Наталья Романенко
НОД по ознакомлению детей-дошкольников с культурой КМНС
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ознакомлению детей подготовительной группы с культурой Коренных малочисленных народов Севера.
Воспитатель: Романенко Наталья Борисовна
г. Николаевск-на-Амуре
Цель: Формирование представлений о жизни, культуре, быте и традициях коренных жителей – нивхов и нанайцев.
Задачи:
Дать знания о своеобразии жизни коренных, малочисленных народов Нижнеамурья: жилище, одежда, труд.
Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Развивать любознательность и интерес.
Предварительная работа:
Публикация «НОД по ознакомлению детей-дошкольников с культурой КМНС» размещена в разделах
Чтение произведений Д. Нагишкина «Амурские сазки», сборников нивхских, нанайских народных сказок, Э. Вальдю «Сказка о смелой девочке Носке», Э. Кириченко «Сказки дремучей тайги».
Разучивание игр – «Собачьи упряжки», «Прыжки через нарты»
Цикл бесед на тему «Моя родина - Дальний восток».
Рассматривание иллюстраций,сюжетных картинок по теме «Народы нижнего Амура», организация и проведение экскурсий в краеведческий музей им. Розова, в центр культуры народов КМНС.
Наглядный материал:
Экспозиции мини-музея, развивающая игра “Сложи картинку” ( два вида жилищ: летнее и зимнее, «Одень куклу» (4 вида национальных одежд, «Предметы-помощники труда» (карточки, слайды, обручи для игры «Собачьи упряжки», изображения нарт – 2шт.
Ход занятия:
(слайд №1)
Воспитатель: Добрый вечер! Мы рады приветствовать всех наших гостей и взрослых и детей у нас в гостях. Сегодня мы с вами покажем, чему мы научились, Но вначале ответьте на вопросы:
(слайд№2)
- В какой стране мы с вами живем?
- Как вы думаете, какая Россия по величине?
- Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день. Вот какая большая наша страна.
- Что такое Родина.
- Правильно! Там, где вы родились. Наша Большая Родина – это наша Россия, но есть у людей еще и Родина малая. Назовите ее.
(слайд№3)
- Правильно это Николаевск-на-Амуре. Это большой город? Где он располагается? Вот о прошлом наших родных мест, о людях исконно здесь живших мы сегодня с вами и поговорим.
(слайд№4)
Сегодня у нас не просто занятие, а презентация проекта, над которым мы с ребятишками в последнее время трудились. Он называется «Знакомые незнакомцы» Расскажите, почему мы с вами его так назвали (встречаем в жизни их каждый день, но ничего о их жизни, обычаях не знали)
А поможет в этом нам наш маленький музей. Расскажите нам, что же такое музей, для чего он нужен? (ответы детей) Какие вещи находятся в музеях?
А наш музей непростой, экскурсии проводят наши ребятишки.
(слайд№ 5)
И мы переходим в первый зал. Он называется «Кто живет? Как живет?»
Первый экскурсовод: Послушайте, что я вам расскажу: “Рассказывали будто в краях северных, на великой реке Амур с давних времен живут счастливые люди. Им нипочём ни снег, ни вьюга, ни мороз. Глаза у них как смородины, а волосы как смоль. Свои дома они строили по берегам Амура… И бывали у них селения летние и зимние…
О ком рассказал наш экскурсовод? (нивхи, нанайцы….) (слайд№ 6-7-8)
Да посмотрите нашу экспозицию кто-то испортил: вместо рисунков – черные квадраты, теперь наши гости ни за что не узнают как были устроены их дома. Выходите, детки, помогите (деление на две команды, каждая получает конверт с разрезными картинками
д/и «Собери картинку» - картинка с изображением домов, команда должна рассказать об особенностях строения в связи с сезоном (летние и зимнее жилища).
