Наталья Ольшевская
НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т]-[т’] и буква Т»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД Звуки «Т,Ть». Буква «Т»
Цель:
коррекционно – образовательные:
- научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков «Т»,
«Ть» и различать их;
- учить различать на слух и в произношении звуки «Т – К – Д»;
- закрепление терминов «согласный», «гласный» звук;
- формировать и расширять словарь детей по теме «Ягоды»;
коррекционно – развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Публикация «НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [т]-[т’] и буква Т“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
- развивать навыки звукового анализа и синтеза обратных слогов, их
чтение;
- развивать фонематический слуха;
коррекционно – воспитательная:
- расширять кругозор детей.
Оборудование: зеркала, карандаши, тетради, картинка – символ, картинки со звуками «Т», «Ть» в начале, середине и конце слова, разрезные азбуки, карточка – «фонарик», наборы для схем;
Ход: I. Организационный момент.
- Назови что это?
Берёза, тополь, ива – это деревья.
Платье, рубашка, кофта – это одежда.
Мяч, кукла, машина – это игрушки.
Кастрюля, тарелка, ложка – это посуда.
Василёк, роза, тюльпан – это цветы.
Стол, стул, шкаф – это мебель.
Ласточка, ворона, синица – это птицы.
Сом, корюшка, щука –это рыбы.
Весна, лето, осень – это времена года.
Самолёт, поезд, автобус – это транспорт.
Собака, корова, кошка – это домашние животные.
Помидор, огурец, лук – это овощи.
Земляника, голубика, смородина – это ягоды.
Подберёзовик, подосиновик, волнушка – грибы.
Апельсин, яблоко, персик – это фрукты.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
1. Общее расслабление.
Мы хлопаем руками: хлоп- хлоп-хлоп.
Мы топаем ногами: топ- топ-топ.
Машем мы руками, киваем головой.
2. Развитие общей моторики.
Мы шли, шли, шли; / Дети маршируют,
/ руки на поясе.
Бруснику нашли. / Наклониться, правой рукой
/ коснуться носка левой ноги
и наоборот.
Раз, два, три, / Маршируют.
четыре, пять,
Мы идём искать опять. / Наклоны вперёд, руки
/ касаются носков.
3. Развитие мелкой моторики.
Как румян осенний сад! / Лёгкие хлопки по щекам
Всюду яблоки висят. / Руки поднять вверх.
Краснобоки, краснощёки, / Руки на поясе.
На ветвях своих высоких / Руки поднять вверх.
Точно солнышки горят! / Соединить в круг
(«солнышко»)
4. Массаж - поглаживание, постукивание, кругообразные движения,
поглаживание.
5. Мнемогимнастика
Мы умеем улыбаться!
Мы умеем удивляться!
Мы умеем огорчаться!
Мы умеем хмуриться!
Мы умеем улыбаться!
Повторяйте вместе со мной:
Доброе утро и солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
6.. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
- для челюсти: попеременное открывание и закрывание рта;
- для губ: «бублик» - «трубочка», «воздушный поцелуй»,
Беззвучная артикуляция звуков А, У;
- для языка: самомассаж языка (покусывание – дя – дя – дя,
расслабление – тя – тя – тя.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте
1. - Какие буквы учили?
- Назовите гласные, согласные.
- Придумайте слова со звуками «П», «Пь».
2. Знакомство со звуком «Т»
Логопед: - Как стучит молоток? (Тук – тук – тук.)
- Какой первый звук в этих словах? (Звук «Т».)
- С каким звуком мы будем сегодня знакомиться?
Объявление темы. Сегодня мы познакомимся со звуком «Т».
2. Артикуляция звука
При произношении звука «Т» язык находится за верхними
зубами и ударяются о бугорки.
Проговаривание звука хором и индивидуально.
Характеристика звука. Звук «Т» - согласный (не поётся, твёрдый, глухой
(тактильно – вибрационный контроль, обозначаем квадратом синего цвета.
Выставляются картинки: танк, туфли, топор, тыква, таблетки, кот, самокат, батон, утка и т. д.
Логопед выставляет картинки: телефон, тетрадь, телевизор, тигр, тюлень,
телёнок и т. д.
У звука «Т» есть «младший братец» звук «Ть».
Звук «Ть» - согласный, мягкий, глухой, обозначаем квадратом
зелёного цвета.
3. Развитие фонематического слуха.
* Воспроизведение слоговых рядов:
та – то – ту – ты ти – тя – тё
ту – то – ты – та тё – тю – тя
ат – от – ут – ыт
ут – ит – ат – от
* Проговаривание чистоговорок:
Та – та – та – у нас дома чистота.
Ты – ты – ты – сметану съели всю коты.
То – то – то – стали мы играть в лото.
Ат – ат – ат – берём с собою автомат.
4. Дидактическая игра «Светофор»
Дайте сигнал когда услышите звук «Т» в словах:
Книга, танк, дом, таблетки, дверь, кулак, туфли, дым, топор, клюква,
дорога, калоши, тумбочка, дыня, компот, ток.
5. Связь звуков и буквы.
Звуки «Т», «Ть» живут в одном домике. Этот домик буква «Т».
В кассах дети находят и рассматривают букву.
Логопед проводит анализ и синтез слогов и составляю графические схемы АТ УТ ИТ ЭТ
6. Из скольких элементов состоит буква.
- Прорисовывают букву в воздухе, на столе.
- Печатают букву в тетрадях.
IV. Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Руки в стороны развел.
Низко над землёй нагнулся
- видно, ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать
Надо на носочки встать.
Крепче, Буратино, стой!
Вот он ключик золотой!
V. Игра «Какое слово я загадала»
Вы должны добавить звук «Т» и проговорить слово.
…арелка (тарелка) …алон (талон)
…апочки (тапочки) …учи (тучи)
…анец (танец). опор (топор)
…арокан (тарокан) …ыква (тыква)
…ополь (тополь) …аблетка (таблетка)
VI. Пересказ рассказа «Тома и Толя».
- Это Тома.
- Это Толя.
- У Томы кукла Ната.
- У Толи – танк.
- Тома купает Нату.
- Толя катает танк.
Вопросы: - Как зовут девочку?
- Как зовут мальчика?
- Что у Томы?
- Что у Толи?
- Что делает Тома?
- Что катает Толя?
VII. Итог. С какими звуками познакомились?
Дайте характеристику этим звукам.
Упражнение по развитию лексико – грамматической стороны речи.
Игра «Собери ягоды»
«Я собрал в лесу много ягод черники».
«Я собрала в саду много ягод крыжовника». И т. д.