другой.
Теперь, старайся, мой дружок,
Их разделить прямой чертой.
Воспитатель: Букву Ф можно написать только ручкой или карандашом? Давайте с вами поэкспериментируем. Разделимся на группы, предлагаю разные материалы - выложите букву Ф. (Дети выкладывают букву).
Воспитатель: А теперь, ребята, возьмём карандаши. Печатаем букву Ф
- Подчеркни букву Ф на карточке. – Сколько раз вы подчеркнули букву Ф?
- Обменяйтесь листочками и проверьте друг у друга выполненное задание.
-Показ на доске. (Сейчас мы будем писать букву Ф.)
-Сначала нарисуем букву в воздухе, а потом на листах. (Пишем через клеточку всю строчку).
9. Чтение слогов (презентация)
10. Итог занятия.
Воспитатель: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуками [Ф],[Ф‘] и буквой Ф.
Воспитатель: Ребята, чтобы наши друзья — Фая и Филя не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.
Дети: Филя — Звук [ф’], согласный, мягкий, глухой.
Фая — Звук [ф] – согласный, твёрдый, глухой.
Воспитатель: А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.