(слайд№ 9)
2. Ну что ж, мы с вами теперь узнали как были устроены дома народов Приамурья, а сейчас мы с вами проходим во второй зал, его названье «Как одевались?» И наш следующий эксурсовод (слайд№ 10-11-12)
Второй экскурсовод:«Нивхи и нанайцы носили летом – халат из рыбьей кожи и конусную шапку из бересты, которая спасала их солнца, дождя, а зимой халат как шубу из шкур животных мехом внутрь, сверху одевали специальную зимнюю юбку и шапку, чтобы не замерзать.
Вос-ль: Посмотрите на нашу экспозицию. Все ли верно изобразил художник? Нет ли ошибок? Давайте же исправим их. (одежды перепутаны в первом случае женские с мужскими, во втором случае летние с зимними)
(деление детей на 4 команды. Проведение игры «Одень куклу» ( 4 куклы: две в легких одеждах мальчик и девочка; две в зимних, команды должны обосновать свой выбор) (слайд№ 13)
А мы проходим в следующий зал «Чем занимались?» (слайд№ 14)
Наш эксурсовод…
Третий экскурсовод: «Главным занятием мужчин была рыбалка и охота, а женщины занимались собирательством, хозяйствовали в доме: готовили еду, шили одежду, убирались, воспитывали детей.» (слайд№ 15-16-17)
Воспитатель: Нивхам и нанайцам приходилось много трудится, чтобы выжить в суровых условиях нашего края, а теперь вам, ребята, тоже придется потрудиться, у нас на картинках нарисованы предметы помощники взрослым в труде, надо взять девочкам предметы-помощники женские, мальчикам – мужские и рассказать полным предложением для чего этот предмет, что с ним делали. И тогда мы увидим на нашем экране картины с изображением занятий взрослых.
(проводится игра «Помощники в труде» : дети берут по предметной карточке, составляют сложное предложение о том, что это и зачем необходим этот предмет…Н-р, это лук, он был необходим для охоты.)
(слайд№ 16)Молодцы. А расскажите как они воспитывали своих детей? (их с малых лет приучали к труду и дарили им маленькие орудия труда, н-р маленький лук, чумашку, предметы для шитья… и т. д.)
Воспитатель: Одним из занятий взрослых была охота. Какими чертами характера должен был обладать охотник? (сильным, смелым, храбрым, зорким) Давайте же, чтобы и наши глазки были зоркими проведем гимнастику для глаз, надо проследить за лисичкой глазками. (слайд17)
Воспитатель:.Вот сколько много нового мы уже узнали. Но нивхи и нанайцы не только трудились, они еще умели здорово веселиться. Давайте же пройдем в следующий за и называется он «Как они веселились» Какие национальные праздники мы знаем? (кормление воды, медвежий праздник) На этих праздниках всегда проводились веселые состязания и подвижные игры. Одним из таких состязаний было прыжки через нарты.
А наш экскурсовод расскажет, что же такое нарты?
Четвертый экскурсовод: Нарты – это такие сани, которые сделаны из дерева без единого гвоздя. На них в старину ездили нивхи и нанайцы на охоту на собачьих упряжках.
(проводятся соревнования между мальчиками и девочками)
-прыжки через нарты.
- п/и «Собачьи упряжки»
Отдохнули? А вечерами бабушки и мамы рассказывали своим деткам сказки
Драматизация нивхской народной сказки «Почему у зайца уши длинные».
5. Вот сколько много нового мы узнали за время работы над нашим проектом. (слайд№ 18)
А давайте теперь спросим наших гостей, что же они узнали? (детей из соседней группы) (дети спрашивают, н-р:
Какие жилища были у нивхов?
Из чего шили они свою одежду?
Какие главные занятия были у них?
Как любили развлекаться?
Молодцы! Теперь, когда мы так много узнаем мы будем жить с нашими ближайшими соседями коренными жителями нижнего Амура дружно.
(слайд№ 19-21)
Дети читают стихи:
1. Он могуч, богат не хмур
Древний батюшка Амур.
Здесь красиво. Также тут
Люди разные живут.
2. Нивх, нанаец, русский тоже
Но в одном мы все похожи.
3. Это Родина и нужно
Жить нам весело и дружно.
Все: И традиции хранить
Родину свою любить.
Нивхская народная песня «Тронг тори»